ИНТ. ЛЕКЦИОННАЯ АУДИТОРИЯ ДЕНЬ
Аудитория почти полностью состоит из девушек. Гарри и Юля сидят в первом ряду.
КАЛМЫКОВ
…Таким образом, в наше время, если человек, больной шизофренией, регулярно наблюдается у врача, он вполне может полноценно адаптироваться в обществе. Препараты нового поколения способны продлить период ремиссии на неопределённый…
Калмыков замечает поднятую руку Гарри.
КАЛМЫКОВ
Вы что-то хотели спросить, молодой человек?..
ГАРРИ
Профессор, а вам не кажется, что лечить шизофреника – значит убивать его душу?
Перешёптывание в аудитории.
КАЛМЫКОВ
Не понял?..
ГАРРИ
Видите ли, если обратиться к мировой культуре, мы увидим, что большинство величайших произведений искусства создано психически больными людьми. Михаил Врубель, Ван Гог, Николай Васильевич Гоголь…
КАЛМЫКОВ
И что вы предлагаете?
ГАРРИ
Не травить больного медикаментами, а помочь ему выразить себя в творчестве – в живописи, в музыке, в поэзии. Есть такой термин – позитивная шизофрения...
КАЛМЫКОВ
Молодой человек, всё это я слышал тысячу раз. Это полный бред и невежество. Шизофрения – органическое заболевание, которое надо лечить. Мы же с вами не говорим - «позитивный грипп». Или «позитивный сифилис»…
Смех в аудитории.
ГАРРИ
А если я докажу свою точку зрения наглядно?
КАЛМЫКОВ
Если доказательства будут вескими – я буду только рад признать, что неправ.
ГАРРИ
Я готов прямо сейчас. Если вы позволите.
КАЛМЫКОВ
Ну-ка, ну-ка?..
Гарри достаёт из-под стола большой холст в раме и выходит к доске. Укрепляет картину на кронштейне.
Изображение на холсте – в духе сюрреализма: сияющее белизной эмалированное дно ванной, а на нем - розовая кружка Эсмарха. Очень ярко выписаны детали - длинный, блестящий червеобразный шланг; щупальце-присоска, сочащаяся слизью; нарочито физиологичные складочки-морщинки, расширенные поры, мелкие черные волоски, растущие на резиновой коже…
Чёткие, контрастные тени придают всему изображению пугающую реалистичность.
Скованное ужасом лицо Юли. Она прижимает руку ко рту.
Оживление, смешки в аудитории.
ГАРРИ
Взгляните сюда. Эту работу написал один мой знакомый, больной шизофренией. Называется – «Несчастная любовь».
Сдавленный смех в аудитории.
КАЛМЫКОВ
Несчастная любовь, говорите?
Гарри с достоинством молчит.
КАЛМЫКОВ
Ну, что я могу сказать, как опытный клиницист? Поздравьте вашего знакомого. Никакой шизофрении тут нет и в помине.
Уважительный гул в аудитории.
КАЛМЫКОВ
А вот явная сексуальная патология - налицо…
Волнение в аудитории меняет градус. Гарри бросает туда злобный взгляд.
КАЛМЫКОВ
Я бы сказал, что речь идёт о латентной педерастии…
Аудитория беснуется, сходит с ума; слышен свист, хохот, громкий стук крышкой о стол. Юля обессиленным жестом опускает лицо в ладони. Калмыков кричит: «Тише!», пытается угомонить аудиторию, но тщетно. Гарри весь красный, но держится с презрительным достоинством.
КАЛМЫКОВ
Лазарева!!!
Со среднего ряда встаёт ЛАЗАРЕВА – невзрачная, сутуловатая, слегка прыщавая девушка в очках.
КАЛМЫКОВ
Вы староста курса? Что это за балаган?!
Аудитория нехотя затихает.
ЛАЗАРЕВА
Ну… эээ…
КАЛМЫКОВ
Что вы мямлите?!
ЛАЗАРЕВА
Понимаете… эта картина висит у Гудилина в спальне…
Аудитория опять начинает волноваться.
ЛАЗАРЕВА
Он сам её нарисовал…
ЯРКАЯ БРЮНЕТКА С ПОСЛЕДНЕГО РЯДА
А ты откуда знаешь?
ЛАЗАРЕВА
Оттуда же, откуда и все!
Аудитория окончательно слетает с катушек. Дикий шум, грохот, визг, стоны и звуки самого непонятного происхождения. Между рядов пробегает к дверям пухленькая БЕЛОКУРАЯ девушка, зажимая рот платком.
БЕЛОКУРАЯ
Извините, мне нехорошо…
Гарри презрительно усмехается. Звонок на перемену прерывает его мучения. Однокурсницы шумным потоком текут мимо него в коридор.
КАЛМЫКОВ
Не забудьте свой шедевр, Леонардо да Винчи.
Аудитория пуста, напротив преподавательского стола осталась сидеть одна Юля.
КАЛМЫКОВ
Вы что-то хотели?
ЮЛЯ достаёт из сумки бюстик Ленина, ставит перед Калмыковым на стол.
КАЛМЫКОВ
Что это? Ещё какое-то творчество шизофреников?
ЮЛЯ
Это ваша вещь. Я её возвращаю.
Калмыков недоверчиво крутит в руках бюстик.
ЮЛЯ
Всё-таки память о тёще…
ИНТ. ГОСТИНАЯ КАЛМЫКОВА ДЕНЬ, ФЛЕШБЕК
Мужские пальцы отдирают от блестящей поверхности маленькие детские пальчики.
КОНЕЦ ФЛЕШБЕКА
Калмыков поднимает глаза на Юлю. Она улыбается.
ИНТ. ДОМ КАЛМЫКОВА ЛЕСТНИЧНАЯ КЛЕТКА ДЕНЬ, ФЛЕШБЕК
Маленькая девочка улыбается, оборачиваясь от лестничной клетки.
КОНЕЦ ФЛЕШБЕКА
КАЛМЫКОВ
Так это вы – та девочка?..
Юля опускает глаза.
КАЛМЫКОВ
Этого быть не может… я же вас наблюдал с раннего детства… Ваш дядя приводил вас ко мне… Вы тогда были полностью в своей скорлупе… А теперь – такая интересная, обаятельная девушка…
Калмыков встаёт, он взволнован. Ходит вокруг стола.
КАЛМЫКОВ
Теперь я вас вспомнил… Юлия, правильно?
Юля кивает.
КАЛМЫКОВ
Это уникальный случай… Невероятно…
Калмыков снова садится за стол напротив Юли.
КАЛМЫКОВ
Юлечка, послушайте… У меня к вам огромная просьба… Я пишу сейчас большой труд по раннему детскому аутизму. Если бы вы согласились уделить мне немного времени…
Юля недоверчиво смотрит на него.
КАЛМЫКОВ
Хотя бы два раза в неделю… Ничего сложного от вас не потребуется. Просто рассказывать о себе…Ваши воспоминания, мысли…
ЮЛЯ
Да, конечно…
КАЛМЫКОВ
Вы мой кабинет знаете?
ЮЛЯ
Четвёртый этаж? Где турагентство?
КАЛМЫКОВ
Именно. (Подмигивает) Бутылка шампанского за мной!
ЮЛЯ
Ненавижу шампанское...
ИНТ. КОРИДОР ТРЕТЬЕГО ЭТАЖА ДЕНЬ
Юля идёт по коридору, мы видим её сзади. Внезапно она подпрыгивает и почти достаёт кончиками пальцев до потолка.
ИНТ. КАФЕ ФАКУЛЬТЕТА ДЕНЬ
Мрачный Гарри сидит за столиком, держа Анну на коленях; он что-то говорит ей, она утешает его, гладит по щеке.
ЮЛЯ
Не помешаю?
ГАРРИ
Как ты можешь помешать…
Вытаскивает из кармана флягу и отхлёбывает из неё. Сморщивается. Юля неодобрительно качает головой.
ГАРРИ
Видала этих тварей? За Аньку мне мстят. Я как с ней познакомился – всех подальше послал…
Ну ничего, ничего. Это ещё не конец. Старый козёл ещё сам за мной поползает. Главный козырь у меня ещё в рукаве…
ЮЛЯ
Зачем тебе всё это нужно, Гарри? Ведь можно просто учиться, как все нормальные люди. Зачем опять какие-то фокусы?
АННА
Вот именно! Я, например, просто вызубриваю лекции наизусть и всё! И до сих пор отличница!
Анна достаёт зачётку и с гордостью показывает.
ГАРРИ
Ещё не хватало – вникать во всю эту мерзость. Мне это всё на фиг не нужно. Я сюда поступил только ради корочек. Чтобы официально иметь право на свою практику…
ЮЛЯ
Так можно было сразу купить диплом…
ГАРРИ
А студенческая жизнь?!
Поворачивается к Анне и тискает её. Анна визжит.
ИНТ. ЛЕСТНИЦА ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ ДЕНЬ
Три пары ног, одетых в синие больничные бахилы, тяжело поднимаются по лестнице. Первыми идут раздолбанные мужские ботинки, вторыми – жёлтые «гриндера», третьими – простенькие дамские сапожки. Останавливаются перед дверью. Звонок.
Дверь открывается.
ИНТ. КОРИДОР ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ ДЕНЬ
ДЕЖУРНАЯ в белом халате сидит за столиком, перед ней – журнал.
МУЖСКОЙ ГОЛОС
Мы на практику.
ДЕЖУРНАЯ
Студенты? Давайте я вас запишу.
МУЖСКОЙ ГОЛОС
Курский Александр.
Дежурная записывает.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
Власюк Эдик.
ДЕЖУРНАЯ
Чтоо?
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
Аделина.
Дежурная записывает.
ГОЛОС ЮЛИ
Свиридова Юлия.
Из глубины коридора с любопытством разглядывают вошедших пациенты в застиранных халатах и тапочках - олигофрены, люди неопределённого пола с гнилыми зубами. Кто-то скалится, кто-то, наоборот, слоняется туда-сюда с видом смертельной тоски – немытые волосы, синяки под глазами.
ДЕЖУРНАЯ
Проходите.
Студенты идут по коридору. САША Курский – крупный мешковатый румяный блондин; АДЕЛИНА – худая девушка в милитари, с бритым черепом, без макияжа; Юля с пакетом винограда идёт последней, с тоской и страхом озираясь по сторонам. Один из пациентов, пуская слюну, ухмыляется ей прямо в лицо.
ИНТ. СТОЛОВАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ ДЕНЬ
Небольшое помещение с тремя рядами столиков и двумя холодильниками. Некоторые столы заняты – все посещения проходят здесь. Кто-то просто проводит время, поедая гостинцы, в углу влюблённая парочка – девушка в халате сидит на коленях у парня, они целуются.
Мельком видно Сашу Курского с внушительной патлатой, горбоносой СТАРУХОЙ, и Аделину – ей что-то экспансивно рассказывает, крутя пальцами, густо накрашенная БРЮНЕТКА В ЦЫГАНИСТОМ ХАЛАТЕ.
За одним из столиков сидят Юля и ОЛЬГА. Перед ними - тарелка с виноградом. Ольга - женщина средних лет в розовом халате, с бесцветными волосами, в громоздких очках с очень сильными диоптриями, без выражения смотрит в лежащую перед ней раскрытую папку с какими-то листами.
ЮЛЯ
Ольга, скажите, что вам напоминает этот рисунок?
Её палец указывает на рисунок (это одно из «пятен Роршаха»)
ОЛЬГА
Пятно.
ЮЛЯ
Ну конечно. А на что оно похоже?
ОЛЬГА
Протекло что-то.
ЮЛЯ
Хорошо. Ну, а вот это?
Юля открывает следующий лист. Там пятно уже больше и сложнее.
ОЛЬГА
Сильно протекло.
ЮЛЯ
Подумайте. Может быть, оно похоже на зверька? Или птицу? Как вам кажется?
ОЛЬГА
Вам виднее.
ЮЛЯ
Может быть, вы хотите чем-нибудь дополнить рисунок?
Ольга поднимает глаза на Юлю. В её взгляде ненависть.
ОЛЬГА
Я вам ничего не скажу. Так и передайте в своих органах.
Юля тяжело вздыхает.
ОЛЬГА
И винограда мне вашего не надо. С дырочками от шприца. Грубо работаете.
ЮЛЯ
Хорошо, Ольга. На сегодня достаточно.
Ольга тяжело встаёт и, не оборачиваясь, выходит. Юля рассеянно листает «пятна Роршаха». Устало оглядывает зал.
В дальнем углу Аделина отбивается от брюнетки в цыганистом халате, которая хочет накрасить ей губы алой помадой. Чуть ближе – Саша завороженно следит за кривым пальцем горбоносой старухи, которая показывает куда-то вверх.
СТАРУХА
Вон, видите – трубка торчит? Думаете, это что?
Это нас травит газом еврейское мировое правительство!
НАТ. УЛИЦА ДЕНЬ ЗИМА
Саша, Аделина, Юля идут по улице вдоль забора больницы.
АДЕЛИНА
Да уж, с этими психами точно не соскучишься…
САША
Ненавижу их. Но я должен всё это выдержать! Мне обещали справку сделать о негодности к строевой…
АДЕЛИНА И ЮЛЯ
Ну, Санька…
САША
Смейтесь, смейтесь. Не в Израиле живём. Вас-то под ружьё не поставят!
АДЕЛИНА
А я, наверное, сюда попрошусь работать после выпуска.
САША
На фига?
АДЕЛИНА
Люблю экстрим!