Сценарист.РУ

информация

ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЦЫ АНТОНА ПАВЛОВИЧА
автор: Эдвард Сашко
опубликован: 21.01.05
жанр: драма
формат: короткометражный
раздел: Постоянный фонд
Оценки жюри
рейтинг
4.26
голосов
10
Оценки читателей
рейтинг
4.253
голосов
30
Читательское голосование
Обсуждение
комментариев
246
Статистика скачиваний
.doc
1161
.html
609
Текст сценария
рейтинг популярности
100

конкурс сценариев

Постоянный фонд
полнометражные
12
короткометражные
9
сериалы
2
Конкурс
полнометражные
12
короткометражные
27
сериалы
3
Новые сценарии
полнометражные
24
короткометражные
142
сериалы
13
Альтернативный фонд
полнометражные
4
короткометражные
3
Черновики
короткометражные
8
В производстве
полнометражные
2
короткометражные
2
Производство завершено
полнометражные
2
короткометражные
4

библиотека

Как прислать сценарий на конкурс
Ошибки начинающих сценаристов
Сценарный формат
Логлайн
Защита авторских прав
Личные неимущественные права
Режиссерский сценарий
А судьи кто?
Дорога в Голливуд
Критерии отбора сценария
Развернутая смета на создание кино-видео продукции
Энциклопедия киношаблонов
Твой первый фильм
Перлы
Спасите котика!
Учебники по драматургии
Сценарии российских фильмов
Сценарии советских фильмов
Сценарии иностранных фильмов

наши друзья

Приглашаем посетитель сайт Go! Go to Tour! Информация, фотографии и отзывы туристов об отелях всего мира, бронирование отелей, список достопримечательностей и поиск дешевых авиабилетов помогут вам спланировать отдых без лишних затрат.
Отзывы об отеле Regina Hotel Sunny BeachRegina Hotel Sunny Beach
Солнечный Берег, Болгария
Отель без изысков. Во всем средний. Номера убираются каждый день. Бассейн чистят каждое утро. Неплохой пляж. Еда ниже средней - чисто болгарская, много соуса. Потому не советую брать полный пансион. Тем более, что рядом есть отличные недорогие рестораны....

Вход для жюри

Логин: 
Пароль: 
запомнить

новое сообщение

Фамилия, имя: 
Город: 
E-mail: 
Сообщение: 


обсуждение

#246   / Нижневартовск / читатель
18 Мая 22 12:48
Интересная идея, хоть и не новая. Атмосферный сценарий, грусть, тоска. Заставляет задуматься о своей жизни. До самого конца присутствует ощущение какой-то тайны. Возможно, потому что много больших промежутков во времени и указаны они только в конце. Сценарий запоминающийся. Главный герой раскрыт, не произнеся ни слова.
#245   / Ростов-на-Дону / читатель
26 Нояб. 21 17:10
В сценарии очень хорошо передано состояние души одинокого пожилого человека: старость, одиночество, бедность. Настолько точно, что я, прочитав, не смогла сразу написать рецензию от нахлынувшей тоски. Узнала в этом старике себя, мне стало плохо. Вся его жизнь в фотографиях проходит перед зрителем. Сюжет построен на флэшбэках, в данном случае это оправдано. Персонажи можно поярче: маму, Дину совсем не видно. Несколько штрихов к портретам не помешало бы. Диалоги замечательные, особенно хороша речевая характеристика Лили.
Мне понравилось все кроме тональности. Хотя бы самую капельку светлой краски в эту пропитанную тоской картину. Хотя бы капельку оптимизма, а так и до сердечного приступа можно зрителя довести, а за что? У зрителя своих бед хватает, ему бы отдохнуть... Если бы фильм вышел, то многие фразы стали бы крылатыми, особенно про пенсию, которую хватает либо на квартплату, либо на питание. Увы, это правда. Если я верно поняла образ Антона Павловича, то он художник, творческая личность. Такие даже на краю пропасти находят силы для оптимизма: улыбнитесь трудностям пути вашего. А здесь чувство безысходности зашкаливает.
Уважаемый Эдвард Сашко, пожалуйста, добавьте оптимизма, хотя бы чайную ложку! Хотя бы в ярком солнечном дне за окном, в томиках Пушкина в книжном шкафу, вот у кого можно поучиться оптимизму! А в целом сценарий мне понравился, прочитала с интересом, на одном дыхании, спасибо.
#244   / Санкт-Петербург / читатель
9 Нояб. 21 10:35
С интересом прочел это короткое, но меткое, словно выстрел снайпера произведение. В сценарии читается четкая трехактная структура, однако, из-за некоторой недоработки и связанных с ней прыжков по временной шкале эта структура кажется несколько смазанной. Далее постараюсь изложить собственное видение разворачивающихся в произведении событий с попыткой «перемонтировать» его для более удобоваримого просмотра.

Вступление и экспозиция в первой сцене, где действие разворачивается «в наши дни», выполнены очень хорошо. Мы знакомимся с пожилым героем и через его домохозяйку Лилю узнаем о герое много ценной информации.

После фотовспышки мы переносимся в детство героя (50-е годы), а не в момент его общения с Диной. На мой взгляд, это важно. Во-первых, таким образом, повествование приобретает линейный характер. Во-вторых, мы переносим ближе к началу «побуждающее событие» - вызов герою, который выглядит, как начало увлечения героем фотографией. Как мы узнаем из монолога Мамы, отец недавно подарил сыну фотоаппарат, и сын начал снимать на него первые кадры. Пускай фото Лили, которым завершилась прошлая сцена, так же точно молодеет, но молодеет сильнее. Допустим, это был самый первый снимок героя. Плохонький, не в фокусе, с передержкой или недодержкой экспозиции, но его уже повесили на стену. Монолог Мамы можно изменить в соответствии с происходящим. Пускай она похвалит сына за первые кадры.

После новой фотовспышки мы переносимся в юность героя (70-е годы) – в сцену встречи с Диной. Дина обращает внимание на первое плохонькое фото Лили и рядом – более качественный снимок Мамы. На стенах начинают появляться и первые пейзажи. Ничего принципиально не поменялось. Дина произносит все те же меткие слова, и мы видим зарождение основного конфликта главного героя. Что ему выбрать: милое сердцу ремесло и свободу или спокойную семейную жизнь и ежедневную «каторгу» постылой работы? Пускай конфликт появляется далековато от начала – зато зрителю становится понятна последовательность событий произведения.

После новой фотовспышки и появления на стене снимка молодой Дины мы переносимся на несколько лет позже. Пусть герой встретится, например, с другом, для которого подхалтуривает. Скажем, делает фото на паспорт или снимает его портрет в импровизированном домашнем ателье. Кладя на стол деньги за готовые карточки и глядя на портреты из предыдущих сцен, посетитель может предложить герою какое-нибудь чрезвычайно денежное мероприятие, связанное с фотографией, но там нужно трудиться под управлением начальства и успевать по срокам. Например, место фотокорреспондента в элитной газете с входом в высшее партийное и культурное сообщество города и перспективами более высокооплачиваемых фотосессий. Ставки повышены до предела. Конфликт достигает максимального напряжения. Теперь герой не может сослаться на то, что его труд скромно оплачивается или на отсутствие спроса на таланты. В этот момент он должен выбирать только между свободой и рамками.

Новая фотовспышка. Фото друга на стене. Мы видим результат выбора, кульминацию. Та же квартира и уходящая от героя Дина (80-е годы). Дина произносит те же слова, что и в оригинале, но, возможно, упоминает про отказ от хорошего места из прошлой сцены, указывая на фотографию друга. Герой сделал окончательный выбор, и дороги назад уже нет.

После новой вспышки и нового фото на стене мы переносимся в начало 90-х и слушаем монолог Винцаса. Винцас старше героя и рассказывает о своих переживаниях – о том, что ждет героя совсем скоро, когда он сам превратится в старика. Винцас может быть семейным человеком, с родней и детьми, однако ему все равно нелегко: мир меняется, друзья, которые его понимают, и кого понимает он, уходят из жизни. Герою же, который не имеет детей и родственников будет еще тяжелее, ведь результатом полной независимости часто становится одиночество.

Наконец, заключительная фотовспышка. Развязка. Мы снова возвращаемся к началу истории. Наши дни. У героя не осталось ничего кроме его теплых воспоминаний и милых сердцу запечатленных моментов. Он прожил жизнь свободно, но как выяснилось со временем, герой освободился также и от семьи, детей, друзей, рабочих связей и родственников. Мы видим прекрасные сцены превращения портретов в групповой портрет и объединения пейзажей в панораму. Герой умирает в тяжких мыслях о бессмысленности прожитой жизни, а его душа воспаряет над землей в самом ярком олицетворении свободы – белой птице.

Представленный анализ и модификация не претендуют на исключительно верные. Уверен, что можно было сделать намного лучше и техничнее. Также допускаю, что за последние полтора десятилетия автор сценария произвел для своего детища куда более правильную с драматургической точки зрения переработку.

Остальные мысли относительно произведения изложены мной в разделе «читательское голосование».
#243   / г.Брест / читатель
1 Нояб. 21 21:24
Совершенно непонятно, как все происходит.Из описанных действий непонятно, как происходит перемещение во времени.И я совсем запуталась , кто есть кто. Мое мнение неоднозначное.Сюжет не зацепил, как говорят.
#242   / Донецк, Украина / читатель
10 Июня 21 11:23
Сашко, да, пожалуйста. Потренировался в анализе и реализовал любопытство.
#241  Сашко / командор
9 Июня 21 21:47
Валерий Ивашковец, спасибо за потраченное время и развёрнутый комментарий.
#240   / Донецк, Украина / читатель
9 Июня 21 11:48
К данному сценарию комментариев просто много, большинство
из них – отклики (без анализа), причём, очень положительные.
Типичный пример: ”Вот несомненное мастерство. Отличная вещь.
Рассказ (почему то так хочется называть этот сценарий) -
лиричный, добрый, с мягкой грустью о прожитой жизни. И по
технике исполнения - высоко”.
Меньше - уже с анализом и критическим: ” Волшебные пальца
Антона Павловича» - хорошая литературная новелла, никакого
отношения к сценаристике не имеющая ”.

Как начинающему сценаристу, захотелось поглубже
разобраться в этой работе (уж очень популярной у читателей),
чтобы ответить себе на вопрос: так это сценарий или просто
рассказ-новелла? Насколько он (с моей, естественно, точки
зрения) хорош или плох?

Итак, в соответствии со схемой, предлагаемой на сайте, мы
должны, при анализе сценария, ответить на вопросы, первый из
которых – кто главный герой (ГГ) истории?
Из первой сцены узнаём: ГГ – старичок, Антон Павлович,
фотограф, проживающий в затрапезной однокомнатной квартире в
Старом Вильнюсе, в одиночестве со своими воспоминаниями о
прошлой жизни, о былых близких людях. Правда, одиночество
неполное, поскольку разбавляется ныне здравствующей, старой
домработницей, еврейкой Лилией.
Конечно же, человек, оказавшийся на закате жизни в
ситуации, что называется – у разбитого корыта (так это
воспринимается вначале), в нищете (пенсия мизерная), в старом
доме - вызывает определённый интерес и желание узнать, что с
ним будет дальше?

Конфликт здесь вырисовывается в первой сцене, которая
начинает экспозицию. Это конфликт внутренний, отчего виден не
сразу (наверное, это многих и сбивает). С одной стороны
творческая личность (фотограф), с другой – нищенствующее
одиночество. Ситуация, в общем-то, расхожая.

Последующие сцены дополняют и раскрывают, как ГГ оказался
в этом положении, как уходили от него дорогие, близкие люди:
мама, любимая девушка Дина. Он лишь успевал фиксировать эти
моменты на фото, чтобы сохранить их в своей жизни. Мы узнаём
больше о ГГ: отслужил в армии, получил высшее образование – по
любым временам, достаточно перспективный человек. Но... выбрал
профессию фотографа. Выбор был не простой, поскольку любимая
девушка его не поняла и ушла. Не принесла ничего эта профессия
и в материальном плане.

Какова цель ГГ? Суметь отстоять свой выбор (перед собой,
не перед кем-то) в условиях, когда терял всё дорогое и обрекал
себя на одиночество.
В последующих сценах (Дина, мама) мы не видим реакции ГГ
на события, но, возможно, отсутствие этой реакции, говорит о
том, что он невозмутимо, молча, отстаивал своё видение
дальнейшей жизни.

Каковы препятствия, которые преодолевает ГГ, отстаивая
свой выбор? Насколько они серьёзны? Конечно же это моральное
давление со всех сторон: потеря дорогих людей, житие в
“убитой” квартире, мизерная пенсия, новая ситуация в
националистической Литве, отгородившейся от России; думы о
прошлом...

Диалог кухарки Лилии, несколько затянут (хотя и
колоритен). Очевидно его назначение - дополнить образ ГГ,
рассказать об окружении ГГ, о соседях, в частности, о некоей
Алдоне, как о “нехорошем человеке”.

Сцена с уходящей Диной – это кульминация. Здесь герой ещё
мог отказаться от своих идеалистических устремлений и пойти по
привычному пути житейской логики: найти работу по
специальности, завести семью, получить квартиру в новостройках
и т.д.
Очевидно, в этой сцене проходила серьёзная внутренняя
борьба. И, поскольку девушка ушла, ГГ сделал свой выбор.

Последняя сцена – финал, развязка - показывает нам, что
ГГ преодолел своего антигероя – одиночество, победил его. Как?
Да остался самим собой, не предал своё я – быть художником-
фотографом. Остался там, где ему комфортно (в старой части
Вильнюса) и творить, а, следовательно, и жить. Он улыбается
своим близким людям, запечатлённым на фото; видам Вильнюса. А
взлетевшая из окна дома в Старом городе птица – символизирует
победу нашего ГГ над всеми жизненными передрягами и над
одиночеством прежде всего!

Заинтересует ли эта история зрителя? Сделанная мастером-
режиссёром, который сумеет показать глубину её внутреннего
конфликта, история, наверняка, будет востребована. И режиссёру
придётся потрудиться, поскольку идея хороша, а сценарий сырой
– нужно многое додумывать, раскрывать, дополнять. Ну, на то он
и режиссёр! А аудитория этого фильма должна быть
соответствующей, как старшее поколение, так и молодёжь – те,
что умеют чувствовать, сопереживать; те, кто столкнулся с
проблемами выбора и реализации своей индивидуальности.

Какие замечания к сценарию? Прежде всего, к датам сценок,
которые собраны в конце, в постскриптуме. Как по мне –
серьёзное упущение. Насколько бы убедительнее было, а,
главное, легче читался сценарий, если бы даты, как и положено
по форме, были показаны в виде титров. Непонятен этот разброс
с годами: 2003, 70, 50, 90, 80-ые годы. Даже с титрами, у
зрителя создастся путаница в голове. А о зрителе, как советуют
мэтры-сценаристы, нужно думать прежде всего.

Некоторые события неплохо бы было показать, а не просто
рассказать. Например, то, что происходило в Литве после
развала СССР; а, главное, показать творческую лабораторию
фотографа Антона Павловича, подтвердить на деле его
“волшебство” и тем обосновать его трудный выбор.

И пожелания к названию: не показано в сценарии “волшебных
пальцев”. Для фотографа, как и для любого художника, важны
черты творческие, желательно, оригинальные. Не пальцы выбирают
кадр, экспозицию, освещение, момент съёмки и т.д. Вот, скажем,
для пианиста пальцы важны (естественно, не только).

Итак, считаю, что это всё же не рассказ, а сценарий.
Однако, по мне, требующий серьёзной доработки, отчего не могу
сказать, что я в восторге от воплощения неплохой идеи.
#239   / Санкт-Петербург / читатель
31 Мая 21 18:48
Очень мешает восприятию то, что время действия указано не в заголовке сцены, а в примечаниях. А ещё сценарий бы очень выиграл от чёткого соблюдения формата. Здесь же безумно важно, чтобы сцены, оживающие на фотографиях, продолжали одна другую. Будет очень поэтичная картина, если режиссёр это уловит. Здесь вообще нужен режиссёр-эстет, чтобы каждый кадр был как высокохудожественная фотография. Тогда может родиться шедевр.
#238   / Moscow / читатель
1 Апр. 21 13:24
Доброй грустью пропитан сценарий. Обреченностью бессмысленности бытия. Я тоже задумывался о том, что вещи переживают своих владельцев. Что порой они остаются те же, а мы меняемся. Это хорошая тема. Спасибо за прекрасный сценарий.
#237   / Сыктывкар / читатель
3 Марта 21 21:10
Вот несомненное мастерство. Отличная вещь. Рассказ (почему то так хочется называть этот сценарий) - лиричный, добрый, с мягкой грустью о прожитой жизни. И по технике исполнения - высоко. Хотя написано просто. А главный герой вообще не произнес ни слова. Чтобы экранизировать эту вещь - нужен тонкий, талантливый художник. Жаль, если испортят...
Вспомнился К. Кесьлевский с его документальными короткометражками и интересом к человеку. Из которых позже выросли и "Кинолюбитель" и "Декалог"...Словом, успехов автору и новых человечных и мастерских работ.
#236   / Туймазы / читатель
17 Фев. 21 12:57
В сюжете этого сценария, вернее в его построении есть что то интересное для меня, но это чисто на интуитивном уровне. Ценно это или нет, не берусь судить. Как уже отмечали предыдущие рецензенты слишком много монологов, практически безадресных. Нет динамики. Удачи автору в доработке своего сценария.
#235   / Ростов-на-Дону / читатель
26 Янв. 21 11:39
Небольшой, но емкий сценарий. Перед глазами зрителя (читателя) проходит вся жизнь главного героя, пожилого уже человека. Сценарий заставляет задуматься о быстротечности человеческой жизни, об одиночестве старости. Чувствуешь, читая, пыль времени, которая ложится на предметы, делая их свидетелями прошлых событий. Очень хороший сценарий.
#234   / Владивосток / читатель
17 Янв. 21 11:22
Было понятно далеко не все, но все равно очень трогательно. Понятен основной посыл и идея автора. На мой взгляд реплики несколько затянуты, а также тяжело ориентировать во времени. Но в конце все встает на свои места. Я бы хотела посмотреть на экранизацию, так как в моей голове это выглядит эстетично и чувственно. Спасибо автору за работу и удачи в дальнейших начинаниях!
#233   / Москва / читатель
12 Дек. 20 15:19
Хороший сценарий! Рада, что прочитала его.
Трогательно, любовно и грустно.

Было несколько вещей, которые мне не понятны, но их всех уже упомянули коллеги-комментаторы: в самом тексте до примечаний не "видно", какое время. Например, Лия говорит, что ее детство пришлось на время гетто, а потом говорит про офисы в настоящем. Если она дитя войны, то ко времени массовых офисов (80-е?) ей было бы сильно много лет.

Возможно, стоило указать прямо в тексте возраст персонажей и приметы времени.

Другое, что заметила: во время прекрасного монолога Лии (суперский!) по сценарию не видно, что в этот момент происходит, на что мы смотрим.

Дру
#232   / Ижевск / читатель
27 Окт. 20 00:38
Очень много монологов. Какая-то проза, а не драма. С самого начала не увлекло. Нет действия. Не захватило.
Рейтинг@Mail.ru