НАТ. ОБРЫВ – ВЕЧЕР ВОСПОМИНАНИЕ
Высокий обрыв, с которого видны огни города.
Недалеко от края обрыва стоит автомобиль Павла. Из автомобиля Павла доносится музыка.
Павел и Лариса стоят у края обрыва.
ЛАРИСА
А я думала, тихое, но уютное местечко будет рестораном. Рада, что ошиблась.
ПАВЕЛ
Я частенько здесь бываю. Напряженный график – встречи, звонки, обеды, ужины, контракты, улыбки. К концу недели не голова, а муравейник. А приезжаю сюда – и все как рукой снимает. Вина?
ЛАРИСА
Вы же за рулем. Как же назад?
ПАВЕЛ
Боитесь, что меня оштрафуют?
ЛАРИСА
Нет, кажется, штрафы вам не страшны. Но я за безопасное движение.
ПАВЕЛ
Значит, назад пешком.
ЛАРИСА
Тогда вина.
Павел достает из автомобиля бутылку вина и два бокала.
ЛАРИСА
А вы запасливый.
Павел открывает вино и разливает его по бокалам.
ПАВЕЛ
Всегда готов. Ибо в любой момент могут начаться ответственные соревнования.
Павел подает бокал Ларисе.
ПАВЕЛ
За вас.
ЛАРИСА
За вечер. У меня таких очаровательных вечеров еще не было.
Лариса и Павел пьют вино.
ПАВЕЛ
Готов гарантировать подобные вечера для вас с завидной регулярностью.
ЛАРИСА
Это слишком серьезное и ответственное обещание для современного мужчины.
ПАВЕЛ
Я не боюсь ответственности. И настроен весьма серьезно. Потанцуем?
Лариса подает Павлу руку.
Павел и Лариса танцуют.
ПАВЕЛ
Вы знаете, вы мне нравитесь. Вы сильная женщина – вот так все бросить, уехать, начать все с нуля и добиться успеха.
ЛАРИСА
Честно говоря, мне нечего было бросать. Сама я детдомовская, поступила в театральное, закончила. Играла в театре. Личная жизнь не задалась. Так что села и поехала.
ПАВЕЛ
И все же на это тоже нужны силы и решимость.
НАТ. ОБРЫВ – ВЕЧЕР ВОСПОМИНАНИЕ
Играет медленная музыка.
Павел и Лариса танцуют.
НАТ. ШОССЕ – ВЕЧЕР ВОСПОМИНАНИЕ
По шоссе, взявшись за руки, навстречу закатывающемуся в каменные городские джунгли солнцу идут Лариса и Павел.
НАТ. УЛИЦА - ДЕНЬ
Лариса в плаще медленно идет по улице. В ее руках сумка. По щекам текут слезы.
Лариса подходит к скамеечке и садится.
По Ларисиным щекам текут слезы, губы дрожат.
ИНТ. ТЕАТР, ПРОХОДНАЯ, КОНТОРКА – ДЕНЬ ВОСПОМИНАНИЕ
За столом сидят Фадей Фадеич и Лариса. Пьют чай. Фадей Фадеич рассматривает фотографии – Лариса и Павел на море.
ЛАРИСА
А это мы в Египте. Жара, представляете? У нас здесь плюс пять, а там тридцать. А красотища!
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Да уж, вижу, эта неделя вам пошла на пользу – отдохнули, загорели.
ЛАРИСА
А это мы на приеме у губернатора.
Фадей Фадеич рассматривает очередную фотографию.
ЛАРИСА
Ай, это опять интервью. Паша сфотографировал. Он сам не любит фотографироваться, все больше по другую сторону фотоаппарата стоит. А вот мы на съемках фильма.
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Это когда вы уезжали на дней десять?
ЛАРИСА
Да-да. Паша тогда приехал ко мне. Так неожиданно и так приятно. Он у меня умеет делать сюрпризы.
Фадей Фадеич смотрит последнюю фотографию.
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Вот смотрю я, Лариса Андреевна, с виду вроде счастливая вы, улыбаетесь. А как гляну вам в глаза, так и вижу, что гложет вас что-то. Словно вы недовольны чем-то, словно не хватает вам чего-то для того самого полного счастия.
Лариса, выдавив из себя улыбку, поспешно собирает фотографии.
ЛАРИСА
Ладно, Фадей Фадеич, пойду я. А то репетиции нет, Зацепин не успел вернуться из командировки. Пойду домой.
Лариса кладет фотографии в сумочку.
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Спасибо, уважили старика, посидели, почаевничали, да-с.
ЛАРИСА
Всего доброго.
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Всего доброго, Лариса Андреевна.
Лариса выходит.
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Всего доброго, Лариса Андреевна.
НАТ. УЛИЦА - ДЕНЬ
Лариса сидит на скамеечке, держится за сердце.
Она достает из кармана пузырек, вытряхивает из него на ладонь таблетку и кладет в рот, запив минералкой, которую тоже достает из сумки.
Мимо проходят СВЕТА и СЕРГЕЙ.
СВЕТА
Смотри, это Лариса Бакулова. Давай подойдем.
Сергей и Света подходят к Ларисе.
СЕРГЕЙ
Здравствуйте, Лариса...
СВЕТА
... Андреевна.
СЕРГЕЙ
Нам очень нравится, как вы играете. Мы были на всех ваших спектаклях.
СВЕТА
Можно автограф?
ЛАРИСА
Да-да, конечно. У вас есть, на чем?
Сергей хлопает себя по карманам.
Света копается в сумочке.
СЕРГЕЙ
Ой, у меня нет.
СВЕТА
У меня тоже. Как жаль.
Лариса улыбается.
ЛАРИСА
Ничего-ничего. Кажется, у меня есть.
Лариса открывает сумку, достает из нее фотографию – счастливо улыбающаяся Лариса на побережье. Лариса горько улыбается...
ЛАРИСА
Для кого?
СВЕТА
Света и Сергей.
... расписывается и отдает фотографию Свете.
ЛАРИСА
Вот возьмите.
СВЕТА
Ой, спасибо!
СЕРГЕЙ
Спасибо, Лариса...
СВЕТА
... Андреевна. Что с вами? Вам плохо? Вы плачете. Что-то случилось?
ЛАРИСА
Нет-нет, что вы. Это я репетирую. Прохожу роль. А что, плачу?
СВЕТА
Ну, да.
ЛАРИСА
Даже не заметила. Текст прогоняла, видать, расчувствовалась.
СВЕТА
Тогда удачи. Ждем ваших новых работ.
Сергей и Света уходят.
Лариса достает из сумки фотографии – те самые, что рассматривал Фадей Фадеич, и выбрасывает их в урну.
ИНТ. ДОМ ПАВЛА, КОРИДОР – ДЕНЬ ВОСПОМИНАНИЕ
Входит Лариса.
Звучит романтичная музыка.
Лариса проходит...
ИНТ. ДОМ ПАВЛА, КОМНАТА – ДЕНЬ ВОСПОМИНАНИЕ
... в комнату.
В комнате Павел танцует с ДЕВУШКОЙ в бикини.
ЛАРИСА
А ты хорошо ведешь.
Павел и Девушка останавливаются.
На столике стоит бутылка вина и наполненные бокалы.
ЛАРИСА
Ты не меняешься.
ПАВЕЛ
Лариса, я тебе все объясню.
ЛАРИСА
Только не надо вот этих фальшивых сцен – «я тебе все объясню», «ты не так все поняла». Ты хорошо танцуешь, но плохо играешь.
НАТ. УЛИЦА - ДЕНЬ
Лариса в плаще встает со скамеечки и медленно идет по улице.
Она подходит к афише, где висит большой плакат улыбающейся Ларисы в роли Анны Карениной – «“Анна Каренина“ – спектакль состоится ..., ... числа».
Лариса достает телефон, звонит.
ЛАРИСА
Николай Семенович, можно, я в театре снова обоснуюсь в комнатке?
Так получилось.
Спасибо, большое спасибо.
Лариса выключает телефон, с ухмылкой смотрит на плакат и медленно уходит.
ИНТ. ДОМ ПАВЛА, КОМНАТА – ДЕНЬ ВОСПОМИНАНИЕ
Лариса сбрасывает в сумку вещи.
Павел наблюдает за ней, стоя у окна.
ПАВЕЛ
Лариса, это же глупо. Нам же было хорошо вместе...
ЛАРИСА
В том-то и дело, что было. Паша, мне хотелось элементарного женского счастья: сильное мужское плечо, свой угол... дети, в конце концов. Просто семьи!
Павел делает попытку забрать у Ларисы сумку.
ПАВЕЛ
Дай сюда, прекрати, Лара.
ЛАРИСА
Пусти!
Лариса выхватывает сумку из рук Павла.
ПАВЕЛ
А в чем проблема-то? Ну, потанцевали. Ничего ведь не было.
ЛАРИСА
Потому что я пришла раньше, чем предполагалось.
ПАВЕЛ
Жили себе – все есть для тебя: крыша над головой, уют, мужское плечо. А остальное – формальности. Зачем все это?
Лариса закрывает сумку, надевает плащ.
ЛАРИСА
С чем пришла, с тем и ушла. Прощай, Паша. Ничего ты не понял.
Лариса выходит, громко хлопнув дверью.
НАТ. ТЕАТР - ВЕЧЕР
Лариса подходит к служебному входу, открывает дверь и входит в театр.
ИНТ. ТЕАТР, ПРОХОДНАЯ - ВЕЧЕР
Лариса проходит мимо доски объявлений. Она останавливается и читает поздравительный лист:
ЛАРИСА
Поздравляем господ актеров Его Императорского Высочества театра с праздником праздников – Пасхою. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. От Санкт-Петербургскаго Комитета Архимандрит Мефодий.
Лариса улыбается и проходит дальше.
ИНТ. ТЕАТР, КОМНАТА - ВЕЧЕР
Лариса складывает вещи в шкафу.
Из театра доносятся бурные аплодисменты.
Лариса замирает, прислушивается.
Лариса открывает дверь, выходит из комнаты.
ИНТ. ТЕАТР, КОРИДОР - ВЕЧЕР
Лариса идет по коридору.
Слышны крики «Браво!»:
ЗРИТЕЛИ (ВПЗ)
Браво! Браво!!!
Крики «Браво!» пробиваются сквозь бурные аплодисменты, которые становятся все громче.
ИНТ. ТЕАТР, ЗАКУЛИСЬЕ - ВЕЧЕР
Лариса подходит к кулисам.
Крики «Браво!» и аплодисменты смолкают.
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Лариса Андреевна?! Вы здесь?! Что вы тут делаете?
Лариса оборачивается.
К ней подходит Фадей Фадеич.
ЛАРИСА
Вернулась сюда... жить. Но я не надолго. Найду комнату и съеду.
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Вы расстались с Павлом? Что-то случилось?
ЛАРИСА
Ничего. Дела житейские. Фадей Фадеич, я тут слышала аплодисменты, крики «Браво!».
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Аплодисменты?! Крики?!
ИНТ. ТЕАТР, КОРИДОР - ВЕЧЕР
Фадей Фадеич ведет Ларису.
ЛАРИСА
Но я же слышала, Фадей Фадеич.
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Все это очень странно, Лариса Андреевна. Никто не слышит, а вы слышите. Очень странно, да-с.
ЛАРИСА
И не в первый раз. Мне даже кажется, что как-то я слышала и ваш голос. Вы, словно режиссер, давали указания.
Фадей Фадеич смеется.
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Ну, право слово, Лариса Андреевна. Уж насмешили старика.
Фадей Фадеич и Лариса проходят мимо фотографий актеров, висящих на сцене.
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Лариса Андреевна, желаете, я вам на сон грядущий расскажу легенду, связанную с нашим театром?
ЛАРИСА
Если это поможет мне уснуть.
Фадей Фадеич и Лариса останавливаются возле фотографий.
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Как я вам уже говорил, в нашем театре несколько актеров умерли на сцене...
ЛАРИСА
Да-да, помню, ужас какой.
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Не знаю, не знаю. Возможно, сии актеры достигли высшего уровня мастерства и умерли на сцене, полностью прожив своего персонажа? Так сказать, не ощущая себя отдельно от того, кого играли.
ЛАРИСА
Красивая версия.
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Лариса Андреевна, я давно тут служу и знаю здесь каждый угол, каждую трещинку. И всякой раз в уже знакомом нахожу что-то новое. Обратите, пожалуйста, свое внимание на фотографии актеров, о коих я вам повествовал ранее.
Лариса смотрит на старые фотографии.
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Ничего не замечаете?
ЛАРИСА
Нет. А что тут надо заметить?
Фадей Фадеич подходит к фотографиям и показывает на некоторые из них.
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Вот посмотрите. Полозов, Свешкин, Ташевской, Дмитриевич, Наумченко. Пименов, Расковец. У каждого актера есть... медальон.
Фадей Фадеич показывает на фотографии на точно такой же медальон, что нашла Лариса.
Лариса всматривается и открывает рот от удивления.
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Ни у кого больше нет, а только у них. И лишь эти актеры умерли на сцене, да-с.
ЛАРИСА
Не может быть...
Лариса прикладывает руку к груди, что-то нащупывает под кофтой.
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Сердце, Лариса Андреевна?
ЛАРИСА
Нет-нет. Продолжайте, Фадей Фадеич, это очень интересно.
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Я тут зашел в краеведческий архив, поинтересовался. Оказывается, с этим медальоном связано предание...
Лариса смотрит то на Фадей Фадеича, то на фотографии.
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
... которое гласит, что он, медальон, помогает проявиться заданным природой талантам. То есть если это актер, художник, музыкант, то его дар становится ярче. Или наоборот – вся бесталанность становится очевидна всем, да-с.
Лариса пристально смотрит на Фадей Фадеича.
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Но и это еще не все. Надо сказать, что это не человек находит медальон, а медальон находит человека. Но человек за счастие проявленного таланта должен заплатить.
ЛАРИСА
Заплатить?
Фадей Фадеич берет Ларису под руку и ведет ее по коридору.
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Видите ли, он требует определенного отрешения и самоотдачи. Все сии великие актеры были, скажем так, с несложившейся личной жизнью – одинокие, разведенные. Они могли все свои силы отдавать театру. К тому же, сей медальон ограничен в сроках своего, так сказать, воздействия. Всего-то несколько месяцев. Полгода, максимум год. За это время обладатель должен решить, он следует за медальоном или...
ЛАРИСА
Или?
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Рано или поздно медальон в любом случае утратит свою силу. Если человек не последует за ним, то он скатится назад, туда, где он был до приобретения медальона, и даже ниже.
ЛАРИСА
А если решит последовать за ним, должен будет умереть на сцене?
ФАДЕЙ ФАДЕИЧ
Это все предание. Красивое, но предание. А вот и ваш нумер. Спокойного сна, Лариса Андреевна. Надеюсь, вам больше ничего не привидится... и не прислышится, так сказать.