ИНТ. КАБИНЕТ НОЧЬ
Стены кабинета увешены плакатами, фотографиями, сувенирами из разных стран, больше всего - из Советского Союза.
На столе компьютер, стопки словарей, листы с текстами.
Олег бросает на бумаги взгляд, но сдерживает себя.
ОЛЕГ
Ты работаешь на компьютере?
ГОЛОС МАРТЫ
Конечно! Как же без него тексты переводить? У меня наш - «Сименс», а у тебя какая модель?
Олег усмехается.
ОЛЕГ
Шариковая, советского производства. Мне, Марта, на подобную игрушку года два копить надо, отказавшись, в частности, от таких излишеств как ежедневный приём пищи.
ГОЛОС МАРТЫ
Извини, Олег, я вечно забываю, что у вас всё по-другому.
ОЛЕГ
А я бы и хотел забыть, да не получается.
Олег подходит к книжному стеллажу, скользит взглядом по корешкам с латиницей. Среди книг замечает томик Есенина на русском языке. Берёт его, раскрывает.
ОЛЕГ
Ты любишь Есенина?
Очень!
ОЛЕГ
«Шаганэ ты моя, Шаганэ, Потому что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне, Шаганэ ты моя, Шаганэ...»
В кабинет входит Марта.
МАРТА
«...Потому что я с севера, что ли. Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий. Потому что я с севера, что ли...» Знаешь, мне русские туристы нередко читают Есенина, но всё почему-то «Ты меня не любишь, не жалеешь».
ОЛЕГ
«...Или я ни много не красив. Закатив глаза, от страсти млеешь, Мне на плечи руки опустив...»
МАРТА
Ну, до этого у меня никогда не доходят.
ОЛЕГ
Приятно слышать.
Марта подозрительно смотрит на абсолютно серьёзное лицо Олега.
МАРТА
Ну, что ж, раз пришёл, пошли в холл, я тебя хоть кофе напою. Или чаем?
ОЛЕГ
Лучше кофе, чай немцы заваривать не умеют.
МАРТА
Нахал.
ИНТ. ХОЛЛ НОЧЬ
В отличие от кабинета холл в идеальном порядке. Но здесь уже подчёркнуто немецкий интерьер. На столике, в вазе стоит букет Олега. Олег и Марта проходят из кабинета в холл. Марта жестом предлагает садиться на небольшой диван, сама подходит к музыкальному центру.
МАРТА
Как ты относишься к Баху?
Олег садится, оглядывается.
ОЛЕГ
Как любой нормальный человек - с почитанием и любовью... Хотя вряд ли отличу от Бетховена.
Марта ставит диск. Звучит музыка - «Хорошо темперированный клавир».
МАРТА
Ты откровенен. Многие стараются скрыть, что они не разбираются в музыке или живописи.
Марта проходит на кухню.
ОЛЕГ
Я разбираюсь и в том, и в другом.
ГОЛОС МАРТЫ
Ты же сказал, что не можешь отличить Баха от Бетховена.
ОЛЕГ
Зато я безошибочно отличаю то, что мне нравится, от того, что мне не нравится. Многие профессионалы могут этим похвастаться?
Марта возвращается. Подходит к музыкальному центру, подстраивает басы.
МАРТА
Ну, и как тебе эта музыка?
ОЛЕГ
Отлично.
МАРТА
Пьеса называется «Хорошо темперированный клавир».
ОЛЕГ
Марта, извини, что я ворвался к тебе.
Марта подходит к картине, висящей на стене, поправляет её.
МАРТА
Честно говоря, я хотела, чтобы ты увидел, как я живу.
ОЛЕГ
Живёшь богато.
МАРТА
Что ты! Это ведь не моя квартира, я её беру в наём.
ОЛЕГ
Я тоже свою беру в наём, но у меня она гораздо похуже.
МАРТА
А хочешь, я покажу тебе свои фотографии?
ОЛЕГ
Хочу.
Марта берёт с полки фотоальбом и садится рядом с Олегом.
Марта листает альбом, комментируя.
МАРТА
Вот это папа с мамой - молодые... Это я - в школе, ещё в Литве... Здесь мне, кстати, 11 лет... А вот мне уже 15...
ОЛЕГ
А это кто?
МАРТА
Это Артур - мы с ним дружили с самого детства... Это мы уже в лагере для переселенцев...
ОЛЕГ
Ты помнишь, как переезжали?
МАРТА
Конечно, мне же одиннадцать лет было.
ОЛЕГ
Не хотелось, наверно, ехать?
МАРТА
Не знаю. У нас была очень тяжёлая обстановка. Тяжело, когда тебе в лицо говорят «фашист» и спрашивают «когда вы, наконец, удрапаете в свою Германию».
ОЛЕГ
Неужели так было?
МАРТА
Было... Это семья Артура - они уехали на месяц раньше, мы встретились в лагере для переселенцев...
Марта перелистывает страницу.
МАРТА
...А это мы уже здесь - с Артуром на выпускном вечере... Он очень многое значил в моей судьбе, а потом наши пути как-то разошлись... Тебе неприятно про это слушать?
ОЛЕГ
Давай лучше о твоих подругах. Друзья пусть останутся для меня тайной.
МАРТА
Подруги - вот... Мои лучшие подруги Агата и Клара. Правда, они красавицы.
На фото три девушки лет 17-18, в середине - Марта.
ОЛЕГ
Ты лучше.
МАРТА
Ты обманываешь, чтобы сделать мне комплимент.
ОЛЕГ
Была нужда!.. А это что за японка.
Олег пальцем показывает на фотографию девушки в цветастом кимано.
МАРТА
Это же я! Это когда мы ездили в Японию, я была с делегацией от нашего христианского союза.
ОЛЕГ
Какого союза?
МАРТА
Христианского.
ОЛЕГ
Час от часу не легче. Ты, надеюсь, не монашка.
Марта смеётся.
МАРТА
Нет.
ОЛЕГ
Слава Богу! Что он оставил тебя мне.
Олег обнимает Марту, притягивает к себе. Целует долгим поцелуем. Наконец, Марта отрывает свои губы от губ Олега, но не вырывается, а лишь прячет лицо у него на груди.
Олег нежно прикасается щекой к её макушке, вдыхает запах волос.
МАРТА
Олег, так нельзя.
ОЛЕГ
Я ничего не могу с собой поделать, Марта. Меня тянет к тебе. Хочется быть рядом, разговаривать с тобой, глядеть в твои глаза. Какое-то давно забытое состояние.
МАРТА
Но это плохо, Олег.
ОЛЕГ
Кому?
МАРТА
Всем: мне, тебе, твоей жене.
ОЛЕГ
Мне - хорошо.
МАРТА
Нет, Олег, нет. Так нельзя.
Марта хочет отстранить от Олега, но Олег обнимает её рукой за плечи, мягко привлекает к себе.
ОЛЕГ
А просто посидеть - вот так, можно? Хотя бы ещё минуту.
Марта покорно замирает.
МАРТА
Олег, а какого цвета у тебя глаза?
ОЛЕГ
Не помню.
Марта выпрямляется.
МАРТА
Нет, серьёзно... Сними очки.
Она тянет руку к очкам Олега. Олег резко отстраняется.
ОЛЕГ
Нет, нельзя!
Марта вздрагивает и одёргивает руку.
ОЛЕГ
Извини, Марта, без очков я навожу на людей порчу. Извини.
Марта вскакивает с дивана.
МАРТА
Кофе!
Марта убегает на кухню.
Олег, помедлив, встаёт, идёт за ней следом.
ИНТ. КУХНЯ НОЧЬ
Малюсенькая кухонька. Марта стоит у плиты, спиной к входу, вытирает убежавший кофе. Олег подходит, берёт Марту за плечи, прикасается губами к её затылку. Марта не сопротивляется. Олег поворачивает девушку к себе, ловит губами её губы. Не отрывая губ, Олег подхватывает Марту на руки, несёт в холл.
ИНТ. ХОЛЛ НОЧЬ
Не прекращая поцелуя, Олег опускает Марту на диван, ложится рядом. Его рука гладит грудь Марты, соскальзывает к ремню её брюк. Марта перехватывает руку Олега.
МАРТА
Нет.
ОЛЕГ
Почему?
МАРТА
Ну, хотя бы потому, что у тебя есть жена.
ОЛЕГ
Странная связь. Когда я женился, я не зарекался не смотреть на других женщин.
МАРТА
Так это ты смотришь?
ОЛЕГ
Пока нет - одежда мешает.
Олег опять тянется к ремню. Марта решительно отстраняет его руку.
МАРТА
Нет!
ОЛЕГ
Но почему?! Я тебе не нравлюсь?
МАРТА
Нравишься. Но нельзя.
ОЛЕГ
Глупости.
Олег покрывает лицо Марты поцелуями, его ладонь скользит по извивающемуся под ласками телу. Марта ловит руку Олега, прижимает её к себе.
МАРТА
Нет, Олег, нет... Ну, пойми, нельзя так, сразу...
ОЛЕГ
Интересная - «нельзя сразу...», я послезавтра уезжаю!
МАРТА
И что?.. Не будет возможности похвастаться, что переспал с переводчицей?
Марта отталкивает Олега. Так, что тот скатывается на пол.
Марта резко встаёт с дивана. Олег остаётся сидеть на полу.
ОЛЕГ
Зачем ты так... Ведь ты же так не думаешь.
Марта опускается рядом с Олегом.
МАРТА
Извини, Олег. Я, честное-пречестное слово, не хочу тебя обидеть. Ты мне очень нравишься, но я не могу... Может, как раз потому, что ты мне нравишься...
Марта встаёт, подходит к зеркалу, поправляет причёску.
Поворачивается с выражением лица, как будто ничего не случилось.
МАРТА
Всё, мой друг, пора. Вставай.
Марта протягивает Олегу руку, чтобы помочь подняться.
Олег прыжком встаёт на ноги, и, подхватив девушку за бёдра, легко поднимает Марту к самому потолку, кружит, как пушинку.
МАРТА
Господи, какой ты сильный!
ОЛЕГ
Так и унёс бы с собой!
МАРТА
Есть куда?
Олег опускает Марту на пол.
ОЛЕГ
Некуда.
Марта подходит к музыкальному центру, выключает музыку.
ОЛЕГ
Николаев у тебя тоже в гостях бывал?
Марта принимает вопрос, как должное.
МАРТА
Один раз. Вместе с Сотиным, в один из прошлых приездов. Но я их выгнала.
ОЛЕГ
Да?
МАРТА
Ну, не выгнала... Просто они напились, Николаев начал приставать. Вот я им - пиджаки в руки, в машину усадила и увезла в гостиницу.
ОЛЕГ
Я сам доберусь.
МАРТА
Олег, ты - другое дело.
Олег делает шаг к Марте, обнимает её за талию.
ОЛЕГ
Я, действительно, не могу остаться у тебя?
МАРТА
Нет, Олег.
ОЛЕГ
И даже твоя физиология мне не поможет?
Марта нежно гладит его по щеке. Олег ловит губами её руку.
МАРТА
Боюсь, ты меня убедил, что физиология - физиологией, но есть и что-то большее.
ОЛЕГ
А если я скажу, что люблю тебя?
МАРТА
Тогда ты соврёшь, а мне так хочется доверять тебе. Странно, ещё три дня назад мы даже не были знакомы, и вот я, чуть ли не больше всего на свете, боюсь разочароваться в тебе.
Олег отпускает Марту.
ОЛЕГ
Я постараюсь, чтобы этого не произошло. Ну, что, я пошёл?
МАРТА
Я провожу тебя... Если можно...
ОЛЕГ
Тебе - всё можно.
НАТ. УЛИЦЫ ГАННОВЕРА НОЧЬ
Олег и Марта молча идут к остановке. На лице у Олега вдруг появляется усмешка.
МАРТА
Ты что?
ОЛЕГ
Кое-кто считает, что ты работаешь на ваши органы госбезопасности.
МАРТА
А ты как считаешь?
ОЛЕГ
Я считаю, что нет. Я бы почувствовал.
МАРТА
Как профессионал?
ОЛЕГ
Что ты имеешь в виду?
МАРТА
Олег, мне это - честное слово - всё равно, но ты - сотрудник КГБ?
ОЛЕГ
С чего ты взяла?
МАРТА
Извини, но я видела, как ты разговаривал с Сотиным, потом ты хотел посмотреть черновики документов.
ОЛЕГ
Да, хотел... Кстати, о них ничего не слышно.
МАРТА
Решили не принимать в этот приезд... Но ты не ответил.
ОЛЕГ
Я не работаю на КГБ, меня не интересуют ваши государственные секреты, можешь не тревожиться.
МАРТА
А что тогда?
ОЛЕГ
Марта, я ведь журналист. Я собираю информацию...
МАРТА
Олег, я знакома с журналистами. И с советскими - в том числе. Ты, вообще, мало похож на них.
ОЛЕГ
Новая генерация...
Марта недоверчиво качает головой.
ОЛЕГ
Ну, хорошо... Во-первых, успокойся, я, действительно, журналист. Но здесь я в несколько другом качестве. Если кратко, я собираю компроментирующие данные на отдельных участников нашей делегации...
Марта даже останавливается.
МАРТА
Ты шпионишь за ними?
Олег тоже останавливается.
ОЛЕГ
Марта, а ты знаешь, чем шпион отличается от разведчика?
МАРТА
Чем?
ОЛЕГ
Только отношением окружающих. Разведчиками гордятся, а шпионов презирают. Хотя и разведчики, и шпионы выполняют одну и ту же работу. Поэтому давай условимся: пусть для Кондратьева с его сворой я буду шпионом, а для тебя - разведчиком.
МАРТА
Но следить за своими?..
ОЛЕГ
Для моей Родины эти «свои» страшнее всех «чужих» вместе взятых.
МАРТА
Но всё равно, следить, подсматривать... Это же...
ОЛЕГ
Нечестно?.. Неблагородно?.. С волками жить по волчьи выть. А здесь даже не волки – шакалы.
Олег снова трогается с места. Марта идёт молча.
МАРТА
Мне жаль тебя, Олег. Ты ведь добрый, я это чувствую. Но какой-то озлобленный... Добрый, но озлобленный.
ОЛЕГ
Нет, Марта, я только озлобленный...
Особенно на девушек, которые выставляют меня из своей квартиры в первом часу ночи.
МАРТА
Извини, Олег, но я...
ОЛЕГ
Всё-всё-всё, я пошутил. Прошу прощения. Вообще, сегодня был безумно хороший день, я тебе очень благодарен.
МАРТА
Правда?
ОЛЕГ
Правда.
Они подходят к остановке. Останавливаются.
Подходит трамвай.
Марта протягивает Олегу талон.
МАРТА
Вот талон. Выйдешь на шестой остановке. Извини, что не могу отвести на машине.
На её глаза вдруг наворачиваются слёзы.
ОЛЕГ
Марта... Это я виноват?
Марта вытирает слезу.
МАРТА
Нет, Олег. Просто я устала.
Она целует Олега в щёку и быстро идёт прочь. Похоже, что она плачет.
Олег в растерянности смотрит ей вслед.
Марта скрывается за углом.
Водитель что-то сердито кричит через раскрытую дверь, и Олег послушно впрыгивает в трамвай.
ИНТ. ТРАМВАЙ НОЧЬ
Олег едет, прислонившись виском к стеклу. В стекле отражается Марта.