ИНТ. КАРАУЛ У ТЕМНИЦЫ ЖАННЫ РАНЕЕ УТРО
Стражники спят мертвым сном, сидя на табуретах. Второй факел потух и их фигуры видны только благодаря предрассветным сумеркам из небольшой бойницы.
К стражникам подкрадывается Человек в капюшоне и бьет каждого из них в сердце длинным кинжалом. Они падают на пол и, хрипя в пьяном угаре, умирают.
ИНТ. ТЕМНИЦА ЖАННЫ РАНЕЕ УТРО
Человек в капюшоне отпирает темницу и видит освещенную факелом Жанну. Она забилась в угол темницы, испугавшись возвращения обидчиков.
ЧЕЛОВЕК В КАПЮШОНЕ
Жанна, нам нужно уходить! Очень скоро замок проснется!
ЖАННА
Я не могу. Я обещала.
ЧЕЛОВЕК В КАПЮШОНЕ
Переодевайтесь и выходите. Если через две минуты вы не выйдете, я уйду один.
Прикрывает дверь. Жанна раздумывает, но через пару секунд бросается к своей мужской одежде и начинает переодеваться.
ИНТ. КОРИДОР ЗАМКА РАНЕЕ УТРО
Жанна и Человек в капюшоне двигаются по длинному коридору, освещая свой путь факелом. Подходят к неприметной маленькой дверце.
ЧЕЛОВЕК В КАПЮШОНЕ
Этот тайный ход, предназначен для бегства вельмож во время смуты или осады. Отсюда ты пойдешь одна. Возьми мой кинжал, он может тебе пригодиться.
Вкладывает ей в ладонь свой кинжал с запекшейся кровью стражников.
ЖАННА
Что меня ждет за дверью?
ЧЕЛОВЕК В КАПЮШОНЕ
Ты выйдешь из замка в поле, доберешься до леса, пойдешь к трем высоким соснам. Там тебя встретит человек, который проведет тебя до границы графства.
Человек в капюшоне приоткрывает дверь.
ЖАННА
Благодарю, прощайте!
ЧЕЛОВЕК В КАПЮШОНЕ
Прощай!
Он открывает дверь полностью, резко выталкивает Жанну наружу и запирает дверь.
НАТ. ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ У ЗАМКА РАНЕЕ УТРО
Среди неровных рядов из палаток и телег, где торговцы, зевая, выкладывают свой товар, открывается неприметная, обитая железом, дверка. Из дверки выталкивается Жанна с окровавленным кинжалом. Она испугано озирается, ничего не понимая. Одна из торговок поворачивает голову в её сторону.
ТОРГОВКА
Люди, оглянитесь! Там девка в мужской рубахе и с ножом? Это же…
Все оборачиваются к Жанне.
РАЗДАЕТСЯ КРИК
Стража!
Жанна бросается к дверке и колотит рукой. Оттуда слышен хохот Человека в капюшоне. Через торговые ряды спешат богословы Парижского университета, явно заранее знавшие об этом происшествии. Жанна прижимается к дверце спиной и в отчаянии выставляет нож. Но к ней и не думают подходить. Старшему богослову помогают взобраться на одну из телег рядом с Жанной. Люди с любопытством собираются в толпу.
СТАРШИЙ БОГОСЛОВ
Благочестивые христиане, вы видите пред собой Жанну д’Арк, оправданную епископом Пьером Кошоном и давшую клятву на святом распятии не одевать более мужской одежды и не сбегать из-под стражи. Но что мы видим? Эта ведьма попрала святую клятву, прибавив к этому самый страшный из грехов – убийство!
По толпе проносится осуждающий гул.
СТАРШИЙ БОГОСЛОВ
Да, да, убийство! На её кинжале ещё свежая кровь стражников, которых она околдовала, а затем убила.
Толпа снова шумит.
СТАРШИЙ БОГОСЛОВ
Какие тут ещё нужны доказательства! Я отменяю приговор Пьера Кошона и на правах второго обвинителя выношу свой приговор. Казнить ведьму через сожжение завтра в полдень.
Толпа в восторге ревёт. Жанна бросает бесполезный кинжал и, закрыв лицо руками, опускается на землю.
НАТ. ГОРОДСКАЯ ПЛОЩАДЬ РУАНА ПОЛДЕНЬ
Солдаты взяли в оцепление площадь, сдерживая собравшуюся толпу. В центре рабочие доколачивают позорный столб и подносят к нему охапки сухой соломы.
ИНТ. ТЕМНИЦА ЖАННЫ ПОЛДЕНЬ
Жанна в серой бесформенной рубахе приговоренного, стоя на коленях у окна и склонив голову, тихо читает молитву. Рядом с ней, на соломе, лежит колпак на голову такого же серого цвета.
Скрипит засов, открывается дверь и в темницу входит епископ Пьер Кошон в сопровождении монаха-бенедиктинца в белой монашеской рясе и надвинутом на лицо капюшоне. Жанна крестится и поворачивается к вошедшим. Дверь запирается.
ПЬЕР КОШОН
Мир тебе, дочь моя. Я пришел принять исповедь.
ЖАННА
Прошу прощения, святой отец, но я теперь никому не верю и, ни с кем не хочу говорить.
ПЬЕР КОШОН
Понимаю, ты потеряла веру к людям. Я не осуждаю, любой на твоем месте вел себя так же. Но если ты отказываешься исповедаться сама, тогда прими исповедь у меня.
Жанна бросает на него изумленный взгляд.
ПЬЕР КОШОН
Не удивляйся, Господь завещал нам исповедоваться друг другу. Так вот…
Собирается с мыслями.
ПЬЕР КОШОН
Достаточно давно, будучи молодым священником, я служил секретарем при королеве Изабелле Баварской. Она имела несчастье быть супругой умалишенного Карла Шестого. Но её сердце занимал другой человек - герцог Луи Орлеанский, от которого она и родила дочь. Спасая незаконнорожденную девочку от гнева короля, её передали мне, а я в свою очередь отвез на воспитание в Домреми в семью д’Арков.
Жанна садится на солому, обхватив ноги руками обдумывая услышанное.
ЖАННА
Я знала, что д’Арки – приемные родители, но мне никогда не говорили кто настоящие. Спасибо вам, святой отец, приятно это узнать. Пусть даже перед собственной смертью.
Пьер Кошон оглядывается на дверь.
ПЬЕР КОШОН
Не думай о смерти, дочь моя, а лучше выслушай ещё одну исповедь.
Пьер Кошон поворачивается к монаху, тот снимает капюшон – им оказывается Люсьен-лучник, дававший показания на процессе. Подойдя к Жанне и опустившись на колено, он смотрит ей в глаза.
ЛЮСЬЕН-ЛУЧНИК
Меня зовут Люсьен-лучник. Я был одним из тех воинов, кто пленил вас.
Жанна кивает головой и улыбается.
ЖАННА
Да, я помню тебя. Но не сержусь и искренне прощаю. Ты ведь за этим пришел?
Люсьен-лучник качает головой и пытается объяснить путающиеся мысли.
ЛЮСЬЕН-ЛУЧНИК
Я пришел не за этим, я …
Воин смущается и замолкает. Пьер Кошон дипломатично кашляет и, подбадривая, похлопывает его по спине.
ПЬЕР КОШОН
Если ты нашел смелость прийти сюда, должен найти смелость сказать ей.
ЛЮСЬЕН-ЛУЧНИК
Я… кхм… я…
Он пытается сказать что-то важное, но в последний момент не решается. И говорит не совсем то, о чем задумывал.
ЛЮСЬЕН-ЛУЧНИК
В прошлую нашу встречу я лишил вас одежды, дева. За что мне крайне стыдно. Но сегодня, я пришел сюда за тем же. Времени мало. Снимайте.
Жанна удивленна и переводит вопрошающий взгляд на Пьера Кошона.
ЖАННА
Я не понимаю, святой отец.
Пьер Кошон качает головой, слегка с укоризной, но с уважением обращается к Люсьену-лучнику.
ПЬЕР КОШОН
Нужно было ей сказать. Хотя бы сейчас…
Но тот качает головой и перебивает епископа.
ЛЮСЬЕН-ЛУЧНИК
Хватит, слишком мало времени для объяснений.
ИНТ. КАРАУЛ У ТЕМНИЦЫ ЖАННЫ ПОЛДЕНЬ
Из темницы выходят Пьер Кошон и монах-бенедиктинец с надвинутым на лицо капюшоном. Они выводят под руки осужденного в серой бесформенной рубахе до пола и с серым колпаком с прорезями для глаз.
ПЬЕР КОШОН
Она исповедалась и готова умереть.
Стража берет под караул и сопровождает серую фигуру по коридору. Пьер Кошон и монах-бенедиктинец идут вслед за ними, но сбавляют шаг и быстро отстают.
ИНТ. БАШНЯ ЗАМКА ПОЛДЕНЬ
Пьер Кошон и монах-бенедиктинец через бойницу башни наблюдают за заполненной зеваками и солдатами площадью. С высоты видно как на площадь выводят серую фигуру в колпаке натянутом на лицо. Слышно как толпа в предвкушении заревела. Человека подводят к позорному столбу, привязывают, обкладывают сеном, посыпают фигуру серой и торжественно подносят факел. Человек мгновенно вспыхивает и извивается охваченный огнем. Толпа что-то неистово кричит.
ЖАННА
Невероятно! Он даже не кричит!
ПЬЕР КОШОН
Он боялся, что если будут слышны мужские крики, толпа поймет подмену. Поэтому, когда вы переодевались, набил рот тряпьем.
Извивающегося человека уже практически не видно в огне. Из изумленных глаз Жанны текут слезы.
ЖАННА
До сих пор не могу поверить, что он на это пошел.
ПЬЕР КОШОН
Он исповедовался мне перед приходом к тебе. Люсьен искренне полюбил тебя. Но не как народную героиню или принцессу крови, а как девушку. Конечно же, он понимал, что ты никогда не примешь его. Однако, именно Люсьен, простолюдин, а не благородный рыцарь, нашел в себе мужество занять твоё место, дабы спасти от смерти.
Не имея больше сил смотреть на жуткую смерть, Жанна отворачивается, закрывает лицо руками и, не пытаясь больше сдерживаться, рыдает.
ПЬЕР КОШОН
Когда всё закончится, я вывезу тебя из города и переправлю в Орлеан. Надеюсь, жертва бедняги Люсьена повлияет на тебя.
Пьер Кошон обнимает Жанну.
ПЬЕР КОШОН
Прошу тебя оставь войну с Англией кому-нибудь другому. Сама же заведи семью, детей и делай то, что Господь как женщине тебе повелел – будь женой и матерью.
Жанна кладет голову ему на плечо.
ЖАННА
Обещаю!
ПЬЕР КОШОН
И не забывай о Люсьене-лучнике!
Она поворачивается к бойнице, чтобы бросить последний взгляд на площадь. В её заплаканных глазах отражается полыхающее пламя.
ЖАННА
Не забуду!