НАТ. ОПУШКА ЛЕСА. ДЕНЬ.
По тропинке идут Даша и Тимка, впереди летит Птица. Пруф плетется за ними, он видит земляничку.
ПРУФ
Какая маленькая.
Пруф вытягивает руку, - словно он пластилиновый, - из нее мгновенно вырастает лупа (зеленый ободок с линзой). Ягода становится огромной.
ПРУФ
Вот это другое дело.
Пруф хватает ее и кидает в рот. Доволен. В линзу попадает улитка, - огромная. Пруф хватает улитку и проглатывает. Его голова принимает форму улитки. Тимка смотрит с удивлением на Пруфа. Тот сглатывает, голова снова становится прежней.
ДАША
Птица исчезла.
Осматриваясь, все ищут Птицу, но замечают СТАРИЧКА. Упершись посохом в землю, он наблюдает за детьми. Пруф пугается и ныряет в кармашек рюкзака.
ТИМКА
Привет, дедуля. Ты кто такой?
СТАРИЧОК
Привет, сынок. Я-то? Колодник я.
ТИМКА
Это чо такое?
СТАРИЧОК
Колодник-то? У пчелок медок собираю в колодном хозяйстве.
ТИМКА
Это пчеловод что ли?
Старичок улыбается.
ДАША
Дедушка, а что это за лес? Где мы?
СТРАРИЧОК
Так, графини Мордвиновой лес-то. И колодное хозяйство ейное. А я, стало быть, колодник. А вы сами-то откудава путь держите.
ДАША
Да, мы тут… заблудились немножко.
СТАРИЧОК
Да откудава путь-то ваш? И одеты вы странно.
ТИМКА
Из Москвы мы.
СТАРИЧОК
Это что ж… пешком? До Питергофу? Одни! Ох, ладно-нескладно. Ладно, пойдемте со мной, накормлю хоть.
ДАША
Но… но мы вас не знаем хорошо.
СТАРИЧОК
Наверное, место это хорошо знаете?
Даша, закусив губу, идет за Старичком и Тимкой.
НАТ. КАРТИНА САВРАСОВА «СЕЛЬСКИЙ ВИД». ДЕНЬ.
Выходят на холмистую местность. Колодная пасека расположилась под пышно цветущими яблоньками, рядом шалаш. Весело шумят пчелы. За холмом блестит река.
Старичок ведет детей к шалашу.
ТИМКА
Ух, красота-то какая!
СТАРИЧОК
Да. Матушка природа богата на красоту-то. А художник богат талантом, если, конечныть, не разменял его на мелкую монету. Чем больше монета, тем мельче талант.
ТИМКА
А вот интересно, а зачем художник рисует картины?
СТАРИЧОК
А зачем ты дышишь?
ТИМКА
Как? Я не могу не дышать.
СТАРИЧОК
А художник не может не писать.
ДАША
А кто-то не может не болтать.
Даша делает селфи на фоне красивого пейзажа.
ДАША
Машка помрет от зависти.
Даша вдруг замечает на экране телефона, что за ее спиной в гуще леса пробирается огромный кентавр. Даша пугается и спешит к Старичку.
ТИМКА
Ну, а зачем вообще картины?
СТАРИЧОК
Тык вить картина – это история. А человек без истории, что сосуд пустой. Вот раньше не было даже фотографии, и картина сталбыть была отражением окружающего мира.
Как ты будешь знать, как было все раньше, если не будет картин?
Старичок пропускает детей в шалаш.
ИНТ. ШАЛАШ. ДЕНЬ.
Дети усаживаются в шалаше на чурбачки возле широкого срезанного пня. Старичок уходит, возвращается с крынкой меда в сотах и белым ноздреватым хлебом, ставит на пень.
СТАРИЧОК
Вот, угощайтесь, детушки. Медок свежий, духом леса напитан!
Дети берут соты, слизывают капающий янтарный мед.
ТИМКА
Ух, вкуснотища… рисованный, а как настоящий…
Старичок пристально смотрит на детей.
Над пнем появляется рука Пруфа, он шарит по поверхности. Находит миску с сотами и стаскивает ее вниз. Слышно чавканье и рыгание.
СТАРИЧОК
Смотрю на вас и думкаю… вот идете из Москвы, одежа не запылена, сами уж больно чистые, да и вид у вас не нашний. Вы что ж… в картину попали?
Дети перестают слизывать мед, смотрят на Старичка.
ДАША
Да, это так. Только сами до сих пор в это поверить не можем.
СТАРИЧОК
Ох, ладно-нескладно. И кто же вас ведет по картинам-то?
ТИМКА
Да, Птица какая-то. Только она пропала куда-то.
СТАРИЧОК
Птица-огница значить. И не пропала она. Людей боится. Перья-то у ней золотые. А человек до ее перьев жадный.
Ох, ладно-нескладно…
Старик выходит из шалаша.
Тимка скатывает большой шарик из воска, прячет в рюкзак. Вытирает руки соломой.
СТАРИЧОК
Сенька… Сенька! Пади сюды, лодырь окаянный.
СЕНЬКА
Звали, батя?
СТАРИЧОК
Звали, звали. Все соплю давишь, сонное отродье? Свези-ка мальцов к сказителю Никитке Богданову в деревню. Пусть поможет им выбраться.
Старичок заходит в шалаш. Протягивает одежду.
СТАРИЧОК
Нут-ка переоденьтесь-ка. Кафтаны свои сымайте. Негоже в таком виде, не ровен час до беды недалеко.
Даша натягивает поверх блузки и джинс сарафан, Тимка – косоворотку и широкие штаны. Тимка смеется над Дашей, - на ее ногах лапти. Получает от нее звонкий подзатыльник. Замолкает. Но свои модные кроссовки не меняет на лапти.
ПРУФ
А мне, значит, так голым и ходить?
Появляется СЕНЬКА (20), - рослый парень с веснушками, словно его обрызгали рыжей краской, и с застрявшей в волосах соломой. Сонно трет глаз.
СЕНЬКА
Этих штоль клоунов везти-то?
ДАША
Сам ты клоун… рыжий.
СЕНЬКА
Я не рыжий, я кадмий оранжевый.
ТИМКА
Чего?
СЕНЬКА
Этак краска называется.
НАТ. ЗАРОСЛИ МАЛИНЫ. ДЕНЬ.
Сенька ведет детей на берег реки через заросли малины. Тимка успевает покидать в рот спелые ягоды.
Пруф, сидя в кармашке рюкзака, с бешенной скоростью срывает ягоды и поглощает их. Его цвет меняется с зеленого на алый, потом на малиновый и снова на зеленый.
ТИМКА
Как это так? Они сладкие!
НАТ. БЕРЕГ РЕКИ. ДЕНЬ.
У берега их ждет лодка. Сенька толкает сильными руками лодку, все прыгают в нее, и лодка скользит по реке.
ДАША
Что делать-то будем теперь? Что теперь будет-то?
СЕНЬКА
Батьку, слухайте. Сказал к сказителю, значит к сказителю. Он поможет.
Лодка плывет мимо залитого солнцем высокого холма с белоснежными монастырскими стенами. В воде отражается золотой купол колокольни. Отражение, подрагивая, плывет за лодкой, словно золотая рыбка. Звенит в воздухе мошкара.
Сенька гнусавит песню.
ТИМКА
А чо мы тоже теперь нарисованные?
ДАША
Чо, чо… Замолчи ты. Не залез бы в эту дверцу, не сидел бы сейчас здесь… нарисованный.
Плывет лодка. Дети дремлют на дне лодки. Сенька гнусавит. Лодка ударяется о берег.
СЕНЬКА
Все. Дальше сами. До лавки книжной… а там Никитку спросите. Найдете сами.
НАТ. ДОРОГА. ДЕНЬ.
По дороге шлепает босиком БАБА с котомкой, вдали виднеется церковка с голубыми главками. Слышен шум ярмарки. Идут дети по дороге, все вокруг разглядывают. Тимка все время отстает от Даши, - щупает, нюхает, удивляется. Пруф подскакивает в кармашке рюкзака, его болтает из стороны в сторону, - бровки домиком, глаза страдальческие, - его тошнит малиной.
НАТ. КАРТИНА КУЛИКОВА «ЯРМАРКА». ДЕНЬ.
Даша с Тимкой подходят к воротам. На воротах – дощечка, на ней надпись: «Картина Куликова И.С. «Ярмарка»».
На открытом пространстве цветастая толпа. Голосит ярмарка: гомон, лай собак, мычание коров и звонкие голоса зазывал на карусели.
Дети входят в гущу толпы и «тонут» в разноцветном «море». Прямо на земле – товар разный пестрит. Цветастые юбки, платки БАБ, рубахи МУЖИКОВ и всякий товар - все сливается в единое движущееся яркое, лоскутное полотно.
РУМЯНАЯ БАБА торгует ОГУРЦАМИ из кадки, - огурцы выпрыгивают и пляшут на ободе кадки.
БУЛОЧНИК жонглирует КРЕНДЕЛЯМИ, - крендельки в полете складываются в калейдоскоп узоров, поблескивают искорками сахара.
На платке, расстеленном на земле – деревянные яркие ИГРУШКИ водят хоровод и поют тоненькими срипучими голосами.
Над морем красок полощется тряпичный купол карусели, а дальше – купол ярмарочного театра. Даша с Тимкой разинув рты, наблюдают ярмарочное шоу.
Идут мимо РЫБАКА с товаром на лотке. Рыбак с широченной улыбкой.
РЫБАК
Сеть тяну, рыбу ловлю. Попало немало: семь окуней, пятьдесят карасей, один ершок и того в горшок.
Рыбак протягивает Тимке РЫБУ, рыба подмигивает одним глазом. Тимка нюхает, морщится, проходит мимо. Пруф успевает хватануть рыбину и заглотить ее. Его маленькая голова мгновенно превращается в рыбью огромную голову. Рыбьими глазищами он таращится на Рыбака, смаргивает одним глазом. Рыбак от изумления икает.
Даша с Тимкой проходят мимо кукольного тетра. ПЕТРУШКА за цветастой тряпкой кривляется публике.
ПЕТРУШКА
Как задумал комарик жениться, как взял себе мушку-невесту. Он неряху, неряху, неряху…
Декорация-барабан за Петрушкой крутится веретеном, меняя рисунки. Даша с Тимкой останавливаются поглазеть на Петрушку. Тимка стоит рядом с вязанкой баранок, свисающей с балки палатки.
Пруф, сидя в кармашке, ртом хватает баранку, и все баранки по одной отправляются в рот. Но баранки заканчиваются, и остается пустая веревка, привязанная к балке лавки.
Даша с Тимкой идут дальше, веревка натягивается и Тимка тормозит. Пруф оперативно достает ножницы из рюкзака, отрезает веревку. Хвостик веревки засасывает ртом, словно макаронину.
НАТ. КАРТИНА ВАСНЕЦОВА «КНИЖНАЯ ЛАВОЧКА». ДЕНЬ.
Даша больно ударяется головой о низко висящий на цепях указатель со стрелкой: «Картина Васнецова В.М. «Книжная лавка».
ТИМКА
О, твоя голова все книжки разом прочитала?
ДАША
Это потому, что она умная.
А твоя голова знает только буквы на кнопках. И те – путает…
Дети идут к лавке. ЛАВОЧНИК бойко шуршит лубочными картинками, перебирает. Тычет перед самым носом МУЖИЧКА в лохматой шапке картинку со стишками и рисунками.
ЛАВОЧНИК
Нукася-глянькася… кака вещица! Нигде таку не сыщешь. Вещь! Посмотри, Пушкин там ничего не приписал?
МУЖИЧОК
Ай, врешь, рыжий. Откуда здеся Пушкин?
ЛАВОЧНИК
Да, что ж врать-то мне? Ты меня за враку ловил? Вона смотри закорючка-козявочка… не его ли подпись?
МУЖЧОК
А откудова я знаю, что его подпись? Может ты тут сам тут… накозякал.
Мужичок старательно скребет ногтем закорючку. Лавочник нервничает.
Пока спорят Лавочник и Мужичок, Тимка замечает на висящем листке нарисованную знакомую Птицу. Рисунок кажется живым: переливаются золотые перья, подрагивают роскошные крылья, а Птица улыбается, повернув слегка голову (похожа на Мону Лизу). Тимка ловко стягивает картинку, прячет в рюкзак.
ДАША
А где тут у вас Никита Богданов?
ЛАВОЧНИК
Да тутась. Прям за лавкой - картина Паленова Василь Дмитрича – «Сказитель былин Никита Богданов». Там и сидит сиднем. Сказочник итить его… Лодырь!