Сценарист.РУ

информация

КАК ВАНЯТКА СВОЮ ДОЛЮ ИСКАЛ
автор: Сергей Клюхин
...Сказочная история по мотивам славянской мифологии для детей младшего школьного возраста. Доработанная версия...
опубликован: 23.02.09 / 03.03.09
жанр: детский фильм, сказка
формат: полнометражный
раздел: Постоянный фонд
Предварительное голосование
Оценки жюри
рейтинг
4.05
голосов
4
Оценки читателей
рейтинг
4.189
голосов
18
Читательское голосование
Обсуждение
комментариев
139
Статистика скачиваний
.doc
989
.html
465
Текст сценария
рейтинг популярности
95

конкурс сценариев

Постоянный фонд
полнометражные
13
короткометражные
10
сериалы
2
Конкурс
полнометражные
14
короткометражные
26
сериалы
3
Новые сценарии
полнометражные
22
короткометражные
88
сериалы
13
Альтернативный фонд
полнометражные
4
короткометражные
3
Черновики
полнометражные
7
короткометражные
33
сериалы
2
В производстве
полнометражные
2
короткометражные
1
Производство завершено
полнометражные
2
короткометражные
4

жанры

арт-хаус
1
детский фильм
1
драма
1
исторический фильм
1
комедия
5
мелодрама
1
приключение
2
сказка
1
триллер
4
экранизация
1
Все жанры

библиотека

Как прислать сценарий на конкурс
Ошибки начинающих сценаристов
Сценарный формат
Логлайн
Защита авторских прав
Личные неимущественные права
Режиссерский сценарий
А судьи кто?
Дорога в Голливуд
Критерии отбора сценария
Развернутая смета на создание кино-видео продукции
Энциклопедия киношаблонов
Твой первый фильм
Перлы
Спасите котика!
Учебники по драматургии
Сценарии российских фильмов
Сценарии советских фильмов
Сценарии иностранных фильмов

наши друзья

Приглашаем посетитель сайт Go! Go to Tour! Информация, фотографии и отзывы туристов об отелях всего мира, бронирование отелей, список достопримечательностей и поиск дешевых авиабилетов помогут вам спланировать отдых без лишних затрат.
Отзывы об отеле Alion Beach Hotel Ayia NapaAlion Beach Hotel Ayia Napa
Айя-Напа, Кипр
Превосходный отель на берегу моря! Нам в дорогу столько отзывов дали знакомые про кипрские отели, что ждали просто с ужасом своего прибытия. Как же мы ошибались и как приятно, что у нас оказался удачный выбор. Просторный, просто огромный номер, упакованная...

Вход для жюри

Логин: 
Пароль: 
запомнить

КАК ВАНЯТКА СВОЮ ДОЛЮ ИСКАЛ

ИНТ. СВЕТЛИЦА ЛЕТНЕЕ УТРО

Около распахнутого окна сидит прекрасная девушка – ДОЛЯ - и прядёт золотую нить. За окном, с высоты мы видим лес, за лесом поле до горизонта.

РАССКАЗЧИК
(за кадром)
Издавна на Руси считалось, что каждый человек при его рождении наделяется своей долей. Одним Доля достаётся красивая и богатая, другим – бедная замарашка, подпоясанная обрывком верёвки. Но какая бы Доля ни досталась человеку – хорошая или плохая – должен человек, творение Божие, всю её избыть, не уклоняясь и не ропща.

В окошко влетает воробей и начинает кружить над прялкой.

ДОЛЯ
(ласково)
Кыш, баламут!

Доля взмахом руки выгоняет птаху в окошко.

От взмаха тонкой руки поднимается ветер и несётся вдаль.

НАТ. ОКРЕСТНОСТИ ДЕРЕВНИ УТРО

Ветер словно подхватывает нас своим упругим потоком и несёт к хутору.

Хутор приближается, нарастает, мы уже видим спину крестьянина, который с помощью топора поправляет улей, не обращая внимания на кружащих над ним пчел.

Разглядеть подробно мы не успеваем, так как ветер меняет направление и уже несёт нас через поле в сторону деревни.

Несёт над деревенским стадом, пастухом, прижимающим к голове, чтобы не сдуло, нечто, бывшее когда-то, очевидно, картузом.

Несёт над подпаском, который свой головной убор не уберег - вот старая фуражка мелькает у нас перед глазами, пока её хозяин, бросив кнут, бежит за нами вдогонку.

Ветер милостиво бросает мальчишке свою добычу прямо в руки.

Мы приближаемся к деревне, и всё лучше разбираем бани у речного притока, избы – старые двухоконные, крытые соломой, новые трехоконные, крытые тесом, большое длинное строение – одноэтажное, но с декоративным мезонином – явно общественное здание.

Мы проносимся мимо этих построек над деревенской улочкой.

Подлетаем к крепкой трехоконной избе за дощатым забором, влетаем в открытое окно...

ИНТ. ИЗБА СТАРОСТЫ УТРО

Ветер взъерошивает волосы белокурой девчушке (ДАШЕ), которая стоит около печки с кринкой в руках, и вылетает из избы, широко распахнув в сени дверь.

ДАША
Тьфу, шалапутный.

Дашин домовой, кемаривший на старом валенке под печкой, резко вскакивает, что-то бурчит, но, быстро успокоившись, укладывается на другой бок.

Даша ставит кринку на шесток и идет закрыть дверь. Одновременно она оборачивается к степенному мужику (СТАРОСТЕ), который сидит за столом, в простенке между окнами, и пьёт чай из самовара.

ДАША
К чему бы это, тятя?

СТАРОСТА
Наверно, дождь будет. Надо сено сгрести – от греха подальше.

За окном раздаётся истошный крик.

ГОЛОС
(за кадром)
Дашка! Дашка!

В окно врывается всклокоченная мальчишечья голова - СТЁПКА.

СТЁПКА
Дашка! К Силантию-кузнецу Ванька-свинорыл приехал с хутора. Его отец прислал лошадь перековать! Айда дразниться!

Староста спокойно берет со стола деревянную ложку и буднично – как надоевшую муху – звонко хлопает мальчишку по лбу.
Тот с грохотом срывается за окном.

НАТ. ДЕРЕВЕНСКАЯ УЛИЦА УТРО

Стёпка бежит по улице, потирая лоб. Увидев в окне другого мальчишку - АФОНЬКУ - резко сворачивает к его дому.

СТЁПКА
Афонька! Афонька! К Силантию-кузнецу Ванька-свинорыл приехал с хутора. Его отец прислал лошадь перековать! Айда дразниться!

ИНТ. ИЗБА СТАРОСТЫ УТРО

Староста отодвигает от себя пустой стакан.

СТАРОСТА
Вот, пустобрёхи, затравят парня. Подумаешь, лицом не вышел – так он не девка красная, лицом казаться... Вон в Караваеве мужик трактир держал, так у него по шесть пальцев на руках было.

ДАША
Как это – по шесть пальцев?!

ВЛАС
А так – по два мизинца на каждой руке.

НЮРА
Как же он жил?

ВЛАС
Жил - не тужил. Мне, говорил, чем больше пальцев, тем лучше - удобнее ваши денежки загребать... Н-да...
Ты вот что – добеги до кузницы, скажи Ванятке, мол, Влас-староста Авдею, его отцу, наказывает: летось у нас школа будет, после андреева дня, отец Иннокентий согласился мальцов обучать. Если надумает, пусть Ванятку присылает. Ничего, что с хутора. Что тут – и трёх верст нет, добежит, коль в охотку.

ДАША
Тятя, а можно и мне в школу ходить?

СТАРОСТА
Тебе? Да почто бабе грамота? Грамота бабу портит.

ДАША
Тятя, а старым будешь. Кто тебе псалтырь читать станет?

СТАРОСТА
Ах ты, хитрюга, Лиса Патрикеевна! Ладно, там видно будет. А пока давай, дуй к кузнице. А то разминетесь с Ваняткой – придется мне до хутора семь верст киселя хлебать.

ДАША
Тятя, ты же сказал, до хутора три версты.

СТАРОСТА
Это вам, детворе, три. А мне уж и все тринадцать будет. Давай-давай беги, нечего лясы точить.

НАТ. ОКОЛО КУЗНИЦЫ УТРО

В открытую дверь кузницы виден молодой ПАРЕНЬ, работающий около наковальни.

Около кузницы в кузнечном станке стоит лошадь. Ее заднее копыто утопает в огромных ручищах пожилого чернобородого (но без единой проседи) кузнеца в кожаном фартуке. Это и есть СИЛАНТИЙ.

СИЛАНТИЙ
Тпру... Ванятка, погладь ее по морде.

Около морды лошади, держа её под уздцы, стоит ВАНЯТКА (парнишка лет десяти). Его - в остальном обычное - мальчишечье лицо, действительно, уродует нос, больше похожий на поросячий пятачок.

ВАНЯТКА
Дядя Силантий, а правда, что кузнец может человека перековать? Ну, там, из низкого высокого выковать, из старика - молодого?

СИЛАНТИЙ
Хороший – может.

ВАНЯТКА
Но Вы ведь хороший кузнец?

СИЛАНТИЙ
Говорят – хороший... А ты что – подрасти хочешь? И без этого подрастёшь.

ВАНЯТКА
Да нет, я просто так спрашиваю.

СИЛАНТИЙ
(разглядывая копыто)
Ну, если просто так...

Силантий опускает ногу лошади. Выпрягает животное из станка.

СИЛАНТИЙ
Ну, вот, Ванятка, и готово. Ты её сейчас немного под узды проведи – пусть ногу-то расходит.

Ванятка принимает повод.

ВАНЯТКА
Спасибо Вам, дядя Силантий.

СИЛАНТИЙ
Да не за что. Отцу кланяйся. И передай, благодарил Силантий за пчел. Я с их помощью враз Николу на ноги поставил, второй день уже на сенокос выезжает.

ВАНЯТКА
Непременно передам.

Пора бы уже уходить, но Ванятка медлит.

СИЛАНТИЙ
Что, Ванятка? Еще что-то?

ВАНЯТКА
А можно человека не целиком перековать, а только чуть-чуть?

СИЛАНТИЙ
Как это «чуть-чуть»?

ВАНЯТКА
Ну, там, уши или... нос.

Силантий подходит к Ванятке, кладёт руку на голову, заглядывает в глаза.

СИЛАНТИЙ
Вон ты о чем... Нет, Ваня, каким нас Господь создал, таким и жить надобно, ибо на всё воля Божья. А ты не грусти. С лица воды не пить. Главное, не то, что у человека снаружи, а то, что внутри. Ну, ступай. И не печалься по пустякам.

Ванятка уходит.

Силантий смотрит ему вслед.

СИЛАНТИЙ
(сам себе)
Ступай, Ванятка, ступай. Что по пустякам печалиться. Будут у тебя в жизни печали и посерьезнее.

Кузнец направляется в кузню.

СИЛАНТИЙ
(парню)
Ну, что, готово.

Парень поднимает клещами с наковальни выкованное лицо.

СИЛАНТИЙ
Ладно сделано.

ПАРЕНЬ
А что мальцу отказал?

СИЛАНТИЙ
Пожалел его. Нет хуже, своего лица лишиться.

ПАРЕНЬ
(показывая на выкованное лицо)
А этого не жалко?

СИЛАНТИЙ
Этот - не малец босоногий. Пусть сам решает, что ему носить: лицо или личину.

НАТ. ПОЛЕВАЯ ДОРОГА УТРО

Ванятка идёт по дороге, ведёт под уздцы лошадь.

Сзади его нагоняет стайка деревенских мальчишек. Среди них и Стёпка с Афонькой.

МАЛЬЧИШКИ
(наперебой)
Свинорыл, похрюкай! Свинорыл, помоев хочешь?!

Ванятка отпускает поводья и направляется в сторону обидчиков.

ВАНЯТКА
Кто-то подраться хочет?

СТЁПКА
Ага, Прошка хочет.

Вперед выходит крепкий мальчишка – ПРОШКА.

ПРОШКА
Ну, давай подерёмся, раз такой смелый!

Стёпка незаметно заходит Ване за спину, встаёт на четвереньки. Прошка резко толкает Ванятку в плечо. Ванятка падает, но сразу вскакивает на ноги.

ВАНЯТКА
Так не честно!

СТЁПКА
Смотрите! Свинорыл о честности хрюкает!

ПРОШКА
А сейчас мы ему наваляем, будет знать, что такое честность.

Мальчишки начинают обступать Ванятку со всех сторон.
Тот пятится назад, стараясь не подпустить кого-то за спину.

ДАША
(за кадром)
Ага! Пятеро на одного!

Сзади к мальчишкам подбегает Даша с крапивой в руке.

ДАША
Ну, кто тут крапивы просил?!

Даша начинает стегать мальчишек по голым ногам.

МАЛЬЧИШКИ
А-а-а!

Мальчишки бросаются прочь. Даша какое-то время преследует их, потом запыхавшаяся возвращается к Ванятке.

ДАША
Убежали, трусы!

ВАНЯТКА
Я бы и сам справился.

ДАША
А я и не говорю, что не справился бы. Меня Дашей зовут, я Власа-старосты дочь. А ты – Ванятка, Авдея сын.

ВАНЯТКА
Ну, Ванятка, и что из этого...

ДАША
А у тебя лошадь васильевский овёс травит!

Ванятка оборачивается и видит лошадь, которая забрела в овёс.

ВАНЯТКА
Ах, ты, неладная!

Ванятка бросается к лошади, Даша бежит за ним.

НАТ. ДОРОГА В ПОЛЕ УТРО

Ванятка и Даша идут по дороге через поле. Ванятка ведёт за собой лошадь.

Поодаль, у стога, полдничают косари (ПЕРВЫЙ КОСАРЬ и ВТОРОЙ КОСАРЬ).

НАТ. В ПОЛЕ У СТОГА УТРО

На чистой тряпице лежат варёные вкрутую яйца, огурцы, картошка в мундире, хлеб. Косари уже поели, просто растягивают минуты отдыха. Первый косарь показывает на Ванятку с Дашей.

ПЕРВЫЙ КОСАРЬ
Кто это там?

Второй поворачивается, пытается разглядеть, кто привлёк внимание его товарища.

ВТОРОЙ КОСАРЬ
Где?

ПЕРВЫЙ КОСАРЬ
Да вон – малец с девчушкой вороную кобылу кудай-т ведёт.

Второй Косарь делает руку козырьком над глазами.

ВТОРОЙ КОСАРЬ
А-а, да это Дарёнка, Власа-старосты дочь. А с ней Ванятка, Авдея-бобыля пацан.

ПЕРВЫЙ КОСАРЬ
А откуда ж у бобыля пацан?

ВТОРОЙ КОСАРЬ
Да, подкинули, грят, еще младенчиком.

ПЕРВЫЙ КОСАРЬ
Кто ж подкинул-то?

ВТОРОЙ КОСАРЬ
Да ктой-т их ведат. А парнишка-то - Ванятка этот – он ничего, уважительный. Всегда поздоровается, чего надо – пособит.

ПЕРВЫЙ КОСАРЬ
Хорош, гришь, парнишка.

ВТОРОЙ КОСАРЬ
Хорош.

ПЕРВЫЙ КОСАРЬ
Ну, пойдем косить, что ль?

Первый косарь начинает собирать оставшуюся снедь.

ВТОРОЙ КОСАРЬ
Пойдём, однако.

Второй косарь поднимается на ноги, крепко потягивается.

ВТОРОЙ КОСАРЬ
Полевику его долю не забудь.

ПЕРВЫЙ КОСАРЬ
Да уж не забуду.

Первый косарь откладывает в сторонку два куриных яйца, кусок посоленного хлеба.

Косари уходят, и тут же из травы солидно выходит мужичок, размером с лапоть. Весь чёрный, как земля, без одежды и без шапки, вместо волос – зелёная трава до пят. Поглядев косарям вслед, он то ли кричит, то ли пищит.

На звук из травы выбегает целый выводок таких же, как он, только еще ниже, человечков. Они начинают суетиться вокруг оставленной еды, мужичок горделиво наблюдает за ними.

НАТ. ПОЛЕВАЯ ДОРОГА УТРО

Ванятка, Даша, лошадь переходят за горизонт.

НАТ. ХУТОР ОКОЛО ВАНЯТКИНОЙ ИЗБЫ ДЕНЬ

Хутор: дом, грядки, огороженные забором из жердей, за забором – десяток ульев.

Задумчивый АВДЕЙ стоит перед грядкой с репой. В меже валяются вершки. Авдей выдёргивает очередную репу – корнеплода нет. Он бросает вершок в межу и подступает к следующему корнеплоду.

Раздаётся лошадиное ржание. Авдей смотрит вдаль.

Там Ванятка, Даша и лошадь. Даша отделяется от спутников и бегом отправляется к деревне, Ванятка с лошадью идут к хутору.

ВАНЯТКА
(издали)
Тятя, тебе поклон от дяди Силантия – пчёлы помогли Николе.

Авдей крестится.

АВДЕЙ
Ну, и слава Заступнику.

Ванятка подходит к отцу.

ВАНЯТКА
А ещё Влас-староста передавал, что после андреева дня на селе школа будет. Если позволишь, я могу ходить.

АВДЕЙ
Отчего ж не позволить, ходи... А эта девчушка, что с тобой была, – Дарёнка, что ли, Власа дочурка?

ВАНЯТКА
(краснея)
Она.

АВДЕЙ
Хорошая девочка. Жалко только – сирота. Тоже без маманьки растёт.

ВАНЯТКА
А что с её мамой случилось.

АВДЕЙ
Знамо что - на сенокосе распаренная воды холодной попила и грудью захворала. Травами её отпаивали, в бане отпаривали, тупым косарём секли - ничего не помогло, померла, сердешная. Вот, Дарёнку Власу оставила.

ВАНЯТКА
А пчёлы наши не могли ей помочь?

АВДЕЙ
И пчёлки - Божьи угодницы - не всегда помогают. Лекаря у нас нет, был бы лекарь – и сейчас жила б...

ВАНЯТКА
А лекарем стать трудно?

АВДЕЙ
Да нелегко – вон, сколько болезней, упомни, какую чем лечить.

обсуждение

Исаева Надежда
17 Окт. 18:48
Прочла с интересом. Диалоги живые, не статичные. Легкое разочарование от финала: Ванятка так и не превратился в ребенка?! А, казалось, бы в сказке все должно быть возможно, даже счастье ложкой хлебать... »»»
Манусаджян Наталья
5 Авг. 23:43
Интересный вариант сказки о том, как добро побеждает зло. Мы все так устали от отсутствия фильмов-сказок, что хочется задать вопрос: "Почему же никак не снимут фильм по этому сценарию?" Ощущение от прочитанного сценария такое же, как от фильма 1967 года "Город мастеров": зло сильно, но добро победит только в случае противостояния злу. »»»
Комарова Виктория
12 Июня 17:54
Очень интересный сценарий, добрая сказка с счастливым концом. Захватывающий ход событий. Хорошо видна характеристика героев. Мне чётко представляются мифические существа этой сказки. Очень поучительная история... »»»
Кильдеева Татьяна
9 Июня 01:32
Я бы такое посмотрела и время интересное выбрано и персонажи необычные.Гоголь очень к месту, особенно ночь перед рождеством перекликается по атмосфере со сценарием,диалоги на высоте, простые и доступные,Ванятка как сейчас говорят-красавец.Если когда-нибудь снимут фильм по этому сценарию то мне кажется это будет стильно и по Русски.Сцена где Даша перед зеркалом в образе Оксаны очень понравилась,сама играла когда-то в "ночи перед рождеством" ну так интересно эта сцена может получиться,перед глазами просто стоит.Браво автору! »»»
Владимир Давыдов
4 Июня 22:43
Понравилось, но есть несколько сомнений. Первая сцена в кузнице. Не мог быть кузнец в фартуке, ибо копыто держат не руками а зажав коленями. И Гоголь, мне кажется немного не вяжется со временем. Вот пожалуй и всё... »»»
Комментариев к сценарию: 139
Прочитать остальные комментарии и оставить свой вы можете здесь
Рейтинг@Mail.ru