Сценарист.РУ

информация

НЮСЯ
автор: Наталия Рудичева
...Молодая женщина (Нюся) с больной дочкой едет в родное село, но в дороге узнает, что началась война. Дождавшись, когда ребенок окрепнет, Нюся спешит домой, проводить мужа на фронт. Прямых поездов в глубокий тыл уже нет, поэтому Нюся придумывает, как преодолеть очередной отрезок пути. В итоге она успевает проводить мужа...
опубликован: 29.05.22
жанр: исторический фильм, мелодрама, военный фильм
формат: короткометражный
раздел: Новые сценарии
Предварительное голосование
Обсуждение
комментариев
16
Статистика скачиваний
.html
117
Текст сценария
рейтинг популярности
25.5

конкурс сценариев

Постоянный фонд
полнометражные
12
короткометражные
9
сериалы
2
Конкурс
полнометражные
12
короткометражные
32
сериалы
3
Новые сценарии
полнометражные
24
короткометражные
144
сериалы
14
Альтернативный фонд
полнометражные
4
короткометражные
3
Черновики
короткометражные
8
В производстве
полнометражные
2
короткометражные
3
Производство завершено
полнометражные
2
короткометражные
5

жанры

анимация
14
арт-хаус
3
биография
1
боевик
3
военный фильм
2
гангстерская сага
1
детектив
7
детский фильм
4
драма
53
исторический фильм
4
комедия
25
молодежный фильм
2
мелодрама
14
мистика
19
научная фантастика
10
приключение
8
притча
6
сказка
7
социальная драма
9
трагикомедия
5
триллер
15
фентези
4
фильм катастроф
2
фильм ужасов
9
экранизация
1
прочее
1
Все жанры

библиотека

Как прислать сценарий на конкурс
Ошибки начинающих сценаристов
Сценарный формат
Логлайн
Защита авторских прав
Личные неимущественные права
Режиссерский сценарий
А судьи кто?
Дорога в Голливуд
Критерии отбора сценария
Развернутая смета на создание кино-видео продукции
Энциклопедия киношаблонов
Твой первый фильм
Перлы
Спасите котика!
Учебники по драматургии
Сценарии российских фильмов
Сценарии советских фильмов
Сценарии иностранных фильмов

Вход для жюри

Логин: 
Пароль: 
запомнить

НЮСЯ

ТИТР – 1941 ГОД, ТАШКЕНТ.

ИНТ. КОМНАТА НЮСИ И МИШИ НОЧЬ

Полумрак, в котором видно занавешенное окно и свет фонаря с улицы. Возле окна стоит железная кровать с высокой спинкой, на ней лежат под одеялом молодые супруги-ровесники НЮСЯ и МИША.

НЮСЯ
(Смотря в потолок)
Миша! С Лоркой что-то нужно делать. Помрет ведь ребенок в больнице. Федор Иванович смотрел ее. Говорит, что нужно климат поменять.

МИША
Ты можешь съездить с ней в Путятино. У тебя ведь там сестра осталась. Напиши ей.

НЮСЯ
Да, Настя. Хоть и не родная, а двоюродная, но добрее родной. Но Лорку то из больницы не выписывают. Говорят, что с температурой нельзя.

МИША
Вытащить ее оттуда нужно. Поговорю с сиделкой. Она, кажется, падка на подарки. Вынесет Лорку в приемный покой. Там ты ее и встретишь.

НЮСЯ
Ты хорошо придумал. Знаешь, а набор «Красная Москва», который ты мне на день рождения подарил, пока лежит не распакованный.

МИША
Не жалко? Ну да ладно, я тебе другой достану. Завтра после работы зайду в больницу… Спать давай. Скоро рассвет уже. Не выспишься ведь!

ИНТ. ПРИЕМНЫЙ ПОКОЙ В БОЛЬНИЦЕ ВЕЧЕР

Нюся в белом халате, шапочке и марлевой маске сидит на кушетке, покрытой клеенкой. Дверь в коридор открывается, в комнату быстро входит СИДЕЛКА с ЛОРКОЙ, маленькой девочкой, трех с половиной лет, завернутой в одеяло, на руках.

СИДЕЛКА
(протягивая ребенка Нюсе)
Бери скорее. Скоро обход.

НЮСЯ
(прижимая девочку к животу)
Ну вот мы снова вместе, Лора. Не бойся, мама с тобой!

ЛОРКА
Мамочка! Ты меня не оставишь?

НЮСЯ
Нет, дорогая моя! Мы скоро поедем с тобой далеко-далеко.

Нюся, прижимая Лорку к себе, почти бежит к воротам. За ними стоит машина. Из машины вылезает Миша, открывает дверцу, помогая Нюсе с ребенком сесть.

МИША
(садясь на место водителя)
Как все прошло?

НЮСЯ
Хорошо. Не заметили.

Машина трогается с места и, набирая скорость, мчится по ночному городу.

ИНТ. КОМНАТА НЮСИ И МИШИ УТРО

Лорка, закутанная в одеяло, лежит на старом кожаном диване. Нюся укладывает вещи в потертый чемодан. Набив его до отказа, садится сверху.

НЮСЯ
Миш! Помоги закрыть.

МИША
(застегивая замки на чемодане)
Ну куда столько вещей. Не поднимешь ведь. А еще сидор.

НЮСЯ
Своя ноша не тянет. А без подарков в деревню не ездят.

МИША
(развязывая брезентовый сидор)
Вот еще тара.

Нюся придирчиво рассматривает сидор. Убедившись, что нет дыр, укладывает в него полотняные мешочки с мукой, крупами и сахаром. Затем, завязав горловину сидора, просовывает руку в ремень и забрасывает сидор за спину.

НЮСЯ
Тяжеловато, но терпимо. Лорке только придется идти своими ногами.

НАТ. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ ВЕЧЕР

Миша с вещами и Нюся с Лоркой на руках проходят в купейный вагон.

ИНТ. КУПЕ В ВАГОНЕ ВЕЧЕР

Миша, подняв нижнюю полку, укладывает вещи.

НЮСЯ
Ну вот хорошие места достались, да и вещи все под полкой. Не украдут.

МИША
Ты, как приедешь в Путятино, пошли телеграмму. Мало ли что.

НЮСЯ
Обязательно. Что-то тревожно у меня на сердце. Теперь давай прощаться.

Миша крепко обнимает и целует Нюсю. Потом подхватывает Лорку, подбрасывает ее, ловит и целует.

МИША
Лора, ты уже большая, будь умницей, слушай маму, не капризничай.

ЛОРКА
Я, папа, капризничать не буду. Я буду по тебе скучать!

МИША
Ничего, Лора. Мы ненадолго расстаемся. Не успеешь и соскучиться. Ты, главное, выздоравливай скорей.

Миша, усадив Лорку на полку, последний раз обнимает Нюсю и выходит на перрон.

НАТ. УНЫЛЫЙ СТЕПНОЙ ПЕЙЗАЖ ВДОЛЬ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ. МЕЛЬКАЮТ ТЕЛЕГРАФНЫЕ ПРОВОДА. ЖИЛЬЯ ПОЧТИ НЕ ВИДНО ДЕНЬ

Поезд в шлейфе паровозного дыма мчится по одноколейному пути.

ИНТ. КУПЕ ДЕНЬ

Лорка сидит возле окна по ходу движения поезда. На противоположной полке сидит ПЕТЯ, мальчик лет 14-ти, и также смотрит в окно. Нюся накрывает столик салфеткой и выкладывает на него провизию. Увидев ее хлопоты, соседка по купе, интеллигентного вида ЖЕНЩИНА, также достает снедь.

ЛОРКА
Мамочка, а здесь совсем нет домиков и деревьев нет.

НЮСЯ
Да, Лора, люди здесь почти не живут. Ну ничего, скоро Оренбург, а там уже и Россия. А в России домиков много и леса, и речки есть. Есть на что посмотреть.

ЖЕНЩИНА
(обращаясь к Нюсе)
А вы куда с таким маленьким ребенком едете?

НЮСЯ
В село мое родное, в Горьковской области. Врач сказал, что если ребенок климат поменяет, то излечится. А климат там и правда другой и воздух свежий. Дубрава, речка….

ЖЕНЩИНА
А мы вот до Москвы. Сыну в музыкальное училище поступить надо. Он у меня на флейте играет.

В полуоткрытую дверь купе заглядывает ПРОВОДНИК, пожилой узбек.

ПРОВОДНИК
Чаю нада? Есть сахар, печенье. Раком дую. Все первый сорт!

ЖЕНЩИНА
(весело)
Да, да! Если раком дуете, то нам четыре стакана. И печенье несите!

НЮСЯ
Так у него чай дорог! Я хотела только кипятку попросить.

ЖЕНЩИНА
Позвольте мне вас угостить. Заодно и познакомимся. Меня Ольгой зовут, а сына Петей.

НЮСЯ
А я – Анна, а дочка моя – Лариса. Вот и познакомились.

Проводник вносит стаканы с горячим чаем и пачку печенья. Компания, заметно повеселев, устраивается за столом.

ИНТ. СТАНЦИЯ САКСАУЛЬНАЯ ВЕЧЕР

Поезд, лязгнув и тряхнув на стыках рельсов, останавливается.

ПРОВОДНИК
Саксаульная. Поезд стоит двадцать минут.

ОЛЬГА
Анна, хотите выйти, воздухом подышать?

НЮСЯ
Мне Лорку надо уложить. Ей спать давно пора.

Ольга выходит на перрон одна. Спустя несколько минут она возвращается с недоуменным видом.

НЮСЯ
Что-то случилось?

ОЛЬГА
Людей на перроне непривычно много и ведут они себя как-то странно. Ну да ладно. Тоже будем спать. Время позднее.

ИНТ. СТАНЦИЯ ОРЕНБУРГ НОЧЬ

Поезд резко останавливается. Нюся, едва не свалившись с верхней полки, просыпается и выглядывает в окно. Вдоль перрона ходят люди в военной форме. Через несколько минут их шаги слышны в вагоне. В закрытую дверь купе стучит проводник.

ПРОВОДНИК
Тут спрашивают военнообязанных. Есть такие?

ОЛЬГА
(жестко)
Есть. Я. Что нужно.

Из-за спины проводника появляется МАЙОР и два лейтенанта с ним.

МАЙОР
Пройдемте с нами. Мобилизация. Война с Германией началась.

ОЛЬГА
Дайте немного времени. Хоть оденусь и с сыном попрощаюсь.

МАЙОР
Пять минут. Не больше.

Ольга дергает ступор на двери купе и закрывает её, затем будит сына на верхней полке.

ОЛЬГА
Петя, сынок! Просыпайся.

ПЕТЯ
(спросонья)
Что, мамочка.

ОЛЬГА
Сейчас нам придется расстаться. Ты уже взрослый сынок! Меня мобилизуют. Война, Петя. У тебя в кармане чемодана адрес тети Кати в Москве. С вокзала езжай прямо к ней. Я буду писать туда, как только узнаю адрес полевой почты.

ПЕТЯ
Я сделаю все, как ты говоришь. Не волнуйся.

ОЛЬГА
Я знаю. Ты у меня молодец.

Ольга накидывает на себя плащ и надевает туфли, затем притягивает к себе сына и резко целует его несколько раз.

ПЕТЯ
Мамочка, твои платья в чемодане наверху. Достать?

ОЛЬГА
Сыночка, они мне теперь долго не понадобятся. Буду ходить в форме.

НЮСЯ
(взволнованно)
Как же, Ольга. Вы же женщина! Какая мобилизация?

ОЛЬГА
Я - медик, ветеринар. Медики подлежат призыву. Аннушка! Присмотрите за Петей, пока вы здесь.

НЮСЯ
Обязательно. И накормлю. Еды у нас с Лоркой много. Вы возьмите с собой, что приготовили в дорогу. Вам еще может пригодиться.

ОЛЬГА
Спасибо, Аннушка! Удачи Вам. Обязательно подлечите ребенка. Сейчас для Вас это главное.

Ольга берет сумочку и пакет с едой, открывает дверь купе и идет с офицерами по коридору.

НЮСЯ
(тихо)
Как же, теперь. Назад ехать? Мишу тоже на фронт возьмут…. Увидимся ли мы еще? Нет. Ольга права. Нужно Лорку поднять на ноги. Остальное потом…

Из соседнего купе раздается дикий ВОЙ. Нюся вздрагивает. Вой становится громче, в нем проскальзывают отдельные слова.

ВОЙ ИЗ СОСЕДНЕГО КУПЕ
Что же это за наказание? Ведь я не воровала, не убивала, работала только в поте лица…. В Империалистическую мужа забрали, там он и сгинул, а теперь сын единственный! Не пущу! Убейте, не пущу!

В коридоре слышны крики, приправленные матом, и звук падающего тела.

МУЖСКОЙ ГОЛОС ИЗ КОРИДОРА
Мама, я вернусь, обязательно вернусь. Не плач, все будет хорошо!

Внезапно становится тихо. Поезд, снова лязгнув на стыке рельсов и подав назад, так, что стукнулись вагоны, медленно трогается. Стучат колеса на стыках рельсов. На столике под окном плещется остывший чай в стаканах.

НАТ. СТАНЦИЯ РУЗАЕВКА УТРО

Нюся с Лоркой спускается на перрон. Петя передает ей вещи, затем сам спускается на перрон.

НЮСЯ
Ты, Петя, не задерживайся тут с нами. Адрес наш в Ташкенте я тебе дала. Если что понадобится – пиши. Тебе в Москву я напишу, как вернемся домой. За маму свою не волнуйся. Она медик, при госпитале будет, не на фронте. Давай обниму тебя на прощание.

Нюся обнимает Петю. Лорка тоже пытается обняться. Петя заходит обратно в вагон, Нюся с Лоркой идут на привокзальную площадь.

НАТ. ПРИВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ УТРО

У вокзала пустынно, только припаркованы ободранный автобус и два грузовика. Нюся с Лоркой подходит к ближней полуторке и стучит в стекло ШОФЕРУ.

ШОФЕР
Тебе что?

НЮСЯ
Мне в Путятино надо. Не подскажешь, кто туда едет?

ШОФЕР
Днем может автобус будет до Смирнова. А может и не будет. Там трасса убитая. А я сейчас почту возьму и тоже туда поеду.

НЮСЯ
Возьми нас. Не обижу!

ШОФЕР
Ладно. Залезайте в кабину.

Нюся усаживает Лорку в кабину.

НЮСЯ
Вот, Лора, считай повезло. От Смирнова до Путятино всего ничего. Доедем!

ШОФЕР
А сама то что не садишься?

НЮСЯ
Я с тобой на почту. Телеграмму домой отправить нужно.

ШОФЕР
Да рано еще, телеграфистка не раньше, чем через час будет. Лучше садись в кабину и ребенка на руки возьми. Телеграмму из Смирнова пошлешь.

НЮСЯ
Ладно.

Нюся возвращается к полуторке, берет Лорку на руки.

НЮСЯ
Да не егози ты. Что за ребенок. Шило вместо попы.

Лорка внимательно разглядывает себя сзади через плечо.

ЛОРКА
Мамочка, а где шило?

Нюся, смеясь, хлопает Лорку пониже спины. Шофер возвращается с почтой и посылками, закидывает тюки в кузов, затем садится рядом с Нюсей в кабину. Полуторка, раскачиваясь на колдобинах, разворачивается и въезжает на гравийное шоссе.

НАТ. РАВНИННЫЙ ПЕЙЗАЖ С ПОЛЯМИ И ПЕРЕЛЕСКАМИ ВДОЛЬ ДОРОГИ УТРО

Грузовик, периодически наскакивая на невидимое препятствие или проваливаясь в яму, едет по пустынной дороге.

ЛОРКА
Ух ты! Как на качелях в парке.

НЮСЯ
Лора! Держись за меня. Не ровен час, вылетишь из кабины. Будут тебе качели.

ШОФЕР
Как тебя зовут, красотка?

НЮСЯ
Ну спасибо, оценил. Зовут меня Анной.

ШОФЕР
(резко выруливая)

А я – Коля. Дома то, небось, Нюрой называют?

НЮСЯ
Нюрой родители звали. Давно это было…. Теперь все иначе.

ШОФЕР
Ты замужем, Нюра?

НЮСЯ
Уже пять лет. А всё как один день. Миша мой очень хороший человек. Не поверишь, ни разу за все время, как мы вместе, не было ни ссор, ни споров.

ШОФЕР
Так что же ты в такие времена то в деревню поехала? Мужа ведь мобилизуют. Как знать, что дальше будет.

НЮСЯ
Ох, не говори. Ребенка нужно на ноги поднять, климат ему здесь подходит. Мы в Ташкенте живем. Для легочников там беда. Вот и поехала. Как Лорке получше будет, так сразу и вернемся.

ШОФЕР
(задумчиво крутя баранку)
Не могу припомнить. Есть такая французская певица. Маленькая, шустрая, а голосище ух! Так ты, Нюра, очень на нее похожа.

НЮСЯ
(с хитрецой поглядывая на Колю)
Эдит Пиаф, воробушек по-нашему.

ШОФЕР
Так ты ее знаешь? Может и петь можешь?

НЮСЯ
(улыбаясь, как Джоконда)
Может и могу.

ШОФЕР
Споешь?

НЮСЯ
(торжествующе)
Песня называется «Чужестранец».

Полуторка, по-прежнему непрестанно виляя и подпрыгивая, в одиночестве едет по «убитой трассе». Из кабины раздаются слова французской песни. Машина останавливается.

ШОФЕР
(с обалдевшей физиономией)
Так ты и есть Пияф? А я думал, ты -местная.

НЮСЯ
Ладно уж. Это начальник моего Миши, Петр Михайлович, подметил сходство с Эдит. Он переписал для меня эту песню русскими буквами, чтобы я на вечере у них спела. Я и спела. Видел бы ты тех, кто в зале сидел…. А Петр Михайлович начальник мне большую коробку московских конфет прислал и цветы.

ШОФЕР
А что, твой Миша не ревновал?

НЮСЯ
А что ревновать то. Он старенький. Но такой умный, интеллигентный. На пианино играет. Мы с Мишей к нему ходили репетировать. Миша как услышал эту песню, так и говорит, что душевнее ничего не слышал. Слова, говорит, французские, а песня как родная.

ШОФЕР
И правда, как родная…. Гляди ты. За разговором и время бежит незаметно. Смирново скоро.

НАТ. СЕЛО СМИРНОВО ДЕНЬ

Машина подъезжает к большой избе, на которой справа висит надпись «почта», а слева – «сберкасса».

ШОФЕР
Ты, Нюра, оставь Лорку в кабине, а сама со мной на почту. Пока я мешки передам, ты успеешь телеграмму отправить. А после завезу вас в Путятино. Время еще есть. Быстро доехали.

НЮСЯ
Спасибо, Коля!

Лорка в окно кабины видит, как Нюся и Коля возвращаются в кабину. Полуторка разворачивается на просёлочную дорогу без покрытия, проложенную в ельнике. Коля с ловкостью бывалого гонщика выруливает между многочисленными ухабами и ямами, приводя в восторг Лорку.

ШОФЕР
Хорошо, что дождей не было дня три. Дорога подсохла.

НАТ. СЕЛО ПУТЯТИНО ДЕНЬ

Грузовик останавливается на окраине Путятина рядом с церковью, переделанной под клуб. Нюся протягивает шоферу купюру.

ШОФЕР
Обижаешь, Нюра. Считай, я тебе должен за песню.

НЮСЯ
Прости, если обидела, Коля. Удачи тебе!

ШОФЕР
Ты моя удача! Не поверишь, первый раз доехал, не застряв нигде.

Нюся и Лорка идут по селу. На встречу им бежит НАСТЯ –шатенка средних лет.

НЮСЯ
Никак Настя!

НАСТЯ
(обрадованно)
Нюра, Лорка! Приехали!

Женщины обнимаются. Настя нежно гладит Лорку по голове.

НАСТЯ
Волосики, то как у тебя, Нюра, в детстве светленькие.

Настя подхватывает чемодан, и вскоре вся компания оказывается перед калиткой крепкого пятистенка с белыми наличниками.

НАСТЯ
Ну вот мы и дома. Помнишь, Нюра, нашу избу?

НЮСЯ
Спрашиваешь! Мне во сне всё наше село частенько видится.

обсуждение

Михаил Карманов
16 Фев. 17:56
[i][/i]Наталия Рудичевой.<br /> Наталия добрвй день!<br /> Спасибо за пояснения. Да, жизнь она конечно более многообразна с ее обстоятельствами и перипетиями. Вопрос в том, как правильно ту или иную ситуацию изложить для показа на экране, чтобы зритель все правильно понял, т.е... »»»
Наталия Рудичева
16 Фев. 14:18
Пояснение для Михаила Карманова. Эта история для короткого метра взята из жизни семьи моей бабушки. У нее был сосед, врач, отличный диагност. Он посоветовал отправить ребенка в другой климат. В Ташкенте Лора не вылезала из воспаления легких... »»»
Михаил Карманов
16 Фев. 13:26
История, на мой взгляд, закончилась так и не начавшись. Для короткого метра нет завязки, нет конфликта, нет преодоления, и, как следствие, нет концовки, "перевернутой" или какой-либо другой, удивляющей... »»»
Наталия Рудичева
11 Июля 17:41
Спасибо Юлии за комментарий и лестную оценку. Войно-Ясенецкий в Ташкенте и потерял жену. Чаще из мокрого Питера люди ездили на кумыс в Туркмению, но там все-таки климат отличается. Кстати, долгое время в Ташкенте платили коэффициент за "климат". »»»
Юлия
11 Июля 13:05
Мне понравился сценарий. Тема Ташкента близка. Некоторые ехали в Ташкент лечить легочные болезни. Войно-Ясенецкий принял предложение и работал в Ташкенте в надежде исцелить жену от туберкулеза. »»»
Комментариев к сценарию: 16
Прочитать остальные комментарии и оставить свой вы можете здесь
Рейтинг@Mail.ru