ИНТ. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА.УТРО.
По коридору идет женщина ВРАЧ (около 50 лет), просматривает папки с документами больных. Подходит к кабинету, начинает открывать дверь ключом. У кабинета сидит женщина, МАМА, лет сорока, строго одетая и с аккуратной прической. Когда врач подходит к двери, она встревоженно встает.
МАМА
Простите, вы Галина Павловна?
ВРАЧ
Да. Что вы хотели?
Врач открывает дверь и проходит в кабинет. Мама проходит вслед за ней.
МАМА
Сюда ночью моего сына привезли – Павлика Синицына. У него нервный срывслучился в магазине, как мне сказали, с собой грозился покончить. Как он?
Врач просматривает папки.
ВРАЧ
Синицын? Да, есть. Я с ним еще не общалась – в 10 обход будет. Сейчас он на успокоительных. Это хорошо, что вы подошли. Расскажите о нем немного.
МАМА
Да он у меня очень хороший мальчик, одаренный: рано в школу пошел, в институт легко поступил.Переживания конечно у него бывали - вы ж понимаете, как дети относятся к тем, кто умнее и лучше их, завидуют. А месяцев шесть назад проблемы начались: учиться совсем перестал, ест через раз. В результате отчислили его три месяца назад. За неуспеваемость…
ВРАЧ
А вам он рассказывает, что с ним происходит?
МАМА
Нет. Со мной он последнее время вообще разговаривать отказывается.
ИНТ. БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА. УТРО.
В палату заходит врач. На одной из четырех коек полулежит очень худой юноша 18 лет, ПАВЛИК. Его отсутствующий взгляд направлен на окно, на появление врача он никак не реагирует. Врач ставит стул рядом с койкой. Павлик не обращает на него никакого внимания.
ВРАЧ
Здравствуй, Паша. Расскажи пожалуйста, что с тобой произошло ночью.
Павлик не реагирует на слова врача.
ВРАЧ
Сегодня мама твоя приходила, говорила со мной.
Павлик резко переводит взгляд на врача, в его глазах появляется блеск, выражение лица становится агрессивным.
ПАВЛИК
Чего ей нужно? Скажите, чтобы оставила меня в покое.
ВРАЧ
Она волнуется, вот и все. Не переживай так. А как долго ты хочешь, чтобы она оставила тебя в покое?
Павлик опять переводит взгляд на окно и смотрит неподвижно.
ИНТ. СОВРЕМЕННО ОБСТАВЛЕННАЯ КВАРТИРА МАМЫ. УТРО.
ТИТР: 18 ЛЕТ НАЗАД.
На диване полулежа сидит девушка 22 лет, беременная, с большим животом(мама Павлика). В одной руке она держит книжку с изображением маленького ребенка на обложке, читает ее. В другой руке– яблоко, которое она периодически откусывает. Рядом на диване лежит блюдце и МР3 плеер, провода от которого ведут к большим наушникам, поставленным на живот. Еле слышится классическая музыка Моцарта.
Раздается телефонный звонок. Мама откладывает книжку, яблоко кладет на блюдце.Привычным движением тянется и берет лежащую за подушкой на диване накидку (от радиоволн), накрывает живот, встает и, придерживая накидку, подходит к столу, на котором лежит мобильный телефон. Нажимает на кнопку.
МАМА
Алло! Да, приветик! Хорошо -Моцарта слушаем и грызем гранит материнства. Ой, брокколи купи пожалуйста и молочка козьего немного осталось. Остальное пока есть. Давай… Целую…
Мама кладет мобильник и возвращается на диван.
ИНТ. КВАРТИРА МАМЫ. ДЕНЬ.
Открывается дверь в прихожей, в квартиру заходят мама с закутанным в конверт малышом, ПАПА, худой высокий мужчина в костюме и очках, с пакетами в руках, БАБУШКА и дедушка.
ПАПА
Ну, Павлик, вот твой дом родной!
Мама укладывает малыша на кроватку, улыбается. Вокруг обычная суета: папа в комнате раскладывает вещи. Подходит бабушка, наклоняется к малышу.
МАМА
Павлик, мальчик мой, давай кофту тут застегнем…
БАБУШКА
Да ты мой золотой Павлюнечка. Да у кого тут такие пальчики сладкие?
Мама несколько раз бросает взгляды на бабушку.
МАМА
Мам, не надо с ним сюсюкать… Лучше сразу как со взрослым – тогда потом проще будет, ато привыкнет с детства, что его облизывают, так и будет до 18 лет – как бычок: «папаня».
БАБУШКА
Ну ладно… Такая у нас, у бабушек работа – баловать…Слушай – ты б его запеленала: ему же ручки с ножками мешают – он их пугается.
МАМА
Ну нет! Это вы раньше нас всех пеленали, а теперь, между прочим, психологи выяснили, что от этого комплексы всевозможные со временем развиваются: ребенок же все время скован.
БАБУШКА
Ой, ну как знаете. Нашла кого слушать – эти психологи сегодня одно, завтра - другое: веками-то кутали…
Махнув рукой, бабушка поворачивается и уходит.
ИНТ. КВАРТИРА МАМЫ. ВЕЧЕР.
Мама закрывает дверь детской и заходит на кухню, где сидитза ужином и смотрит телевизор папа. Как только мама входит, раздается детский плач из комнаты. Мама не реагирует – накладывает себе еду из кастрюли и садится рядом с папой есть. Папа некоторое время не обращает внимания, потом бросает вопросительный взгляд на маму и, не получив реакции, встает из-за стола.
МАМА
Ты куда?
ПАПА
Пойду, поговорю – может, успокоится.
МАМА
Если бы надо было – сама б зашла. Сядь.
ПАПА
Да ну жалко как-то.
МАМА
Что жалко-то? Если к нему каждый раз забегать на плач – он так еще много лет по два часа засыпать будет. Нет, я его по французской методике растить буду: они сразу детей приучают, что после отбоя мамы не существует– плачь-не плачь.
ПАПА
Я бы зашел – мне жалко.
МАМА
Мне тоже… Но все надо делать по уму.
НАТ. ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА. ДЕНЬ.
Мама с годовалым Павликом играют в песочнице, строят куличики изпасочек разного цвета и формы. Других детей в песочнице нет.
МАМА
Вот, Павлик, смотри –синий круг, видишь, круг. А вот – желтый круг. Один, два. Давай пальчик, вместе посчитаем. Один, два.
Мама по очереди показывает формочки. Павлик, часто отвлекаясь, смотрит. В песочницу заходит другой мальчик, около двух лет. Начинает катать машинку по бортику песочницы, несколько раз проходит мимо Павлика, задевая его. Мама бросает на него недовольные взгляды, но продолжает занятия.
Мальчик начинает копать песок, делает неловкое движение и немного песка летит в глаза Павлику. Мама тянется и начинает вытирать лицо Павлика, строго обращаясь к мальчику. В это время подходит МАМА МАЛЬЧИКА.
МАМА
Так нельзя делать. Ты видишь, что получается?
Мама мальчика приседает и ласково начинает ему объяснять, указывая на Павлика.
МАМА МАЛЬЧИКА
Витенька, надо аккуратнее –видишь, мальчику в глазки попал? У него теперь глазки болят, так нельзя.
Мальчик виновато смотрит на Павлика.
МАМА
Вот, хулиган какой, а! Маленьких обижать нельзя! Паразит!
МАМА МАЛЬЧИКА
Женщина, вы воспитывайте своего сына, а я буду своего. И оскорблять тут его не надо.
МАМА
Да вижу я, как ты воспитываешь – вон наглый какой.
МАМА МАЛЬЧИКА
Пойдем.
Хамка.
Мама мальчика вместе с мальчиком уходит. Мама с Павликом снова продолжают играть и заниматься.
ИНТ. КВАРТИРА МАМЫ. ВЕЧЕР.
Папа заходит в квартиру, разувается и проходит в комнату. Там на полу сидят мама с Павликом, вокруг – раскиданы картонные кубики со слогами.
ПАПА
Привет! Это что тут у вас?
МАМА
Привет! Это мы тут новую методику осваиваем – буквы сразу слогами заучиваем, зрительным методом.
ПАПА
Не рановато ему еще – год только…
МАМА
Так в этом и смысл, понимаешь? Я ему кубики вдалбливаю, они у него через зрение и слух на подсознание записываются, а потом, когда читать начнем, у него сразу знакомые слоги всплывать будут. Во как! И вообще – в ребенка до трех лет надо по максимуму закладывать, потом- уже сложнее будет: японская методика.
ПАПА
Гения растишь? Молодец!
Папа целует маму в макушку и уходит переодеваться. Мама поднимает перед Павликом кубик со слогом.
МАМА
МО! МО! МО!
ИНТ. ГРУППА ДЕТСКОГО САДА. ВЕЧЕР.
ТИТР: ПРОШЛО 2 ГОДА.
Мама приходит за Павликом в группу. Он, радостный и счастливый, подбегает к ней, обнимает.Мама целует его и ведет в раздевалку.
В раздевалке переодевается. Мама стоит рядом и не помогает.
МАМА
Ну, что сегодня делали?
ПАВЛИК
Гуляли, кушали. Мультики смотрели. Спали.
МАМА
Мультики? А занятия какие-нибудь были?
ПАВЛИК
Нам Вера Ивановна читала Колобок.
МАМА
Понятно...
ИНТ. КВАРТИРА МАМЫ. КУХНЯ. ВЕЧЕР.
Мама с папой ужинают за столом, смотрят телевизор.
МАМА
Потише сделай пожалуйста- я поговорить хочу.
Папа делает телевизор тише и вопросительно смотрит на маму.
МАМА
В общем, не нравится мне, что Павлик в сад ходит.
ПАПА
Почему?
МАМА
Да обидно: я ж с ним столько занималась, голова у него светлая, а там… мне кажется, деградирует он. Занятий нет никаких, да и когда будут – ясно, какие… Мультики им там ставят - он же дома их даже не смотрит. Жалко: я столько вкладывала, а теперь целыми днями просто носится там как зверек. У тебя же сейчас нормальная зарплата, нам хватает. Давай я лучше с Павликом дома буду сидеть? На работе только и думаю весь день, как он в это самое время сидит в саду и тупеет с каждым днем. Ну? Ты как на это смотришь?
Мама улыбается на последней фразе. Папа тоже улыбается, глубоко вздыхает.
ПАПА
Увольняться думаешь?
МАМА
Сейчас для меня Павлик важнее.
НАТ. ЛЕСОПАРК. ДЕНЬ
Мама с ПОДРУГОЙ гуляют в лесопарке. Рядом бегают Павлик и мальчик его же возраста.
МАМА
Как там новый начальник? Строгий?
ПОДРУГА
Да нет – нормальный. Ты-то не жалеешь?
МАМА
Да нет – ни капельки не пожалела: это ж, сама понимаешь, инвестиция в будущее. Павлик уже читает сам по слогам, стихотворения учим, цвета все знает.
ПОДРУГА
Да ты что?
МАМА
Павлик!
Расскажи тете Ире стихотворение про баранов. Ну?
Павлик смущается, улыбается и отворачивается. Мама настойчиво просит его рассказать, начинает раздражаться.
МАМА
Ну давай, ну что ты?
ПОДРУГА
Да ладно –не хочет если.
Павлик растерянно улыбается и убегает.
МАМА
В общем, знаешь – ни один сад этого не даст… Попробую в школу его на год пораньше отправить. А так – на английский начали ходить, на рисование...
ПОДРУГА
Когда ж ты его просто любить-то успеваешь?
МАМА
Я о его будущем забочусь – это для меня и есть любовь: если дети – цветы жизни, то зачем же я сорняк растить буду…
Подруга бросает на маму удивленный взгляд и обе в задумчивости идут дальше.
НАТ. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР. ЛИНЕЙКА ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ. УТРО.
ТИТР: ПРОШЛО 3 ГОДА.
Мама в деловом костюме, с Павликом, тоже в костюме, с ранцем и букетом в руке, направляются к толпе детей. Павлик выглядит напряженно.
МАМА
Так, ну все: про себя еще раз стих повтори, и чтобы с выражением – помнишь?
Мама подходит к УЧИТЕЛЬНИЦЕ, жестом показывает Павлику, тот дарит букет.
МАМА
Ну вот, все, мы готовы. Куда нам идти?
УЧИТЕЛЬНИЦА
Вон там, сбоку от лестницы, стойте, потом позовут всех, кто выступает.
Мама с Павликом идут в указанном направлении. Встают сбоку. Мама замечает, что Павлик сильно напряжен.
МАМА
Павлуш, расслабься – ты все равно лучше всех этот стих расскажешь.
ПАВЛИК
Почему я именно?
МАМА
Ну как это? Спросили добровольцев. Надо ж себя сразу зарекомендовать: пусть тебя в пример другим детям ставят.
ПАВЛИК
Я не хочу.
МАМА
Да брось… Сейчас уже поздно, ты ж не хочешь сорвать всю линейку…
У Павлика появляются слезы на глазах, он опускает голову. Мама замечает это.
МАМА
Не расстраивай меня, а. Ты просто стесняешься, но надо учиться публично выступать – у тебя голова золотая, но этого может никто и не узнать, если все время молчком сидеть в уголке.
ПАВЛИК
А бабушка где?
МАМА
Не знаю, приехать должна – может уже и здесь.
ПАВЛИК
Позвони ей.
МАМА
Зачем? Начнет тебя жалеть- ты вообще размякнешь. Нет - соберись, расскажи, а потом уже сюсюкайтесь.
ПАВЛИК
А завтра я к ней можно на выходные поеду?
МАМА
Опять телевизор целыми днями смотреть будешь?
Давай так: расскажешь сейчас стихотворение – поедешь.
На линейке выстроились пять детей разных возрастов, по очереди рассказывают стихотворения о школе. Павлик стоит по центру, самый маленький, весь красный. Очередь доходит до него. Павлик, запинаясь, начинает стих.
ПАВЛИК
Здравствуй, осень… золотая!
Здравствуй, школа... На урок
Нас зовет, не умолкая…
Павлик замолкает, испуганными глазами, глубоко дыша, смотрит по сторонам. Несколько секунд длится пауза. Мама с ужасом смотрит на Павлика. Стихотворение начинает рассказывать мальчик рядом, старшеклассник. Павлик опускает голову.