ИНТ. КВАРТИРА ОЛЕГА КАБИНЕТ ВЕЧЕР
Олег сидит в кресле за компьютерным столом с закрытыми глазами. Он открывает глаза, встает и идет в ванную.
ИНТ. КВАРТИРА ОЛЕГА ВАННАЯ КОМНАТА ВЕЧЕР
Включив в ванной свет, Олег открывает воду. Его взгляд падает на бельевую веревку, протянутую под потолком. Он представляет себе, как снимает её, завязывая на одном из её концов петлю... Олег трясет головой, прогоняя кошмар, набирает воду в ладони и споласкивает лицо. Смотрит на себя в зеркало.
ОЛЕГ
А что, если...
Олегу кажется, что отражение в зеркале «ожило».
ОЛЕГ (ОТРАЖЕНИЕ)
Если руны действительно нечто большее, чем просто символы? И предположения Геры верны? И древние знахари умели воскрешать мертвых?
Олег со всей силы бьет кулаком по облицованной кафелем стене рядом с зеркалом. Кафель трескается, разбитые костяшки оставляют кровавый след на стене.
ОЛЕГ
Чушь!!!
ОЛЕГ (ОТРАЖЕНИЕ)
Чушь? А вдруг это шанс? Знак свыше?
Олег вновь трясет головой, отгоняя очередное наваждение. Отражение прекращает жить своей жизнью и трясет головой вместе с Олегом. Олег вновь споласкивает лицо водой. Вновь глядит в зеркало.
ОЛЕГ
А почему нет? Что я теряю?
Олег подносит к лицу поврежденный кулак и, пристально глядя в зеркало, слизывает кровь с разбитых костяшек. На этот раз отражение «не безобразничает».
ИНТ. КВАРТИРА ОЛЕГА КАБИНЕТ ВЕЧЕР
Олег возвращается в кабинет, садится в кресло, наваливается локтями на стол, «прилипая» к монитору.
ОЛЕГ
Итак, что говорит нам «Старшая Эдда»? Я знаю двенадцатое...
ИНТ. КАФЕДРА ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ДЕНЬ – ВОСПОМИНАНИЕ ОЛЕГА (ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО ВОСПОМИНАНИЯ).
На кафедре Олег и Гера. Олег сидит за столом, Гера – напротив. На столе перед Олегом обугленная ветка (продолжение предыдущего воспоминания).
ГЕРА
Я знаю двенадцатое...
ОЛЕГ
Двенадцатое? Что это?
ГЕРА
Двенадцатое заклинание. «Старшая Эдда». «Речи Высокого».
ОЛЕГ
Постой-постой! Двенадцатое...
Олег морщит лоб, вспоминая текст манускрипта.
ОЛЕГ
Там что-то про воскрешение повешенного мертвеца?
ГЕРА
И с дерева мертвый сойдет,
И со мною начнет говорить.
ОЛЕГ
Ты сейчас серьезно?
Гера подскакивает со стула и начинает нервно ходить по кабинету.
ГЕРА
Да! Моя прабабка умела воскрешать мертвых!
ОЛЕГ
Как Лонго?
ГЕРА
Лонго – шулер! Вы хоть представляете, какая нужна колоссальная энергия, чтобы вернуть кого-то к жизни?
ОЛЕГ
И какая же?
ГЕРА
Такой выброс энергии может дать только ритуальная жертва, равноценная воскрешаемому объекту!
ОЛЕГ
Ты хочешь сказать: чтобы воскресить, допустим, человека, нужно другого лишить жизни?
ГЕРА
Да, и это обязательное условие! Закон сохранения энергии действует и в ритуальной магии.
ОЛЕГ
Но тогда твоя прабабка...
Гера резко останавливается.
ГЕРА
Нет! Моя прабабка никогда не воскрешала людей! Только животных! При мне – всего лишь раз. В детстве у меня была ручная крыса... Она умерла... Увидев, как я убиваюсь, старушка сказала, что может помочь...
ОЛЕГ
И как, помогла?
ГЕРА
Помогла: мы вместе отловили на помойке другую крысу - дикую, огромную...
Мерзкое, облезшее существо, не идущее ни в какое сравнение с моей любимицей! А после...
НАТ. ЗАДНИЙ ДВОР ДЕРЕВЕНСКОГО ДОМА ВЕЧЕР – ВОСПОМИНАНИЯ ГЕРЫ
Сгущающиеся сумерки. Осень. У аккуратного побеленного забора растет толстое дерево. В бугрящейся наростами толстой коре видны старые засечки в виде угловатых символов.
Практически у самых корней дерева выложен небольшой очаг из диких закопченных камней. В очаге тлеют угли, временами выбрасывающие в воздух длинные языки пламени.
Не куче опавших листьев стоит ржавая металлическая клетка. В клетке – облезшая и взъерошенная «дикая» крыса. Крыса пищит, скалит зубы и грызет толстые прутья клетки. Возле клетки лежит мертвая белая ручная крыса.
К дереву подходит сгорбленная и сморщенная древняя СТАРУХА(100)- прабабка Геры. В одной руке у нее нож. Старуха, что-то гортанно напевая, принимается вырезать на дереве руны.
ГЕРА (ЗК)
Потом старушка провела ритуал: на одиноко стоящем ясене она вырезала руническое письмо...
Закончив резать руны, Старуха медленно проводит по свободной ладони острым лезвием. Окровавленной рукой Старуха проводит по белоснежной резьбе – древесина вмиг напитывается её кровью.
ГЕРА (ЗК)
...которое оросила собственной кровью.
Старуха вытягивает из платка, повязанного на пояснице, длинную и толстую медную спицу. Походит к клетке с крысой, открывает дверцу, и с ловкостью, которую трудно ожидать от столь древней Старухи, хватает пищащую крысу за шею.
ГЕРА (ЗК)
Затем, схватив за шею дикую крысу голой рукой, она достала её из клетки.
Крыса вырывается изо всех сил, но тщетно – старуха не дрогнувшей рукой прикалывает её спицей к дереву над вырезанными рунами.
ГЕРА (ЗК)
Не обращая внимания на дикий визг, прабабушка, читая заклинание, пригвоздила её медной старинной спицей к дереву, как раз над вырезанными рунами.
Крыса визжит и трепыхается на спице. Крысиная кровь из раны орошает вырезанные руны, и они начинают светиться изумрудным огнем.
ГЕРА (ЗК)
Когда крысиная кровь потекла вниз, смешиваясь на резных знаках с бабушкиной кровью, руны вспыхнули изумрудным огнем.
Когда крыса на спице умирает, белая ручная крыса дергает лапками.
ГЕРА (ЗК)
Когда крыса на спице издохла, моя любимица ожила...
КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ ГЕРЫ
ИНТ. КАФЕДРА ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ДЕНЬ – ВОСПОМИНАНИЕ ОЛЕГА
ОЛЕГ
Интересно, но сомнительно: может, твоя крыса и не издохла вовсе?
ГЕРА
Сомнительно? Да к тому времени она совсем окоченела. Нет, она была мертва – даю руку на отсечение!
ОЛЕГ
А может, старушка подсунула тебе другую, похожую крысу?
ГЕРА
Вы считаете, что я был не в состоянии отличить свое животное от другого? Привычки, повадки... Нет, Олег Сергеевич, это была моя крыса...
КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ ОЛЕГА
ИНТ. КВАРТИРА ОЛЕГА КАБИНЕТ ВЕЧЕР
Олег в кабинете, он сидит в кресле, его локти упираются в столешницу, голова в ладонях. На экране монитора древние тексты, выполненные руническим письмом.
ОЛЕГ
Нужно найти Геру... Срочно!!!
Олег берет телефон и набирает номер. Его руки подрагивают, он ошибается, нажимает не те кнопки.
ОЛЕГ
Черт! Черт! Ну же?!
После нескольких неудачных попыток ему удается набрать правильный номер. В трубке раздается протяжный сигнал вызова. Но на звонок никто не отвечает. Олег терпеливо ждет ответа, но трубку никто не снимает.
Олег бросает взгляд на «иконку» часов в углу монитора – девятый час вечера.
ОЛЕГ
Проклятье! Поздно...
Неожиданно на «другом конце провода» снимает трубку женщина-секретарь ЛЕНА(30).
ЛЕНА (ВПЗ)
Кафедра исторического факультета. Здравствуйте...
ОЛЕГ
Леночка, золотце, слава Богу, ты еще на месте!
ЛЕНА (ВПЗ)
Олег Сергеевич? Но вы же... Я... соболезную...
ОЛЕГ
Лена, мне срочно нужна твоя помощь!
ЛЕНА (ВПЗ)
Да, Олег Сергеевич?
ОЛЕГ
Мне срочно нужны данные на Германа Железнова... Он был моим аспирантом года два назад. Потом он куда-то перевелся... Мне срочно нужно узнать куда!
ЛЕНА (ВПЗ)
Я посмотрю, Олег Сергеевич. Не вешайте трубку...
ОЛЕГ
Лена, это вопрос жизни и смерти!
ЛЕНА (ВПЗ)
Хорошо, Олег Сергеевич...
Олег нервно ждет ответа, барабаня по столу кончиками пальцев. Наконец раздается долгожданный ответ.
ЛЕНА (ВПЗ)
Олег Сергеевич, это странно, но у меня не осталось записей о его переводе. Я посмотрю завтра в отделе кадров...
ОЛЕГ
Хорошо, Лена, спасибо.
Олег нажимает отбой и бросает трубку на стол.
ОЛЕГ
Куда же ты делся, Гера? Ладно, пока попробую сам разобраться...
Олег наваливается локтями на столешницу и «прилипает» к монитору.
ОЛЕГ
Двенадцатое - это одно из рунических заклинаний, иносказательное описание двенадцатой из восемнадцати рун первоначального магического ряда. Каждая руна - самостоятельное заклинание.
Олег поднимается с кресла, подходит к книжному шкафу и начинает «перебирать» корешки книг. Находит нужную книгу. Вновь садится в кресло. Листает. Открывает страницу с изображением рунного алфавита – Футарка.
ОЛЕГ
Вот... В принципе все восемнадцать рун основного магического ряда известны. Но весь фокус в том, чтобы правильно их вырезать! На этот счет есть даже предостережение в тексте «Эдды»... Где же оно?
Олег прокручивает на экране текст, пока не находит нужное место.
ОЛЕГ
Ага, вот:
Знаешь ли, как надо резать?
Знаешь ли, как разгадать?
Знаешь ли, как надо красить?
Знаешь ли, как вопрошать?
Знаешь ли, как молиться?
Как приносить надо жертвы?
ИНТ. КВАРТИРА ОЛЕГА КАБИНЕТ УТРО
Рассвет застает Олега за работой. Олег тяжело поднимается с кресла, устало трет кулаками покрасневшие глаза. Поднимает брошенный на пол плащ. Накидывает его на плечи и выходит из дома.
НАТ. УЛИЦА ПЕРЕД ЗДАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ УТРО
Олег заходит в здание библиотеки.
ИНТ. ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ УТРО
В этот ранний час читальный зал практически пуст. Олег сидит за столом, вокруг него громоздятся горы книг, часть из них - открытые. Он читает, делает пометки в блокноте. Откладывает одни книги в сторону и придвигает другие.
В его кармане звонит мобильный телефон. Олег достает его, смотрит на экран, и подносит телефон к уху.
ОЛЕГ
Слушаю, Леночка...
ЛЕНА (ВПЗ)
Доброе утро, Олег Сергеевич! Вы вчера меня просили разузнать о нахождении вашего бывшего аспиранта – Германа Железнова... Говорили, что это важно...
ОЛЕГ
Да, Леночка, это очень важно! Что удалось узнать?
ЛЕНА (ВПЗ)
Олег Сергеевич, я не знаю, как вам сказать...
ОЛЕГ
Что случилось?
ЛЕНА (ВПЗ)
Дело в том, что в отделе кадров тоже не осталось никаких документов об этом Железнове...
ОЛЕГ
Как такое может произойти?
ЛЕНА (ВПЗ)
Не знаю. Но документов нет... ни в отделе кадров, ни в бухгалтерии, ни в архиве... Я сама проверяла.
ОЛЕГ
Этого не может быть! Это какая-то ошибка! Не мог же я его выдумать?
ЛЕНА (ВПЗ)
Олег Сергеевич, ничего вы не выдумывали! Я прекрасно помню Германа – такой невысокий, рыжий, симпатичный молодой человек.
Олег облегченно вздыхает, и стирает дрожащей ладонью выступившие на лбу крупные капли пота.
ЛЕНА (ВПЗ)
Не понятно только, куда подевались все его документы?
ОЛЕГ
Спасибо, Леночка! Ты умница!
ЛЕНА (ВПЗ)
До свидания, Олег Сергеевич!
Разъединившись, Олег долго смотрит на мобильник.
ОЛЕГ
Странно... Все это очень странно...
Олег убирает мобильник в карман и вновь погружается в работу. Перед ним рисунок из старинного манускрипта: на огромном дереве, пронзенный копьем висит крепкий бородатый мужчина.
ЗК
Чтобы познать руны, Один принес себя в жертву, провисев на Мировом древе девять дней и ночей, пронзенный собственным копьем...
Руки Олега сжимаются в кулаки, желваки ходят ходуном, с треском ломается ручка, которой он делал пометки в блокноте.
ОЛЕГ
Я тоже смогу... познать... и вернуть... Хоть я и не бессмертный ас!
ИНТ. КВАРТИРА ОЛЕГА КАБИНЕТ ВЕЧЕР
Олег вновь за компьютером: на экране монитора мелькают руны, древние тексты, цифровые копии старых газет и документов, статьи на разных языках; расписанные замысловатыми татуировками колдуны, шаманы и знахари; копии дел, помеченные секретным грифом «Анэнербе»...
НАТ. УЛИЦА ПЕРЕД «СТАЛИНСКИМ» ДОМОМ ДЕНЬ
Олег идет по тротуару. В его руке огрызок бумажки с адресом. Олег сверяет запись по жестяным табличкам с номерами домов. Он останавливается у нужного строения.
ОЛЕГ
Вроде здесь...
Олег подходит к дверям подъезда и набирает на домофоне код квартиры. Из громкоговорителя доносится звук вызова.
ИНТ. КВАРТИРА КОЛЛЕКЦИОНЕРА КОРИДОР ДЕНЬ
К звонящему домофону, немощно шаркая по полу ногами в меховых чунях, «спешит» сутулый костлявый старик-КОЛЛЕКЦИОНЕР (90) в душегрейке: пергаментная сухая кожа, пигментные печеночные пятна, редкий седой пушок на голове.
КОЛЛЕКЦИОНЕР
Иду! Да иду же...
Домофон продолжает надрываться.
НАТ. УЛИЦА ПЕРЕД «СТАЛИНСКИМ» ДОМОМ ДЕНЬ
Пока Олег ждет ответа, его взгляд рассеяно блуждает по сторонам. На противоположной стороне дороги Олег замечает парня, поразительно похожего на Геру.
ОЛЕГ
Гера?
ИНТ. КВАРТИРА КОЛЛЕКЦИОНЕРА КОРИДОР ДЕНЬ
Старик, наконец, добирается до входной двери и снимает с рычага трубку домофона. Откашливается, прочищая горло.
КОЛЛЕКЦИОНЕР
У аппарата...
НАТ. УЛИЦА ПЕРЕД «СТАЛИНСКИМ» ДОМОМ ДЕНЬ
Олег отвлекается от дороги, поворачивается и наклоняется к домофону.
ОЛЕГ
Лазарь Евстафьевич?