ИНТ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ КЛИНИКА КОРИДОР/КАБИНЕТ ВЕЧЕР
Роман подходит к дверям кабинета Врача. Он никак не может отдышаться. Опираясь одной рукой на стену, другую поднимает, чтобы постучать в дверь, но никак не решается. Неожиданно дверь изнутри открывает сам Врач.
ВРАЧ
Боже, вы насквозь мокрый!
РОМАН
Неважно…я к вам. Мне нужно увидеть маму… Вы не понимаете…я ее обманул. Мне надо ей все рассказать…
ВРАЧ
Да нет, я то все понимаю, но сначала, наверное, вы должны рассказать мне…
Роман, опустив голову, сидит на диване. Врач, придвинув стул, и чуть улыбаясь, присаживается напротив него.
РОМАН
…В той аварии должен был погибнуть я, но там наверху…
…там наверху чего-то не рассчитали…вернее я так сначала думал, и погибли они – мои жена и дочь…
ВРАЧ
Ну что за глупости? Где ж они погибли?…
РОМАН
…Вы ничего не знаете…
…они погибли. Моя мать не выдержала, вы знаете, я нашел ее здесь. Она все спрашивала о них. Прошел год, два, а я все обманывал…
…все обещал, что они живы, и я их скоро приведу…
Врач поднимается, подходит к столу. Его взгляд резко меняется, становится серьезным.
РОМАН
…Деньги потекли рекой. Как будто кто-то расплачивался со мной за них…
…мою Лизу и…Наташу.
Роман замолкает, повисает пауза. Врач, смотря на Романа, незаметно несколько раз нажимает под столом на кнопку.
РОМАН
…И тут я встретил ее. Я подумал, что это знак прощения…и все можно вернуть.
Подняв голову, Роман смотрит отрешенным взглядом в окно.
РОМАН
Они были похожи, как две капли воды. А когда она надела платье моей Наташи, я понял, что не пожалею никаких денег и куплю ее. Это оказалось не сложно, и даже ничего менять не пришлось. Вы не поверите – но ее тоже звали Натальей. Она взяла мою фамилию и стала Натальей Андреевой.
Дверь в кабинет приоткрывается, и входят два санитара. Врач взглядом останавливает их у дверей. Но Роман не обращает на них внимания.
РОМАН
А чудо продолжалось, она родила мне дочку. Это была никто иная, как Лиза…
Но мама упорно отказывается узнавать их…И здесь нет вашей вины, доктор, я понимаю, вы сделали все, что могли…
Роман смотрит на Врача и делает шаг к столу.
РОМАН
Но я сделал свой выбор и мне надо все рассказать маме…
Я понял…там наверху не ошибаются!
Роман приближается к Врачу с кривой усмешкой, но Врач не шелохнувшись, пристально сверлит его железным взглядом. Сзади Романа крепко хватают под руки санитары, он пытается вырваться и кричит.
РОМАН
Мне надо увидеть маму!
После безуспешных попыток освободиться у Романа поникший, обреченный вид. Он буквально повисает на руках санитаров.
ВРАЧ
Ты успокоился? Тогда пойдем.
Отпустите его и можете идти.
ИНТ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ КЛИНИКА КОРИДОР/ЭТАЖ СТАЦИОНАРА ВЕЧЕР
Врач подходит к лестничной площадке на этаже и жестом приглашает, идущего позади неуверенной походкой Романа, следовать за ним наверх по лестнице.
Врач чуть впереди, а Роман следом за ним идут по коридору стационара мимо палат без дверей. В палатах тускло горят над дверными проемами лампочки. Лишь в конце коридора в последней палате горит яркий свет. Дойдя до освещенной палаты, Врач останавливается и берет под локоть подошедшего Романа.
Через дверной проем видно, что в палате на койке лежит на животе, лицом уткнувшись в подушку, молодой человек лет тридцати. Рядом сидит Мария Петровна в сером халате. Она никак не реагирует на Врача и Романа, и только смотрит на лежащего перед ней молодого человека.
РОМАН
Ма-ма…
Но Мария Петровна не обращает ни на кого внимания. Врач кладет руку на плечо Роману.
ВРАЧ
Ну, хватит, не мучай их.
Роман смотрит на молодого человека и Марию Петровну. Потом опираясь рукой на косяк дверного проема, опускает голову. Врач слегка похлопывает его по плечу. Роман свободной рукой достает пистолет, поднимает голову и умоляющим взглядом встречает взгляд Врача.
РОМАН
Вы мне поможете?
ВРАЧ
Я и так уже много для тебя сделал. Все что мог.
Поразмыслив пару секунд, Роман отталкивается от дверного косяка, разворачивается и бредет по коридору к лестнице.
НАТ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ КЛИНИКА ГЛАВНЫЙ ВХОД/АЛЛЕЯ ВЕЧЕР
Дождь не прекращается. Роман спускается по лестнице и как пьяный, шатаясь, идет под светом фонарей по аллее с пистолетом в руке. Артур весь в напряжении, тоже с пистолетом наготове, в засаде. Пройдя мимо места, где прячется Артур, Роман замедляет шаг. За его спиной появляется Артур.
Субъективная камера. Мы видим медленно приближающегося к нам Романа с пистолетом в руке. Позади него Артур. Рука Романа с пистолетом начинает подниматься. Артур целится и держит Романа на мушке.
Крупным планом лицо Романа, которое все ближе и ближе к нам. Безразличный и усталый взгляд. Дуло пистолета упирается в висок.
ЭПИЛОГ. РОССИЯ СЕРЕДИНА 90-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА
ИНТ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ КЛИНИКА ПАЛАТА ВЕЧЕР
В темной палате без дверей на койке лежит с открытыми глазами и взглядом в потолок Роман. Рядом на стуле сидит Мария Петровна в сером халате и держит его за руку. За окном шум дождя. Роман закрывает глаза, беззвучно шевелит губами и погружается в воспоминания.
ВОСПОМИНАНИЯ РОМАНА
ИНТ ОФИС ДИРЕКТОРА КАБИНЕТ ВЕЧЕР
Роман стоит перед столом, за которым в кресле полусидит-полулежит без чувств Директор. Роман не отрывает от него глаз.
ДРАКОН ЗК
…И для особо совестливых. Такие, как он - долго не живут…
Роман обходит стол, дрожащей рукой выдвигает верхний правый ящик. В нем только долговые расписки. Роман шарит в ящике, но больше в нем ничего нет.
ДРАКОН ЗК
…Не пристрелят, так жена-шлюха отравит. Другого выбора нет…
Роман тяжело дышит, он в ступоре, его глаза бессмысленно бегают по сторонам. Раздается шорох. Роман, резко отпрянув от стола, прижимается к стене, озирается и судорожно ищет руками опору. Левая рука Директора поднимается - в ней пистолет.
ДИРЕКТОР
У вас нет другого выбора…твари…
…у меня есть.
Роман закрывает глаза. Звучит выстрел.
КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЙ РОМАНА/МОНТАЖНАЯ НАРЕЗКА
Выстрел – Роман на больничной койке резко открывает глаза - Лицо Романа (из 2 части) с пистолетом у виска.
ИНТ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ КЛИНИКА ПАЛАТА ВЕЧЕР
Эхо выстрела. Роман, хрипя, весь дрожа, приподнимается и сидит на койке. Мария Петровна пересев к нему, обнимает его за плечи и что-то шепчет ему на ухо. На стуле сидит Врач и держит за руку Романа. За Врачом стоит в белом халате Артур. Постепенно Роман успокаивается и, теряя силы, обмякает, повиснув на руках Марии Петровны. Шепот Марии Петровны.
МАРИЯ ПЕТРОВНА
Рассудит…рассудит…простят…
РОМАН
Ма-ма!
ВРАЧ
Он вас узнал…Господи, мы победили!
Дыхание Романа становится все ровнее. Мария Петровна тихо плачет. На стене висит календарь, где крестиками зачеркнуты подряд числа, начиная с июля по 20 октября.
ИНТ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ КЛИНИКА ЭТАЖ СТАЦИОНАРА ВЕЧЕР
По коридору от палаты Романа молча идут Врач и Артур. Дойдя до середины коридора, Врач замедляет шаг и берет под локоть Артура.
ВРАЧ
А вы прирожденный психолог, Артур Валентинович! Признайтесь, где вы его зацепили?
АРТУР
Врать не буду – случайно.
Он же не знает, что жена и дочка чудом не пострадали. И я понял - все воспоминания с родными не помогут.
Врач и Артур проходят на лестничную площадку. Пустой темный коридор и удаляющиеся их голоса.
АРТУР ЗК
Надо было вырвать его из того будущего, где он их похоронил…
ВРАЧ ЗК
…Вот вам и аффективные психозы…и как вам удалось убедить меня…
АРТУР ЗК
…Думаю, последнее, что он видел – это клетка с попугаем. Он по-особому реагирует на рисунки…ну, и потянул ниточку дальше…
В конце темного коридора окно. За окном в свете уличных фонарей начинается первый снегопад.
НАТ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ КЛИНИКА ГЛАВНЫЙ ВХОД/АЛЛЕЯ ДЕНЬ
Снегопад. На деревьях еще остатки желтой листвы. По лестнице главного входа спускается, прихрамывая Роман, за руку с ним Лиза. У дверей стоит Врач, с ним прощаются и благодарят его Мария Петровна с Натальей.
ВРАЧ
Да не за что, не за что, Мария Петровна! Вот и закончилось ваше временное трудоустройство, даже не хочется вас увольнять, поверьте! Может, останетесь у нас на постоянную? Шучу…шучу, конечно…
Навстречу Роману по лестнице поднимается Артур. Встречаются взглядами. Роман мнется, опускает глаза вниз.
РОМАН
Спасибо…большое…
АРТУР
Родным скажите спасибо. Семья вытащила, любят вас…
Почти полгода в такой передряге…и вылезти. Редкий случай!
По аллее к выходу идет вся семья: прихрамывая Роман, по обе стороны от него с сумками Мария Петровна и Наталья. Впереди них кружится в танце Лиза. Удаляются, оставляя следы на белом снежном покрове.
Пустынная аллея. Снегопад усиливается и заметает следы.
НАТ ЗАГОРОДНАЯ ДОРОГА ПОВОРОТ ДЕНЬ
Метель. Сквозь снежную пелену угадываются знакомые нам очертания местности – поворот у пригорка, обрыв, валуны. Заметенная снегом дорога. Ни машин, ни людей.
НАТ ГОРОДСКОЕ КЛАДБИЩЕ ДЕНЬ
Роман со всей семьей на могиле отца. Расчистив от снега пространство от калитки до могилы – молча стоят перед надгробной плитой. Обновленная надпись золотыми буквами на мраморе: «Время рассудит, кто проклят, кто свят. Люди осудят, родные простят».
НАТ ГОРОДСКОЕ КЛАДБИЩЕ АЛЛЕЯ ДЕНЬ
Роман с Лизой идут чуть впереди, Мария Петровна и Наталья за ними. Мария Петровна смотрит по сторонам на могилы и качает головой.
МАРИЯ ПЕТРОВНА
Сколько могил новых! И ведь молодых то много, как после войны, прямо. А тут случайно узнала - и у Ромки приятель тоже погиб что ли?
НАТАЛЬЯ
Осенью разбился с их директором, кажется. У того сердце за рулем прихватило, под грузовик попали.
МАРИЯ ПЕТРОВНА
И кто придумал эти машины!..Тебе Рома не рассказывал про отца?
Наталья пожимает плечами.
НАТАЛЬЯ
Знаю, что в аварии погиб.
МАРИЯ ПЕТРОВНА
Таксистом он работал. Перед самым рождением Ромки задавил ребенка насмерть. Пьяная мамаша с коляской дорогу перебегала…Его оправдали, только…
Сам не свой после этого был. Все молчал больше. Как Ромку увидит – чуть не плачет…и через полгода разбился. Сказали – уснул за рулем, и как раз первый снег выпал…
Подходят к церкви. Мария Петровна крестится.
МАРИЯ ПЕТРОВНА
…Хотя он и спать то после этого не мог…Ну, я и Ромке тоже сказала – уснул. Пусть будет, что уснул…
ИНТ КВАРТИРА РОМАНА И НАТАЛЬИ КОМНАТА ДЕНЬ
В кресле у окна, укрывшись пледом, сидит Роман. Перед ним на подоконнике клетка с чирикающим в ней белым попугайчиком. За столом сидит Лиза и рисует в альбоме попугая. Входит Наталья с тарелкой пельменей, протягивает ее Роману и поправляет плед.
НАТАЛЬЯ
Рома, ешь, пока не остыло! Лиза, пойдем на кухню, я уже тебе положила.
Наталья с Лизой уходят. Роман лениво ковыряет вилкой пельмени, потом ставит тарелку на подоконник и, тяжело поднявшись с кресла, смотрит в окно на новый многоэтажный дом, добавившийся в массиве других многоэтажек.
За окном зимний солнечный день. Солнечный диск висит как раз в просвете между домами, и яркие лучи слепят Романа. Он щурится, переводит взгляд на попугайчика и открывает дверцу клетки. Попугайчик чирикает, вылезает на прутик клетки у открытой дверцы, но сидит - не вылетает. Отчетливо видна его грудка с синевой. Роман указательным пальцем дразнит попугайчика, водя ногтем по клюву.
РОМАН
Ну, что Кеша…как жить будем дальше?
Попугайчик, потоптавшись, запрыгивает обратно в клетку и Роман, усмехнувшись, захлопывает дверцу.
КОНЕЦ