ИНТ. КАРАУЛ У ТЕМНИЦЫ ЖАННЫ НОЧЬ
ЧЕЛОВЕК В КАПЮШОНЕ, надвинутом на лицо, вкладывает мешочки с золотом в руки ПЕРВОМУ И ВТОРОМУ СТРАЖНИКАМ и подходит к окошку в двери темницы.
ЧЕЛОВЕК В КАПЮШОНЕ
Жанна, Жанна!
В окошке появляется Жанна.
ЖАННА
Кто вы?
ЧЕЛОВЕК В КАПЮШОНЕ
Я ваш друг! У меня очень мало времени и я хочу вам сказать, что король Карл не забыл о вас.
На лице Жанны взволнованность и радость.
ЧЕЛОВЕК В КАПЮШОНЕ
Он всеми силами будет пытаться помочь вам. Однако для этого необходимо ваше участие.
ЖАННА
Что я должна делать?
ЧЕЛОВЕК В КАПЮШОНЕ
Завтра продолжение процесса. Все обвинения против вас развалятся как ветхое строение. Однако Пьер Кошон, который ведет процесс, страшный человек, и он желает вам смерти!
ЖАННА
Но мне так не показалось! Он только защищает меня!
ЧЕЛОВЕК В КАПЮШОНЕ
Поверьте это правда. Завтра он вас попросит прочесть «Отче наш». Прежде, чем это сделать, попросите его принять у вас исповедь. Этим вы поставите его в тупик. А если он согласится, то уже не сможет вести процесс, и не сумеет вам навредить. Мне пора!
Быстро шагая, удаляется. Стражники удивлено смотрят ему вслед, сжимая в руках мешочки с золотом.
ИНТ. ЗАЛ СУДА РУАНА ДЕНЬ
Заложив руки за спину, Пьер Кошон прохаживается по залу.
ПЬЕР КОШОН
Итак, часть обвинений оказались недоказуемыми. Изобличить ведьму в оной девице крайне трудно. Чтобы развеять сомнения я прошу обвиняемую прочесть святую молитву «Отче наш». Как известно, женщина продавшая душу врагу рода человеческого может читать эту молитву не иначе как с конца в начало. И если девица порадует Господа и нас правильно прочитанной молитвой, многие обвинения отпадут сами собой.
ЖАННА
Я готова прочесть молитву, святой отец. Но только в том случае, если вы лично примите у меня исповедь.
Удивленный гул в зале суда. Не ожидавший этого, Пьер Кошон расстроено смотрит на Жанну. На лицах богословов торжествующие улыбки.
ПЬЕР КОШОН
Разве ты не понимаешь, дочь моя, что после того как я приму у тебя исповедь, я уже не смогу вести процесс! Таковы законы!
ЖАННА
Понимаю, но настаиваю на своём.
Епископ осуждающе качает головой. Жанна торжествует видя какой эффект произвели ее слова в зале, поставившие обвинителя в тяжелое положение. Пьер Кошон вздыхает и принимает решение.
ПЬЕР КОШОН
Дочь моя, я не буду принимать у тебя исповедь.
ЖАННА
Значит и я не смогу прочесть молитву.
ПЬЕР КОШОН
Видит Бог, ты только усложняешь всё. Увы!
Мне придется передать слово обвинителя моим почтенным коллегам из Парижского университета.
ИНТ. КАМЕРА ПЫТОК ДЕНЬ
Жанна в окружении богословов Парижского университета в камере пыток. Её руки крепко связаны верёвкой спереди. На её лице плохо скрываемый страх, навеянный этим местом. Глумливо ухмыляясь, СТАРШИЙ БОГОСЛОВ проводит обзор орудий пыток, применение которых возможно к самой Жанне.
СТАРШИЙ БОГОСЛОВ
… а вот это вещица называется "Вилка еретика".
Демонстрирует плотно охватывающий шею кожаный ремень с четырьмя острыми шипами, вонзающимися в тело под подбородком и в районе грудины.
СТАРШИЙ БОГОСЛОВ
Препятствует любым твоим движениям, не мешая, однако, признать свою вину. А вот "Скрипка сплетниц".
Демонстрирует изящно вырезанную колодку с тремя отверстиями, для рук и головы. Жанна кусает губы и всеми силами старается сохранять самообладание.
СТАРШИЙ БОГОСЛОВ
Твои руки и шея будут закреплены в этих небольших отверстиях, так что ты окажешься в молитвенной позе. Можешь представить себе страдания от нарушения кровообращения и боли в локтях, когда «Скрипку» оденут на несколько дней.
Подводит к трехногому табурету с пирамидкой вместо сиденья и системой подвешивания.
СТАРШИЙ БОГОСЛОВ
Представляю «Бдение». Тебя поднимут на верхушку пирамиды, и затем постепенно будут опускать. Верхушка пирамиды проникнет в область… таза. Боль будет настолько сильной, что ты потеряешь сознание, но мы подождем, пока ты очнешься и продолжим.
Указывает на металлическую сетку стоящую неподалеку.
СТАРШИЙ БОГОСЛОВ
Жаровня. Тебя привяжут к решетке и затем поджарят до тех пор, пока не получат искреннее раскаяние. А здесь мы пытаем водой.
Слова Старшего богослова затихают в сознании Жанны, уступая сердцебиению и гулу. Она снова, как и в зале суда, пытается вырваться из реальности, закрывая глаза в ожидании чуда. Но ничего не происходит, гул стихает, и она снова слышит Старшего богослова. Жанна открывает глаза.
Старший богослов подводит процессию к столу с колодками для рук и кандалами для ног. Рядом стоит большая бочка и воронка, вставляемая в горло.
СТАРШИЙ БОГОСЛОВ
Тебя заставят при помощи воронки поглотить большое количество воды.
СТАРШИЙ БОГОСЛОВ
А затем будут бить по надутому и выгнутому животу. И самое главное - "Ведьмино кресло".
Останавливаются рядом с креслом, у которого сидение и подлокотники утыканы шипами.
СТАРШИЙ БОГОСЛОВ
Оно ждет тебя!
Жанна испуганно вглядывается в лица богословов, пытаясь хоть в ком-то увидеть милосердие, но убедившись в обратном, тихо говорит.
ЖАННА
Я хочу видеть Его Преосвященство Пьера Кошона.
НАТ. КЛАДБИЩЕ СЕНТ-УЭН УТРО
Тихое городское кладбище с многочисленными крестами на могилах. Жанна стоит, сжимая в руках крест, посредине круга из судей. Вокруг неё богословы, горожане, вельможи. Напротив Жанны стоит Пьер Кошон принимающий слова покаяния.
ЖАННА
…и признаюсь в гордыне и отрекаюсь от нее. Также отрекаюсь от своих верований и деяний, от ношения мужской одежды и оружия, от притязания на беседы со святыми, отрекаюсь от своих пророчеств и еретических убеждений. Клянусь, веруя в Бога, исполнят каноны святой церкви. Клянусь не предпринимать побегов от своей участи и со смирением принять приговор священной церкви. Да поможет мне Бог! Аминь.
ПЬЕР КОШОН
Прошу заслушать приговор.
Разворачивает свиток.
«Властью данной мне Богом и святой церковью…»
Голос Пьера Кошона начинает пропадать в её сознании, уступая место красивой тихой музыке, похожей на церковную службу. Жанна поднимает голову и любуется пасмурным небом. Там, невысоко, пролетает голубь. Музыка затихает, и Жанна слышит голос Пьера Кошона.
"… поскольку, как мы только что отметили, ты дерзновенно погрешила против Господа и его святой церкви. Мы, судьи, чтобы ты могла предаться спасительному покаянию, со всем нашим милосердием и умеренностью осуждаем тебя окончательно и бесповоротно на вечную тюрьму, хлеб страдания и воду тоски так, чтобы ты могла там оплакивать свои грехи и больше не совершала таких, которые пришлось бы оплакивать".
Со стороны богословов недовольный гул, раздаются выкрики.
БОГОСЛОВЫ
Что ещё за хлеб страдания! Вы обвинитель или адвокат! Она созналась! Казни! Требуем казни! А как же пытки?! На костер её!
Властный голос Пьера Кошона останавливает их.
ПЬЕР КОШОН
Тихо! Прошу вспомнить, как подобает вести себя в подобных местах! О какой казни вы говорите? Связь с нечистым вами не доказана! От своих заблуждений она отреклась! Свои грехи искупит молитвами в монастыре! Настоятелям церкви не пристало подносить факел к соломе. Мы должны возвращать заблудшие души в лоно церкви.
СТАРШИЙ БОГОСЛОВ
От имени коллегии богословов Парижского университета, хочу заявить, что мы не подпишем оглашенный приговор и в знак протеста удаляемся.
Богословы разворачиваются и демонстративно покидают кладбище.
ПЬЕР КОШОН
Ну что же! Не судите, да не судимы будете.
Встречается взглядом с Жанной. Она благодарно улыбается. По её щекам текут слезы облегчения.
ИНТ. КАРАУЛ У ТЕМНИЦЫ ЖАННЫ ВЕЧЕР
Человек в капюшоне крадется к страже, постоянно оглядывается. На посту стоят Первый и Второй стражники, освещенные двумя факелами. Человек в капюшоне вновь оплачивает свой визит маленькими мешочками с золотом. Подходит к окошку и тихо зовет.
ЧЕЛОВЕК В КАПЮШОНЕ
Жанна! Жанна!
В окошке появляется Жанна.
ЧЕЛОВЕК В КАПЮШОНЕ
Рад снова видеть! Король Карл не забыл о вас. Всё готово для вашего исхода из этой дыры.
Жанна решительно качает головой.
ЖАННА
Увы, я поклялась, что не сбегу.
ЧЕЛОВЕК В КАПЮШОНЕ
Жанна, неужели вы собираетесь повиноваться их воле. Вас вынудили дать эту клятву!
ЖАННА
Никто меня не вынуждал. Я желала посвятить свою жизнь служению Богу и теперь могу оставить войну и ступить на монашеский путь.
ЧЕЛОВЕК В КАПЮШОНЕ
Но есть и другой путь!
ЖАННА
Нет! Я дала клятву и не отступлю от неё. Прощайте.
Жанна отходит от окошка. Человек в капюшоне растеряно молчит. Подходит к стражникам и протягивает им гораздо более весомые мешочки с золотом. Наклоняется и что-то заговорщицки шепчет им, насторожено оглядываясь.
ИНТ. ТЕМНИЦА ЖАННЫ НОЧЬ
Жанна стоит у зарешеченного окна и любуется на полную луну. Комната освещена бледным лунным потоком. Скрипит засов, открывается дверь и в темницу входит Первый стражник, явно навеселе, с белым платьем в руках. Бросает платье к ногам Жанны.
ПЕРВЫЙ СТРАЖНИК
Эй, святоша, давала клятву не носить мужские шмотки, так не носи. Одевай, что девке положено одевать.
Жанна исподлобья смотрит на него. Первый стражник кривится и направляется к двери.
ПЕРВЫЙ СТРАЖНИК
Ладно, ухожу.
Жанна напряжено прислушивается и, убедившись, что стражник действительно ушел, поднимает платье и оценивающе разглядывает. Бросив осторожный взгляд на дверь, стягивает свою мужскую рубаху.
ИНТ. КАРАУЛ У ТЕМНИЦЫ ЖАННЫ НОЧЬ
Неподалеку от двери на табуретах сидят Первый и Второй стражники. Рядом с ними стоит бочонок с вином, которого раньше не было. Они наполняют из него свои кубки и, улыбаясь друг другу, выпивают. Стражники уже изрядно захмелевшие, их движение развязны, глаза помутневшие.
ИНТ. ТЕМНИЦА ЖАННЫ НОЧЬ
Жанна стоит в белом платье, разглаживая ладонями складки. Лунный свет освещает её и видно, что в платье девушка выглядит очень женственно. Внезапно дверь открывается, и, покачиваясь, входят оба стражника. У Второго стражника факел в руке. Жанна испугано отступает, прижимаясь к стене.
ПЕРВЫЙ СТРАЖНИК
Одела? А мы оценить пришли!
Второй стражник освещает её факелом.
ВТОРОЙ СТРАЖНИК
Святые угодники! Ты посмотри, какая красавица!
ПЕРВЫЙ СТРАЖНИК
Ты веришь, что вот эту красоту отправят навсегда в монастырь!
ВТОРОЙ СТРАЖНИК
А она ведь совсем молоденькая! Девственница! Она мужчины не знала, а её в монашки упекают!
ПЕРВЫЙ СТРАЖНИК
Надо помочь девушке. Побаловать её напоследок.
ВТОРОЙ СТРАЖНИК
Надо, надо!
Второй стражник укрепляет факел в уступе. Оба приближаются к Жанне. Девушка в ужасе забивается в угол.
ЖАННА
Нет! Прошу вас!
Стражники бросаются на неё, рвут её платье. Завязывается отчаянная борьба. Жанна, рыдая и крича, вырывается, царапает насильников, всеми силами сопротивляется. У мужчин ничего не выходит и со злости они несколько раз сильно бьют её по лицу.
ВТОРОЙ СТРАЖНИК
Брось ты эту чертовку! Стоит ли возиться с такой дурой!
ПЕРВЫЙ СТРАЖНИК
Да, к дьяволу её!
Швыряют её и уходят, забыв факел. Жанна со следами побоев и в разорванном платье, свернувшись калачиком, рыдает.
ИНТ. КАРАУЛ У ТЕМНИЦЫ ЖАННЫ НОЧЬ
Стражники запирают дверь темницы. Первый стражник потирает исцарапанное лицо.
ПЕРВЫЙ СТРАЖНИК
Да пропади она пропадом! Лучше плесни мне ещё вина!
Второй стражник наполняет кубки.
ВТОРОЙ СТРАЖНИК
Найдем мы девок покрасивши и посговорчивее! Тем более мы теперь при деньгах! Спасибо этому пугалу в капюшоне!
ПЕРВЫЙ СТРАЖНИК
Да здравствует мздоимство и взяточничество, которое нас кормит!