ИНТ. ДОМ ЛУЧАНО ВЕЧЕР.
Марчелло заходит в дом. Оригинальная прихожая с колоннами, в ней пусто. Пол выложен разноцветной каменной мозаикой. С потолка свисает замысловатой конструкции люстра. На стенах – огромные фотопортреты деятелей итальянского кино: Феллини, Мастроянни, Нино Манфреди, Джульетты Мазины, Челентано, Софи Лорен. Из глубины доносятся итальянские мотивы.
Гулко звучат шаги Марчелло. Он оглядывает стильный интерьер середины 20-го века и, не обнаружив никого рядом, ставит портфель и кальян на середину прихожей.
МАРЧЕЛЛО
Я на мгновение ощутил себя в Италии шестидесятых. Там в те годы не существовало разводов. Н-да…
Сбоку, из коридора, появляется здоровенный Верзило. Он в форме итальянского карабинера. Костюмированный вечер.
ВЕРЗИЛО
Вы кто?
МАРЧЕЛЛО
Я Всеволод Марковкин. На день рождения пришёл.
Верзило протягивает Марчелло руку и усмехается.
ВЕРЗИЛО
А я Верзило. Телохранитель Лучано и киноактёр. По совместительству. Ну, будь как дома, Марчелло! Проходи во двор.
Верзило осматривает гостя и потирает себе ухо.
Марчелло поднимает портфель и подарок и проходит сквозь прихожую во двор, к бассейну. Блестит черной синевой его гладь, отражая блеск стильных фонарей. За ним играют приглашённые музыканты.
Справа от бассейна, вокруг длинного стола собралась «богема». Фуршет в разгаре. Дымится шашлык. Раздаются пьяные возгласы.
Среди гостей – Джордано в костюме Казановы, он сидит в кресле; Десика в купальнике и с венецианской маской на лице, она залезает в бассейн; режиссёр Роберто в белом костюме расположился рядом с Джордано; режиссёр лет пятидесяти СПАГЕТТИ что-то обсуждает с оператором Вупи. Первый – в чёрном костюме падре, другой - в голубой футболке «сквадры аззуры». Хорошее сочетание.
Санта - в широкополой шляпе, в красном джинсовом костюме с расклешёнными штанами. Она пытается поднять с кресла пьяного Лучано. Он одет в итальянскую военную форму сороковых. Лысина и усики под носом – вылитый Дуче Муссолини.
Пока улыбающийся Марчелло приближается к компании, раздаются пьяные приветственные возгласы: «Ну, наконец-то!», «Драматургу штрафную!», «Этому сицилийцу согрейте пиццу!». Лучано с трудом поднимается и делает шаг на встречу Марчелло.
САНТА
Знакомьтесь! Это наш Марчелло! А это мой дорогой Лучано!
МАРЧЕЛЛО
Буон комплэано, синьор Лучано! Примите скромный подарок!
Марчелло протягивает имениннику кальян и открывает портфель. Достаёт из него сценарий.
ЛУЧАНО
Грациэ! Грациэ, Марчелло!
Браво! Рад знакомству! Отлично выглядишь! Ты – герой любовник! Обязательно возьму тебя в свой фильм. А где наш Верзило? Пусть принесёт травку! Эй, Верзило! Драматург будет сценарий рассказывать! Неси травку!
Верзило выглядывает из дома и уходит внутрь.
Санта хохочет и подносит два бокала со спиртным.
МАРЧЕЛЛО
За ваше здоровье, Дуче!
ЛУЧАНО
Давай, присаживайся. Ешь, пей, кури, с девчонками танцуй! Санта, возьми у парня сценарий.
Санта берёт сценарий в руку и, беззвучно смеясь, направляется в дом. По пути она прихватывает со стола бутылку с выпивкой.
Камера идёт перед ней. На заднем плане Лучано подводит Марчелло к Спагетти.
Это режиссёр Виктор Макаров. Санта называет его Спагетти.
Он ищет новый проект. Спагетти, ты любишь фильмы о гангстерах? Давай снимем боевик. Денег дам.
Их голоса звучат всё тише – камера идет перед Сантой.
И мою Санту - с пистолетом! Бах! Бах! Бах! Лашате ми канта-а-аре!
А это Марчелло, актёр и сценарист.
СПАГЕТТИ
Я готов, Лучано!
Санте встречается Верзило, он несёт пакетик с травкой.
САНТА
Три затяжки и не больше. С водкой-то улетит к чёрту!
ВЕРЗИЛО
Ладно. Как скажешь.
Санта входит в здание и выпивает из горла бутылки. Она, слегка покачиваясь, направляется в кабинет Лучано.
Заходит в кабинет, ставит бутылку на стол. Подходит к ксероксу, открывает крышку, раскрывает сценарий, кладёт его в ксерокс. Нажимает кнопки.
В это время у бассейна «богема» ведёт беседу на темы кино и литературы. Все сидят в креслах. В руках бокалы с выпивкой. Лучано пыхает марихуану из кальяна, в который уже налили вина. Рядом стоит «карабинер» Верзило и контролирует «опасный» процесс. Рядом сидит Марчелло и с аппетитом грызёт шашлык, держа в руках шампур.
СПАГЕТТИ
Рассказы Кортасара очень киношны. Никто не снимал «Менады»?
ВУПИ
Этот рассказ похож на документальную хронику концертов «Битлз»! «Место под названием Кинденберг» - это психологично.
РОБЕРТО
А мне больше нравится «Южное шоссе».
ВУПИ
Хорошая притча. А «Падение Мантойи»?
СПАГЕТТИ
«Гибель Мантойи».
Десика вылезает из бассейна. Поднимает полотенце и прыгает на одной ноге – начерпала воды в ухо. Подходит к компании.
РОБЕРТО
Да нет. Этого боксёра звали иначе. Ален Делон организовал тот бой в Париже.
СПАГЕТТИ
Может, «Бегство Мантойи»?
РОБЕРТО
Да иди ты со своей Мантойей!
Смешки. Заметно, что у режиссёров намечается конфронтация.
ДЕСИКА
Вы ещё вспомните «Вавилонскую библиотеку» Борхеса.
МАРЧЕЛЛО
Не снимешь! Борхес не киношный.
СПАГЕТТИ
Всё можно снять. Что закончил?
МАРЧЕЛЛО
Щепку.
СПАГЕТТИ
Где работал?
МАРЧЕЛЛО
В Саратове, потом - в Финском драматическом.
СПАГЕТТИ
В Хельсинки?
РОБЕРТО
Тёмный ты! В Петрозаводске!
ДЕСИКА
Знаешь финский?
МАРЧЕЛЛО
Пару слов.
ДЖОРДАНО
А зачем ему финский знать? Он и там с подносом ходил.
А знаете такого актёра Сам Насри?
Всё ржут.
СПАГЕТТИ
СамИ НасерИ! Дурень! Он в «Такси» играет.
В это время Санта продолжает размножать листы сценария. Она достаёт из сумочки титульный лист с названием «Дырявая голова», подходит к столу, берёт бутылку, пьёт из горла.
СПАГЕТТИ
Кого играл?
МАРЧЕЛЛО
В «Макбете» - убийцу.
ДЖОРДАНО
В «Двое на скамейке» - скамейку.
РОБЕРТО
А в «Мухах» по Сартру – мух.
МАРЧЕЛЛО
Очень смешно! А вот кто мне скажет, «Доктор Фаустус» по Томасу Манну кто-нибудь снимал?
ДЕСИКА
О чём это?
МАРЧЕЛО
О композиторе Ливеркузене, это прототип Вагнера.
ВУПИ
О музыкантах трудно снимать.
ЛУЧАНО
Нужно снимать об ограблении банка. И хватит нести чепуху. Поговорим о деле, пока я ещё не улетел.
ВЕРЗИЛО
Лучано, не увлекайтесь. Вам нельзя больше курить! По мне – кино развивается в сторону увеличения количества трупов. Это конкретный показатель. Хотите денег – мочите.
СПАГЕТТИ
Я не знаю сценария, но я готов снимать. Лучано, я доверяю твоему вкусу.
РОБЕРТО
Не ты один готов снимать. Театр утомляет. Я бы отдохнул на съёмках. Много не попрошу.
ДЕСИКА
Успеем на фестиваль боевиков?
Десика подсохла после бассейна, надевает платье и подходит босиком к Джордано.
Из-за бассейна начинает звучать старый медленный итальянский хит. Голос певца фальшиво напоминает восьмидесятые. Десика выдёргивает Джордано из кресла, и они крутятся в танце на площадке перед бассейном. Казанова танцует с молодой девчонкой в коротком платье и с чёрной маской на глазах. Это возбуждает - все смолкают на время.
Санта кладёт два экземпляра сценария Марчелло на стол, достаёт титульный лист «Дырявая голова» и кладёт его сверху одного экземпляра. Один сценарий с двумя названиями. Со двора слышен рёв Лучано.
ЛУЧАНО
Санта! Ты где? Иди сюда! Марчелло будет рассказывать свой фильм!
Санта скрепляет обе пачки огромными скрепками, кладёт их в стол и выходит из кабинета.
«Богема» в полном составе сидит в креслах у бассейна. Тихо играет оркестр. Лучано клюёт носом.
МАРЧЕЛЛО
Любая хорошая история для кино рождается из одного допущения и одного совпадения. Допустим, что главный герой живёт на одной лестничной площадке с героиней и часто встречает её в лифте. Конечно, они не похожи на героев Трентиньяна и Анук Эме, но они тоже Мужчина и Женщина. Он влюблён. И она. Но оба боятся первыми выразить симпатию. Глупо заводить роман с соседом – слишком ответственно.
ЛУЧАНО
Хорошее допущение. Давай дальше. И поближе к ограблению!
МАРЧЕЛЛО
Вот что я должен сказать. Европейские банки грабят каждые полтора часа.
Европейская банковская федерация заявила, что банки, расположенные на территории ЕС, подвергаются ограблениям каждые 90 минут. В 2004 году в странах Евросоюза, Швейцарии, Норвегии и Исландии произошло 5864 ограблений банков.
ЗТМ
ИНТ. ПОДЪЕЗД МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА ДЕНЬ СЦЕНАРИЙ МАРЧЕЛЛО «ДЕРЬМОВОЕ ДЕЛО».
В сценарии, рассказанном Марчелло, имена его героев в репликах не совпадают с именами героев моего сценария для простоты восприятия.
Из своей квартиры выходит Санта в красном платье и с красной спортивной сумкой на плече. Марчелло стоит у лифта и давит на кнопку. На его голове видны ростки новой шевелюры. Санта подходит к лифту.
МАРЧЕЛЛО
Здрасте!
САНТА
Здрасте!
Двери лифта открываются, и соседи заходят в кабину. Спускаются вниз. Поглядывают друг на друга.
МАРЧЕЛЛО
Она, может быть, замужем. А, может, нет. Первым не хочу говорить. Что из этого выйдет? Куда потом от неё деваться?
САНТА
Нравится мне этот парень. Снимает квартиру, как и я. Полгода вижу одного. Потом он исчезнет. Что толку общаться?
Парочка выходит из подъезда и расходится по сторонам.
ИНТ. СПОРТИВНЫЙ КЛУБ ДЕНЬ СЦЕНАРИЙ МАРЧЕЛЛО «ДЕРЬМОВОЕ ДЕЛО».
По коридору идут ТРЕНЕР и Санта в красном платье и с сумкой, у неё в руках - кимоно. Тренер уже в форме, он невысокого роста.
ТРЕНЕР
Не знаю, Люся, как тебе помочь. Директор будет против. Посмотри на себя: кто тебя воспримет всерьёз? А здесь такие быки приходят учиться! Килограммов под сто двадцать бывают. Ладно, переодевайся. Директор уже в зале.
Санта заходит в раздевалку и медленно переодевается, мурлыча мелодию. На правом плече девушки татуировка в виде китайского иероглифа.
Санта идёт по коридору и входит в спортивный зал.
В зале занимаются в спаринге несколько неумелых МУЖЧИН. Кричат и наносят друг другу лёгкие удары. Что-то из восточных единоборств: кунфу, айкидо.
В стороне стоят тренер и ДИРЕКТОР, он тоже в кимоно. Они наблюдают, как к ним медленной и уверенной походкой приближается Санта. На лице директора написаны ирония и сомнение. Он оглядывает её фигурку.
САНТА
Добрый день.
ДИРЕКТОР
День добрый! После стажировки?
САНТА
Да. Год в Китае.
ДИРЕКТОР
Хочешь у нас преподавать? Н-да! А в детский клуб не пробовала устроиться?
САНТА
Мне нужны деньги! Я в долгах.
Она кашляет, поправляет кимоно и затягивает пояс.
ДИРЕКТОР
Куришь?
САНТА
Бросаю.
ДИРЕКТОР
Ладно. Возьми вон того парня. Эй, как вас, мужчина, подойдите на минуту. Вот вам партнёр, это молодая девушка. Покажите, чему вас научили.
МУЖЧИНА огромной комплекции подходит к Санте и растерянно смотрит на неё. Остальные пары прекращают бои и подходят поближе. Многие смеются.
Санта встаёт в позу и громко кричит.
МУЖЧИНА
Эй! Чё это она? А?
ДИРЕКТОР
Не бойся. Давай, работай! Или вас ничему не учат?
Санта делает ещё одно движение и взвизгивает так, что уши закладывает.
Мужчина отскакивает в сторону и трусливо отходит назад. Раздаётся дружный хохот.
ДИРЕКТОР
Один – ноль! Кто следующий?
Смех стихает. Никто не решается выступить против женщины. Директор делает круг, смотря на своих учеников, затем пристально и совсем иначе, серьёзно смотрит на Санту.
ДИРЕКТОР
Ладно. Тюфяки! Пришли учиться на телохранителей, а женщину боитесь. И правильно, женщины бывают опаснее мужиков. Сейчас я вам это покажу. Посмотрите, как ласково нужно обращаться с ними.
Он делает ловкое движение в сторону Санты, но та легко уходит от атаки. Следующая попытка тоже неудачна. Затем следует серия ударов ближнего боя. И каждый нежный удар директора Санта легко отражает. Видно, что работают мастера. Похоже, что самолюбие директора задето. Он делает небольшую паузу и показывает новую серию ударов, но лишь один из них достигает уха девушки. Раздаётся лёгкий хлопок. Санта сдувает с лица растрепавшиеся волосы и заправляет прядь за ушибленное ушко.
ДИРЕКТОР
Извините, мадмуазель!
САНТА
Не торопитесь с извинениями!
Санта меняет тактику. Она двигается, словно кошка. Её движения грациозны. Руки кружат в воздухе, отвлекая и завораживая соперника и зрителей. Великолепная пластика.
Затем следует неожиданный крик и бросок дикой кошки. Куда-то вбок. Вроде не впопад. Потом она смотрит мимо директора, провожая его боковым зрением. Прыжок и удар ногой - невероятно раскрученного маховика весом с полтонны - приходится спаринг-партнёру в подбородок. Руководитель курсов медленно, в режиме ускоренной съёмки роняет своё тело на пол. Его голова, словно мяч, стучит о пол пару раз и замирает.
Санта идёт в раздевалку и тяжело дышит. Её догоняет тренер.
ТРЕНЕР
Ты что, обалдела? Не понимаешь, что могла убить? Чему тебя учили, дурёха?
САНТА
Я не хотела. Так вышло. Я не думала, что он прозевает удар. Ну, извини.
ТРЕНЕР
Ни хрена себе, «извини»! А что теперь со мной будет? Я ж тебя притащил. Тьфу, ты.
Ну, а с другой стороны, ты молодец. Директор давно мне обещал зарплату поднять. Да всё жадничал. Поделом ему.
Санта молча открывает двери раздевалки и заходит в неё, громко хлопнув дверью. Тренер останавливается и мнётся у дверей, как бы что-то обдумывая.
Санта принимает душ. Из-за дверей доносится голос тренера.
ТРЕНЕР
Слушай, Люся. Я знаю, как тебе помочь.
САНТА
Как?
ТРЕНЕР
Есть одна тема. Правда, гнилая тема. В общем, нужно помочь людям. И можно лавэ заработать. А дело то плёвое. Как раз для тебя.
В это время мимо дверей женской раздевалки ученики проносят «вырубленного» директора. Тренер провожает взглядом процессию.
САНТА
Да что за дело-то?
Тренер ждёт, пока директора унесут подальше и продолжает.
ТРЕНЕР
Понимаешь, реальные люди собираются что-то грабить.
Послезавтра. Утром. Им нужен ловкий человек, чтобы залезть в одно помещение через вентиляцию.
САНТА
Ты это серьёзно?
ТРЕНЕР
Серьёзнее не бывает.
Санта вытирается полотенцем и надевает трусики.
ТРЕНЕР
Ну, что молчишь? Не интересно?
САНТА
Ты это всем предлагаешь? Все в курсе?
ТРЕНЕР
Я, по-твоему, идиот? Я сам хотел участвовать. Долго думал. Мне бабки нужны, у меня дети, жена. Позарез нужны деньги.
Санта одевается и поправляет причёску, глядя в зеркало.
Тренер ходит взад-вперёд у дверей женской раздевалки.
ТРЕНЕР
А сегодня нужно дать ответ. Но я уже решил не участвовать. Всё-таки у меня дети, жена. Чёрт возьми.
В конце коридора появляется группа учеников. Они возвращаются в спортзал без директора. Когда они подходят к дверям женской раздевалки, из неё выходит Санта, накидывая на плечо красную сумку. Ученики останавливаются в нерешительности и ждут, когда она пройдет первой. Санта смотрит на них, на тренера, возвращает ему кимоно и идёт к выходу.
Тренер догоняет её.
ТРЕНЕР
Ну, что мне сказать?
САНТА
Как им позвонить?
ТРЕНЕР
Ты что? Никаких звонков. Никаких сотовых. Подберут тебя в назначенном тобой месте. Собрались, поехали, сделали работу, ушли и разбежались. Всё по-умному. Никто никого не знает, никто никого не выдаст. Никаких следов у операторов сотовой связи.
Санта останавливается в нерешительности.
Подожди, я сейчас!
Тренер удаляется.