ИНТ. КВАРТИРА ВАДИМА - ГОСТИНАЯ - ДЕНЬ
Вадим сидит в кресле. Серафима делает ему примочку на синяк под глазом. Саша стоит рядом с миской и пачкой салфеток в руках. Переживает.
СЕРАФИМА
Салфетку! Лед! Еще лед!
Саша подает из миски кусок льда. Серафима прикладывает лед к синяку Вадима. Вадим шипит от боли.
САША
Мы его теряем!
СЕРАФИМА
Сам дурак!
ВАДИМ
Ну разложили мы по алгоритмам все комплексы людей, все инстинкты, все нюансы поведения по Фрейду. Отлично! Собрали офигенную базу данных на пять тысяч жителей города и теперь можем засунуть ее себе...
Шипит от боли.
СЕРАФИМА
Тихо-тихо-тихо-тихо.
Примачивает ему синяк под глазом.
САША
Базу данных туда засунуть нельзя. Там уже наши отпуска за три года работы.
ВАДИМ
Надо проверить формулу на живом человеке. Надо!
САША
Да кто бы спорил. Только в нашей модели примерно три десятка неизвестных! В основном - координаты встреч и возможные мотивы поступков людей.
ВАДИМ
Ну так нужно в поле счастья ввести элемент внешней коррекции.
СЕРАФИМА
Место встречи предвидеть нельзя...
ВАДИМ
Но его можно навязать!
САША
Первый контакт предугадать невозможно...
ВАДИМ
Но его можно выстроить!
СЕРАФИМА
Поведение объекта непредсказуемо...
ВАДИМ
Но его можно подвести к требуемым действиям!
Пытается встать с кресла. Шипит от боли. Трагически раскидывается в кресле. Серафима осторожно дует на синяк Вадима.
НАТ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА - ПЛОЩАДЬ - ДЕНЬ
Мэр, охранники, иностранцы и Татьяна появляются из-за угла и выходят на городскую площадь. Вокруг полное благолепие и благополучие. Молодые мамы и папы пультами управляют колясками и машинками с малышней. С десяток стриженых молодых людей размахивают плакатами "Наш город открыт для иностранных инвестиций!", "Кто не успел - тот опоздал!". Суетятся неизвестно откуда набежавшие телевизионщики - снимают, как иностранцы изумленно вертят головами.
ПРОСТОЙ РАБОЧИЙ протирает стекло своего "мерседеса", стоящего на обочине.
МЭР
Привет, Прокопий Лукич!
ПРОСТОЙ РАБОЧИЙ
О, Михалыч, привет!
МЭР
Вот! Один из лучших рабочих местной суконной фабрики! Конечно, у нас пока только лучшие рабочие могут покупать себе "мерседесы", остальным приходиться ездить на более скромных иномарках.
Татьяна (здесь и далее) переводит. Иностранцы восхищены.
ПАРЕНЬ в фирменной форме супермаркета катит продуктовую тележку, полную продуктов, рядом идет СТАРУШКА, одетая весьма добротно, в "народном" стиле. Останавливается возле Мэра.
СТАРУШКА
Погодь, милок.
Здравствуй, Константин Михалыч. Я вот у тебя от имени народа спросить хочу!
МЭР
Спрашивай, мать, спрашивай. У нас от народа секретов нет!
СТАРУШКА
Вот у меня внучка в Париже ихим учится, недовольна, конечно, ихим образованием, но раз уж поступила - надо учиться, правильно?
МЭР
Правильно, мать! Верно!
СТАРУШКА
Вот! А мне пенсии не хватат к кровиночке моей в энтот Париж съездить! Как ни стараюсь - только до Праги денег достает! И долго это будет продолжаться?!
МЭР
Потерпи, мать, кому сейчас легко!
Татьяна шепотом объясняет иностранцам происходящее.
НАТ. НАД ОБЛАКАМИ - ДЕНЬ
Шахматная доска над облаками. Довольно сложный дебют. Большинство фигур еще не тронуто. Рука в белом неуверенно пощелкивает пальцами, потом берет белую ладью и делает ход на одну клетку.
НАТ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА - ПЛОЩАДЬ - ДЕНЬ
Продолжение сцены на площади. Мэр разговаривает со Старушкой.
МЭР
Всем, мать, сейчас нелегко! Но мы делаем все, чтобы... чтобы...
Мэр неожиданно сбивается, уставясь глазами на что-то впереди. Охранники, иностранцы, Татьяна, Старушка и даже парень с тележкой смотрят в направлении его взгляда. На лицах охранников - смятение, иностранцы игриво улыбаются, Синьор Грациани восхищенно присвистывает.
Посреди площади застыла целующаяся пара. СВЕТА - роскошная "кустодиевская" девица в веселеньком сарафане - зажала в мощных объятиях довольно худощавого интеллигента - РОМАНА - и впилась в него страстным поцелуем. Из-за пышного плеча Светы виден мучительно вытаращенный взгляд Романа.
МЭР
Пойдемте, господа, не будем отвлекать молодых людей от их важного занятия. Свобода нравов - это, между прочим, пока ваш основной экспорт в Россию.
Татьяна переводит. Иностранцы хохочут. Одобрительно смотрят на парочку, даже снимают на видео. Охранники мучительно улыбаются.
Вся группа обтекает целующихся и уходит с площади. Мэр на ходу что-то весело объясняет иностранцам. Татьяна переводит. Группа скрывается за углом.
Молодые мамы и папы пультами управляют колясками и машинками с малышней. Стриженые молодые люди продолжают размахивать плакатами.
СТАРУШКА
Ну что, погнали дальше, мон ами?
ГОЛОС В МЕГАФОНЕ
Всё, всем спасибо! Закончили! Ответственные, займитесь сдачей реквизита!
Армейский СЕРЖАНТ подбегает к стриженым молодым людям.
СЕРЖАНТ
Отделение, сдать реквизит и строиться!
На площади воцаряется деловая суета. Стриженные молодые люди быстро сворачиваются транспаранты и лозунги, грузят их в подкатившую грузовую "газель".
Молодые мамы и папы подгоняют радиоуправляемые коляски и машинки к СТРОГОЙ ЖЕНЩИНЕ с блокнотом, вынимают из них малышей и сдают "транспорт". Строгая Женщина делает пометки в блокноте.
К Простому Рабочему, монументально стоящему у "мерседеса", подбегает ЮНОША в строгом деловом костюме.
ЮНОША
Извини, отец.
Деликатно отодвигает Простого Рабочего, садится в "мерседес" и уезжает. Простой Рабочий печально смотрит ему вслед. Вздыхает.
ГОЛОС В МЕГАФОНЕ
Товарищи, деньги можете получить в управлении социальной защиты, улица Свободы, дом семь, кабинет тринадцать. Ежедневно с девяти до восемнадцати часов! Не забудьте паспорта и талоны с отметкой об участии!
Света, обнимающая Романа, поводит глазом по площади. Мимо них строем топают стриженные молодые люди во главе с Сержантом.
Света с трудом отдирает от себя Романа. Тот сопротивляется - вошел во вкус. Света заламывает ему руку.
СВЕТА
Город перед иностранцами позорить! А ну пройдемте!
РОМАН
О, мадам милиция! И не стыдно этот кукольный театр охранять?
Света ведет Романа по площади. Теперь мы можем его разглядеть. Ему лет тридцать, одет он, мягко говоря, небогато - похоже, что жизнь его последнее время не баловала. Это видно и по лицу: если изгиб рта и уголки глаз выдают человека с чувством юмора, то сами глаза говорят о том, что от жизни ему досталось немало шишек. Впрочем, к теперешней ситуации он относится весьма насмешливо - морщится от боли в заломленной руке, но при этом улыбается.
Подлетает патрульная милицейская машина. Света подводит к ней Романа.
РОМАН
Мадемуазель милиционер, меня зовут Роман? А вас? Ой! А у вас сегодня вечер свободен?
Света запихивает Романа в машину. Залазит сама. Машина срывается с места.
НАТ. УЛИЦА - ДЕНЬ
Патрульная машина мчится по городу. Из нее доносится пение Романа.
РОМАН
Я отступаю, я разбит,
ура, ура - вы победили!
Не возражайте - я сдаюсь,
и даже спорить не хочу!
В пустых атаках полегли
у вашей ласковой твердыни все эскадроны нежных слов
и батальоны дивных чувств!
НАТ. УЛИЦА - ВОЗЛЕ РОВД - ДЕНЬ
Патрульная машина подъезжает к отделению милиции. Света вытаскивает из нее Романа, заламывает ему руку. Роман шипит от боли.
СВЕТА
Не больно?
РОМАН
Ну вообще-то можно и полегче.
Света ослабляет захват.
СВЕТА
Так нормально?
РОМАН
Спасибо. Вполне.
Света заводит его в отделение милиции.
ИНТ. КВАРТИРА ВАДИМА - ГОСТИНАЯ - ДЕНЬ
Вадим с завязанным глазом расхаживает по комнате, как адмирал Нельсон по корабельной палубе. Серафима и Саша смирно сидят на диване и синхронно поворачивают головы за Вадимом. Саша пытается записывать речь Вадима в блокнот.
ВАДИМ
Итак! Для чистоты эксперимента подопытный должен быть человеком: а - посторонним, бэ - незаинтересованным и цэ - свободным! А также несчастливым, нуждающимся и исполнительным!
САША
Несчастливым... Угу...
ВАДИМ
А также не очень глупым и не очень любопытным! Чтобы его можно было использовать "в темную"! И чтобы он даже и близко не представлял своей роли!
СЕРАФИМА
Прости, Вадим! Но это надо брать человека на временную работу, и платить ему зарплату!
САША
И немаленькую - за ответственность, исполнительность и молчание.
Вадим застывает в позе Наполеона. Останавливает взгляд на старинных каминных часах с ангелами.
ВАДИМ
Деньги будут. Главное - найти такого человека! И тогда мы подставим его в формулу и сделаем... что?
СЕРАФИМА
Счастливым.
НАТ. УЛИЦА - ВОЗЛЕ ЛОМБАРДА - ДЕНЬ
Вход в офис. Вывеска "Ломбард". Невдалеке от входа в ломбард, прислонившись к столбу, стоит ПОЖИЛОЙ АЛКАШ. Раскрывает мутные глаза и видит, как мимо него проплывает облачко, из которого торчит голова ангела. Алкаш крестится, провожает ангела мутным, но восторженным взглядом. Вынимает из кармана початую чекушку и бросает ее в урну.
Вадим походит к ломбарду со свертком, из которого торчит голова фарфорового ангела каминных часов. Замедляет шаг, виновато смотрит на сверток. Вздыхает. Заходит в ломбард.
НАТ. ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД - ДЕНЬ
ГИТАРИСТ играет в подземном переходе. Серафима издали оценивает его, затем подходит и разговаривает с ним. Гитарист мотает головой - ему и так хорошо и свободно. Самозабвенно поет, прикрыв глаза. Серафима улыбается, бросает ему купюру в футляр от гитары и уходит.
ИНТ. БИРЖА ТРУДА - ДЕНЬ
Биржа труда. Народ заполняет анкеты. Потрепанный МУЖЧИНА мучается с заполнением анкеты, пытается "списать" у своей соседки - ЖЕНЩИНЫ1 "академического" вида. Заглядывает ей в анкету.
КП: Мужчина в своей анкете в графе "Пол" ставит птичку на
"Ж".
Женщина1 с видом вечной отличницы нервно отодвигается от него и заслоняет свою анкету ладошкой. Рядом с ней появляется Саша. Что-то интимно шепчет Женщине1. Видно, что та совсем неправильно его понимает, испуганно и возмущенно отшатывается к Мужчине. Тот замахивается на Сашу. Женщина возмущенно "посылает" Сашу. Саша примирительно выставляет руки и отступает.
Женщина1 благодарно дает Мужчине списать свою анкету.
ИНТ. УНИВЕРСИТЕТ - КОРИДОР - ДЕНЬ
Вадим в университете. Кругом толкаются студенты - идет летняя сессия. Вадим выцепляет взглядом одинокого грустного ОЧКАРИКА. Тот стоит, глядит в небо, и истово шевелит губами - то ли молится, то ли зубрит.
Вадим походит к Очкарику и хлопает его по плечу. У Очкарика из-под пиджака вылетает и падает на пол учебник. Очкарик ошарашено смотрит на учебник, на Вадима, на учебник. Вадим извиняется, поднимает учебник, пытается засунуть его Очкарику обратно за пазуху - оттуда выпадают еще три учебника и с десяток шпаргалок.
Очкарик злобно сгребает все свои "материалы" и уходит, бросая на обескураженного Вадима свирепые взгляды.
ИНТ. ЖЭК - КОМНАТА ДЛЯ СОБРАНИЙ - ВЕЧЕР
Не зал, а именно большая комната для собраний в помещении ЖЭКа.
На авансцене ДАМА, лучась оптимизмом, что-то рассказывает, тычет указкой в висящую на стене схему роста доходов.
В зале плохо одетые женщины заворожено слушают, записывают. Среди них мы видим Серафиму. Она пытается заговорить с ЖЕНЩИНОЙ2, но та, не сводя глаз с докладчицы, отмахивается - не мешайте!
Серафима заглядывает в блокнот Женщины2: та с вожделением перерисовывает график роста доходов. Серафима вздыхает, деликатно встает и выходит.
НАТ. УЛИЦА - ВОЗЛЕ РОВД - ВЕЧЕР
Хмурый Вадим идет по вечернему городу. Останавливается возле отделения милиции. Задумывается. Пожимает плечами. Заходит в отделение.