ИНТ. КАФЕ ВЕЧЕР
Марчелло и Джордано сидят за стойкой бара и пьют пиво.
МАРЧЕЛЛО
Одолжишь денег?
ДЖОРДАНО
Смотря, сколько.
МАРЧЕЛЛО
Нужно срочно купить принтер.
ДЖОРДАНО
Ты не доделал сценарий?
МАРЧЕЛЛО
Продюсеры любят читать сценарии на бумаге. А в нашем театре нет принтера. Я узнавал. Бухгалтер-то приходящий.
ДЖОРДАНО
Что-то уже продал?
МАРЧЕЛЛО
Если бы…
ДЖОРДАНО
Пяти тысяч хватит?
МАРЧЕЛЛО
Наверно.
Джордано достаёт купюры из бумажника.
ДЖОРДАНО
Значит, одолжу. У Лучано скоро день рождения. Пойдёшь?
МАРЧЕЛЛО
Денег на подарок не хватит.
ДЖОРДАНО
Это шанс, приятель. Ты должен пойти. А денег я тебе дам. Говорят, все авторы – невротики. Пишут о том, чего им не хватает. Ты пишешь об ограблении банка, верно?
МАРЧЕЛЛО
Верно.
ДЖОРДАНО
«Не стой у «стены плача», лучше стой, хохОча». Эту шутку лучше выкинуть. Она отдаёт антисемитизмом. Хотя, когда тому парню приставляют к затылку пушку и говорят такое…
МАРЧЕЛЛО
Ты успел прочесть?
Я решил плыть по течению. Отпущу ситуацию и буду делать то, что подсказывают мне интуиция и мудрые люди.
Никогда не знаешь, из какого хаоса возникает сюжет.
ДЖОРДАНО
А как же быть с целью? Какова сверх-идея твоей работы?
МАРЧЕЛЛО
А какова была цель Бога, когда он творил Вселенную?
Не могут ли реальные условия складываться так, что Бог потерялся в им же созданном мире? Что Oн летит по инерции в неуправляемом потоке событий и не в состоянии изменить им же придуманный и созданный миропорядок?
Джордано внимательно смотрит на Марчелло, словно видит его впервые.
ИНТ. КНИЖНЫЙ МАГАЗИН ВЕЧЕР
Марчелло находит в разделе «Психология» книгу «Исправляя ошибку природы».
Он подходит к кассе и расплачивается с КАССИРОМ. Полки с книгами, кассир, ПОКУПАТЕЛИ меняют свои очертания, расплываясь в пьяном сознании Марчелло.
МАРЧЕЛЛО
Если Бог не в состоянии управлять, то как измерить Eго божественность, и вообще, можем ли мы в таком случае полагаться на Eго вмешательство в решающий момент?
ИНТ. ЗАКУСОЧНАЯ НОЧЬ
Марчелло клюёт носом, читая книгу. Он безобразно пьян. Рядом стоит бутылка и бокал.
Брошюра выскальзывает из его правой руки и закрывается. Марчелло роняет лысую голову на рекламу компании «Traveling hairs».
ПОСЕТИТЕЛЬ кафе подсаживается к Марчелло и, оглядываясь по сторонам, ловко вытаскивает бумажник из его пиджака. Воришка встаёт и быстро удаляется из закусочной.
ИНТ. ГРИМУБОРНАЯ ВЕЧЕР
Марчелло и Санта целуются. Оба в костюмах. Премьера. Марчелло отрывается от губ Санты.
МАРЧЕЛЛО
Санта, одолжи мне денег.
САНТА
Сколько, мерзавец, тебе одолжить?
МАРЧЕЛЛО
Пять тысяч.
САНТА
Ого! У тебя хороший аппетит!
МАРЧЕЛЛО
Не долларов. Пять тысяч рублей.
САНТА
У тебя нет таких денег?
МАРЧЕЛЛО
Я верну после зарплаты.
САНТА
Марчелло, ты лыс, беден и залезаешь в долги. Ну, что с тобой поделать? А зачем тебе деньги?
МАРЧЕЛЛО
Принтер. Мне срочно нужен принтер.
В гримуборную заглядывает Десика.
ДЕСИКА
Санта, скоро твой выход!
Марчелло и Санта отскакивают друг от друга. Санта покидает гримёрку.
МАРЧЕЛЛО
Так как на счёт…
Санта уже не слышит. Марчелло безнадёжно взмахивает рукой.
Актрисы исчезают за дверями.
Отпусти ситуацию. Как советует книга.
ИНТ. КВАРТИРА МАРЧЕЛЛО УТРО
В квартире беспорядок. По всюду разбросаны книги. На полу одежда и пустые бутылки. Марчелло сидит за ноутбуком в трусах и майке и лихорадочно нажимает на клавиши компьютера. Рядом, на столе, стоит чашка с кофе.
МАРЧЕЛЛО
Напоминая себе героя из рассказа Борхеса о синих камнях, я перемешивал в своей голове мысли о концовке сценария. Они непостижимым образом появлялись, размножались и исчезали. Как те самые камни.
Звонок в дверь. Марчелло нехотя отрывается от работы, встаёт и босиком идет к дверям.
Открывает двери. На пороге стоит улыбающаяся Санта. В её руках коробка с принтером и пакет с продуктами.
САНТА
Ты не ожидал?
МАРЧЕЛЛО
Честно говоря…
САНТА
Держи, чёрт тебя возьми!
Марчелло забирает из её рук коробку с принтером и пакет.
МАРЧЕЛЛО
Прошу, заходи.
Санта заходит и с улыбкой рассматривает скромное жилище Марчелло. Он растерян, но, явно, рад такому визиту.
ИНТ. КВАРТИРА МАРЧЕЛЛО ДЕНЬ
На столике – ноутбук и ритмично шумящий принтер. Из него вылезает очередной лист сценария.
Марчелло и Санта расположились на разобранном диване. Вокруг разбросаны листы сценария. Санта лежит на спине и держит в руках один лист, внимательно вглядываясь в написанное.
Марчелло лежит на Санте и двигается в ритме картриджа.
САНТА
«Прошла любовь, проснулась гордость».
Ты не можешь сосредоточиться. Вот и не получается. А я устала. Слезай и займись делом.
Марчелло перестаёт пыхтеть, останавливается, вздыхает и встаёт с Санты и с дивана. Застёгивает штаны.
Ты весь в работе. Сублимировался, бедняга!
МАРЧЕЛЛО
А знаешь, как называется твоё увлечение иностранными именами?
САНТА
Как?
МАРЧЕЛЛО
Если я не ошибаюсь - ксенофилия.
САНТА
Ксенофобия – это понятно, страх иностранцев. А ксенофилия – это страсть к иностранцам?
Марчелло садится за ноутбук. Санта поправляет платье и берёт в руки очередной распечатанный лист.
Знаешь, тебе нужно обязательно сделать шевелюру. Лучано лысый, ты – лысый. А как называется любовь ко всему лысому?
МАРЧЕЛЛО
Я уже был в «Трэвелин хаерс».
ИНТ. КЛИНИКА “TRAVELING HAIRS” ДЕНЬ РАССКАЗ МАРЧЕЛЛО
Марчелло сидит в кресле. Его лысину обследует СПЕЦИАЛИСТ, он в белом халате и марлевой повязке. У специалиста - лысина на голове, ни одного волоса.
САНТА
Ну, и что сказали? Во что обойдётся операция?
СПЕЦИАЛИСТ
Первая тысяча фолликул стоит пять у.е. за штуку. Но вам нужно сажать тысяч семь-восемь. Вы молоды. Сделаем скидку до трёх у.е. Плюс гормональная терапия. Готовьте тысяч двадцать пять – тридцать.
МАРЧЕЛЛО
А у меня сколько волос на затылке?
Специалист берёт анализ кожи пациента.
СПЕЦИАЛИСТ
Волосы мы найдём. А вы найдите деньги. Сейчас будет немножко больно. Потерпите.
МАРЧЕЛЛО
Ай! А чем делаете дырки в голове?
СПЕЦИАЛИСТ
Специальной дрелью.
МАРЧЕЛЛО
Вместо блестящей головы у меня будет дырявая?
ВОЗВРАЩЕНИЕ К СЦЕНЕ
Марчелло за компьютером. Он дописывает последнюю сцену. Санта лежит на диване и смотрит на Марчелло.
САНТА
Помнишь Винсента из «Гаттаки»? Он удлинил себе ноги! Во как хотел парень к звёздам!
МАРЧЕЛЛО
Ноги удлинить проще, чем пересадить волосы.
САНТА
За первый сценарий он столько не заплатит. Напиши ещё один. Лучано любит фильмы об ограблении.
МАРЧЕЛЛО
Хорошая идея сразу не появится. Лучше сама ограбь его. Укради у него денег.
САНТА
Нет! Я могу обмануть, изменить, но украсть!? Никогда!
Санта встаёт с дивана и подходит к Марчелло, смотрит на экран ноутбука.
Название «Дерьмовое дело» не очень звучит.
Марчелло встаёт, потягивается и направляется в кухню.
МАРЧЕЛЛО
А, по-моему, звучит. Придумай лучше. Чай будешь?
Санта садится за ноутбук, оглядывается на уходящего Марчелло.
САНТА
Наливай.
Она набирает на клавиатуре название «Дырявая голова. Всеволод Марковкин. Оригинальный сценарий».
Нажимает на «печать». Включается принтер. Вылезает титульный лист с названием. Санта берёт два титульных листа, камера показывает их крупно: «Дерьмовое дело», «Дырявая голова».
МАРЧЕЛЛО
Ты выводишь токсины?
САНТА
Да! Мне зелёный.
Санта собирает пронумерованные листы сценария в одну пачку. Оба титульных листа кладёт сверху. Думает некоторое время, потом прячет верхний лист «Дырявая голова» в свою сумочку. Шум посуды из кухни.
Приходи завтра на день рождения к Лучано.
МАРЧЕЛЛО
Нету денег на подарок!
Санта перебирает листы сценария. МАРЧЕЛЛО входит в комнату с подносом. На нём две чашки чая и пирожные.
САНТА
Твой сценарий – лучший подарок. После фильма «Жалкий улов» он не может найти проект. А твоя работа – что надо. Есть ограбление, грубоватый юмор, разборки. Беспроигрышная тема. А я заявлю, что буду сниматься только в твоём проекте.
Марчелло ставит поднос на стол.
МАРЧЕЛЛО
А ты снималась в «Жалком улове»?
САНТА
Ну, да! А ты не смотрел?
МАРЧЕЛЛО
Нет.
САНТА
И не смотри. Я такую дуру сыграла!
Будет итальянская вечеринка. Приходи в костюме.
МАРЧЕЛЛО
В венецианской маске?
САНТА
Как хочешь. Возьми что-нибудь в костюмерной.
МАРЧЕЛЛО
Может, купить зажигалку в подарок или трубку?
САНТА
Купи. Он курит.
НАТ. У ДОМА МАРЧЕЛЛО ДЕНЬ
Марчелло стоит на крыльце подъезда и машет рукой.
Санта включает зажигание своего розового кабриолета.
САНТА
Завтра вечером!
Кабриолет уезжает. Марчелло машет рукой, озабоченно вздыхает и заходит в двери подъезда.
ИНТ. КОМПЬЮТЕРНЫЙ МАГАЗИН ДЕНЬ
Марчелло ставит принтер на прилавок. За ним ПРОДАВЕЦ.
ПРОДАВЕЦ
Максимум две штуки. Сразу.
МАРЧЕЛЛО
Давайте сразу.
НАТ. УЛИЦА ДЕНЬ
Марчелло идёт по улице мимо витрины магазина. Останавливается. Смотрит на витрину с сувенирами. В ней – кальяны. Некоторое время он смотрит на них.
НАТ. У ДОМА ЛУЧАНО ВЕЧЕР
Марчелло выходит из такси и смотрит на дом Лучано. Темнеет. Свет ламп и прожекторов подсвечивает посетителя. Такси уезжает. Марчелло одет в костюм итальянской мафии. На голове шляпа. Под носом наклеены тонкие чёрные усы. В руках у него большой кальян и портфель.
Марчелло со скрипом открывает калитку металлической ограды. За ней – прекрасной архитектуры особняк. Из него доносится зажигательная итальянская музыка. Солирует трубач. Рядом стоят автомобили: современный джип, розовый кабриолет и громоздкий лимузин пятидесятых. В стороне от них ещё несколько автомобилей гостей. К Марчелло, гавкая, подбегает пёс. Он обнюхивает гостя и замолкает.
МАРЧЕЛЛО
Да, пёсик, одинаково пахнем.
Пёс отворачивается и, потеряв интерес, бежит обратно к дому.
Марчелло проходит мимо стриженых кустарников к парадной. Его никто не встречает.