ИНТ. ПОМЕЩЕНИЕ КЛАССА. УТРО.
Павлик встает из-за парты во время перемены, смотрит по сторонам и видит мальчиков, которые собрались в уголке класса и играют в шашки. Нерешительно к ним подходит. Один из мальчиков смотрит на него.
МАЛЬЧИК
Будешь играть?
Павлик кивает головой.
МАЛЬЧИК
Сейчас тогда, доиграем, вместо меня сядешь.
Павлик стоит и смотрит; когда мальчики заканчивают игру – садится напротив другого мальчика, СОПЕРНИКА. Начинает играть, делая несколько уверенных ходов. На поле возникает ситуация, когда любой ход приведет к тому, что две его шашки съедят. Павлик начинает волноваться.
ПАВЛИК
Давай заново?
СОПЕРНИК
Ну нет. Ходи. Так нечестно.
Павлик опять напряженно смотрит на поле, затем резко обеими руками начинает водить по шашкам, черным и белым, перемешивая их на поле. Соперник Павлика начинает хватать его за руки, пытается остановить.
СОПЕРНИК
Ну! Ты что делаешь! Вообще что ли? Так нечестно!
Павлик рывком вырывает руки, резко встает и, глубоко дыша, уходит от парты. Одноклассники смотрят с удивлением ему в след.
ИНТ. ХОЛЛ В ШКОЛЕ. ДЕНЬ.
Мама стоит и встречает Павлика. Тот прикладывает электронный пропуск и проходит через турникет. В это время к маме подходит учительница.
УЧИТЕЛЬНИЦА
Ой, можно вас на минуточку – я поговорить хотела.
Паша, ты на лавочку пока присядь, пожалуйста.
Павлик садится на лавочку в стороне, куда показала учительница. Мама озадаченно смотрит на учительницу.
МАМА
Что, случилось что-то? Как у Павлика дела?
УЧИТЕЛЬНИЦА
Вот об этом я и хотела поговорить: сначала Павлик хорошо проявлял себя, активным был, старался. А теперь такое ощущение, что скучно ему стало. На уроках молчит, меня совсем не слушает – в своих каких-то мыслях все время.
МАМА
Наверное скучно - мы ж все это два года назад уже проходили.
УЧИТЕЛЬНИЦА
И что, теперь два года скучать сидеть будет? Готовьте дополнительные материалы, доклады, чтоб он не выключался полностью из процесса.
МАМА
Хорошо. Я поняла.
УЧИТЕЛЬНИЦА
И еще вот что: конфликты появляться стали. Перед прогулкойк негошапку стянули - это возраст такой, они все немного задирают друг друга, так онсразу ногами махать стал со всей силы. Я такой злости никогда не видела. Он вообще ни критику, ни шутки не выносит, даже в игры не играет, если проиграть может. Его дети, я смотрю, сторонятся, побаиваются… Этоуже даже мне заметно, хоть я и не психолог. Вы не хотите к психологу обратиться, нашему школьному, бесплатному?
МАМА
Ну, давайте я с ним сначала сама поговорю, ладно, а к психологам мы всегда успеем.
УЧИТЕЛЬНИЦА
Да, да, конечно – я просто советую, решайте сами.
МАМА
Спасибо. До свидания.
Мама с Павликом выходят на улицу.
НАТ. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР. ДЕНЬ.
Мама с Павликом идут к калитке.
МАМА
Ты дерешься зачем?
ПАВЛИК
Потому что они дураки.
МАМА
Я знаю. Но драться нельзя даже в этом случае – только если к тебе уже с кулаками полезут. И на уроках давай работай – учительница вон жалуется, что не учишься… и это с такой головой, как у тебя… Будешь плохо учиться – к бабушке отпускать перестану. Я понимаю, что тебе скучно, но эта школа – необходимый этап: надо просто набраться воли и через нее пройти…
Мама улыбается и ободрительно, но сухо целует на ходу Павлика в щеку. Павлик слегка улыбается и они идут дальше.
ИНТ. КВАРТИРА МАМЫ. ДЕНЬ.
ТИТР: ПРОШЛО 10 ЛЕТ.
В квартиру заходит Павлик с самодовольной улыбкой, снимает кроссовки, небрежно кидает их в прихожей. Проходит в комнату, садится на диван и начинает рыться в рюкзаке, достает папку. Из кухни выходит мама с маской на лице.
МАМА
Ну как?
ПАВЛИК
Ну как…? А как может быть? Три ВУЗа – выбирай не хочу…
МАМА
Да ты мой ум-нич-ка, а я что тебе всю жизнь говорю? Дай-ка я тебя поцелую!
Мама вытягивает губы, шутя целуя воздух. Павлик поднимается, отстраняет маму и направляется на кухню.
ПАВЛИК
Ага, ты только дрянь эту у себя с физиономии сними сначала… А Ба где?
МАМА
Ну где-где? В парке опять гуляет.
Павлик идет в коридор, обувается.
ПАВЛИК
Пойду, поищу ее, обрадую.
МАМА
Ну-ну, обрадуешь… Она считает, что я тебе жизнь сломала. Она бы рада была, если бы ты сейчас в ПТУ где-нибудь учился, как она сама. Как подумаю, чего бы я сама могла добиться в свое время, если бы не эта ее мягкость, сердобольность, если бы она меня хоть раз учиться заставила… Слушай – так ты поешь сначала – все ж горячее.
ПАВЛИК
Не хочу пока – потом приду, поем.
МАМА
Борщ же, твой любимый.
ПАВЛИК
Да сказал – не хочу! Ты по-русски, что ли, понимать перестала.
Павлик выходит и захлопывает дверь. Мама поворачивается и, без тени обиды, идет на кухню.
НАТ. ЛЕСОПАРК. ДЕНЬ.
Бабушка сидит на лавке, смотрит на проходящих гуляющих. Сзади из-за лавки приподнимается Павлик, закрывает глаза бабушке. Бабушка трогает руки.
БАБУШКА
Павлик…
Павлик обходит лавку и садится рядом с бабушкой и целует ее. Тоже смотрит вдаль.
БАБУШКА
Ну как ты – поступил?
ПАВЛИК
Да… Сразу в три, вот осталось только выбрать.
БАБУШКА
Выбирай там, где нравиться будет больше – хоть сейчас уже поступи как сердце подскажет.
Оба молча сидят на лавочке и смотрят вдаль.
ИНТ. КВАРТИРА МАМЫ. РАННЕЕ УТРО.
Павлик открывает глаза, услышав голос мамы, которая всхлипывает и разговаривает по телефону в соседней комнате.
МАМА
Да, не дышит. Пульс проверила – нет. Звенигородское шоссе, 35. Да.
Павлик вскакивает с кровати и выбегает из комнаты. Там натыкается на заплаканное лицо мамы. Мама тянется к Павлику в попытке обнять. Павлик отстраняет ее.
ПАВЛИК
Что случилось?
Мама всхлипывает. Павлик берет ее за плечи и кричит.
ПАВЛИК
Что случилось?!
МАМА
Мама умерла.
Павлик расширяет глаза, начинает глубоко и громко дышать, поворачивается и идет в комнату бабушки. Спустя несколько секунд выходит оттуда, подходит к дивану и опускается на него, уронив голову на руки.
Мама, сотрясаясь в рыданиях, подходит к Павлику, садится рядом и пытается его приобнять. Павлик стряхивает ее руки и в этот момент тело его начинает сотрясаться в сухих рыданиях.
МАМА
Павлик… Ну обними меня… У меня мама умерла…
ПАВЛИК
Мама? Мама? У меня бабушка умерла – единственный, единственный человек, который любил меня. Любил таким, какой я есть, а не за то, что я что-то делаю или не делаю.
Павлик поднимает голову к маме и начинает бешено кричать ей в лицо.
ПАВЛИК
Понимаешь ты? Не за то, какие отметки я получаю, не за то, как я на олимпиаде выступил, а просто за то, что я есть и я – ее близкий человек. Понимаешь ты? Отец вон в другой город переехал работать – ты и его задавила в конец.
Мама трясется в рыданиях.
МАМА
Павлик, не надо так, Пашенька! Не надо так – мне итак плохо.
ПАВЛИК
Да мне всю жизнь плохо, я всю жизнь боюсь не оправдать твоих ожиданий, у меня друзей нет, у меня теперь никого нет, ты понимаешь? Я один, я умер!
МАМА
Павлик, я люблю тебя, сынок.
Павлик встает, заходит в свою комнату и закрывает дверь. Мама сидит на диване и уже громко начинает рыдать. Через некоторое время Павлик выходит одетый и успокоившийся.
ПАВЛИК
Пойду в институт. Если что надо будет – звони.
МАМА
Павлик, подожди, мне надо, чтоб ты здесь был.
ПАВЛИК
Ну нет. Я на учебу пойду. У нас зачет сегодня.
НАТ. ЛЕСОПАРК. УТРО.
Павлик сидит на той же скамейке, смотрит вдаль сквозь проходящих мимо людей и пьет из бутылки, завернутой в черный пакет.
ИНТ. ПОМЕЩЕНИЕ ИНСТИТУТА. ДЕНЬ.
Павлик, неопрятно одетый и с синяками под глазами, подходит к компании ребят, стоящих в холле. Он обращается к одному из ребят, тот оборачивается, удивленно смотрит на Павлика, делает жест другим ребятам, что сейчас вернется. ПАРЕНЬ с Павликом отходят в сторону.
ПАРЕНЬ
Ну, Паша кажется, чего хотел?
ПАВЛИК
Слушай, мне ребята из моей группы сказали, что к тебе можно с этим вопросом обратиться… Ну, короче, мне амфетамин нужен.
Парень отшатывается назад в изумлении.
ПАРЕНЬ
Ни хрена себе… Ты ж, вроде, отличник – фотку твою видел на стенде.
Или это подстава какая-то?
ПАВЛИК
Нет, клянусь – мне для себя надо.
Парень рассматривает Павлика, который выглядит плохо, раздумывает.
ПАРЕНЬ
Ладно… Завтра – я сам тебя найду… Бабло не забудь.
Парень поворачивается и уходит обратно к компании.
НАТ. ЛЕСОПАРК. ДЕНЬ.
Павлик, мрачный, подавленный, сутулый, подходит к лавке в парке и опускается в нее. Раздается телефонный звонок. Павлик отвечает.
ПАВЛИК
Алло. Нет, не на учебе – меня отчислили. Не знаю: мне все равно.
Павлик, не окончив разговор, кладет трубку и смотрит на прохожих. Взгляд его останавливается на двух женщинах, пожилой и молодой, ведущих с двух сторон ребенка.он счастливо смеется и перепрыгивает через лужи. Павлик смотрит, как они проходят мимо, затем снова устремляет взгляд вдаль. На его потухших глазах появляются слезы.
ИНТ. БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА. УТРО.
С такими же потухшими глазами Павликполулежит на койке, уставившись в окно. Затем отворачивается и ложится лицом к стене. Врач внимательно смотрит на него, делает запись в блокноте.
ВРАЧ
Сейчас, я так понимаю, ты не расположен к разговору. После обеда я зайду за тобой и мы поговорим у меня в кабинете, ладно? Когда тебя выпишут, мы будем с тобой встречаться два раза в неделю.
Павлик не реагирует.
НАТ. ДВОР ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ. ДЕНЬ.
ТИТР: ПРОШЕЛ ГОД.
Павлик, опрятный и со спокойным выражением лица, с рюкзаком за спиной спускается со ступенек и видит маму, стоящую в тени деревьев. На секунду Павлик останавливается, потом движется дальше мимо нее.
МАМА
Павлик, подожди – я поговорить хочу.
ПАВЛИК
Я же тебя просил не приходить сюда.
МАМА
Живешь теперь отдельно, я тебя не вижу совсем.
Павлик останавливается, поворачивается к маме.
ПАВЛИК
Ну может так и лучше - я звонить собирался... Я сегодня вечером уезжаю – нашел работу в другом городе.
МАМА
Как?! Где?! А врач же как?!
ПАВЛИК
Ты не переживай – я звонить тебе буду. Галина Павловна меня поддержала.
МАМА
Но как ж я тут теперь одна совсем. Как жестоко…
Павлик берет маму за плечи, слегка улыбается.
ПАВЛИК
Мам, я все это пережил и ни за что не держу зла. Я наконецначинаю жить, чувствовать вкус жизни. Порадуйся за меня. Просто порадуйся за меня, мам.
Павлик целует маму в лоб, и решительно уходит из-под тени деревьев. Мама растерянно смотрит ему в след.