ИНТ. КВАРТИРА ИППОЛИТА, ГОСТИННАЯ – НОЧЬ
В тёмной комнате экран телевизора – единственный источник света. Напротив, по диагонали помещения, сидит маленький щуплый человек, лет 27. Это ИППОЛИТ. Его взгляд невидяще уставлен мимо экрана.
По телевизору передают рекламу какой-то крайне замечательной вещи.
ГОЛОС ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА
«Опупея» - это опупеть! Опупиительная эта «Опупея»! Опупевательная «Опупея»! Опупевающая!!!
За окном кусочек неба и горстка звёзд. Застывший взгляд Ипполита выражает крайнюю степень усталости.
За кадром с телевизором что-то происходит. Слышится его всхлип, звук рекламы прерывается и в комнате воцаряется темнота.
ИНТ. КУХНЯ КВАРТИРЫ ИППОЛИТА – НОЧЬ
От вспыхнувшей спички загорается тонкая свеча. Освещая вокруг себя расплывчатую сферу, она обрисовывает руку Ипполита и его сосредоточенное лицо.
ИНТ. КОРИДОР КВАРТИРЫ ИППОЛИТА - НОЧЬ
Ипполит проходит со свечой в коридор и берёт трубку настенного телефона. Мгновение слушает в ней тишину и кладёт обратно.
Присев на стул, вынимает из кармана пиджака неизвестно как уместившуюся там трубу и начинает наигрывать на ней начало Менуэта-скерцо из сюиты си-минор И.С.Баха. Не удовлетворившись звучанием, на середине ноты Ипполит прерывается и с досадой прячет инструмент обратно.
Достав из кармана мобильный телефон, набирает чей-то номер. Некоторое время Ипполит ждёт ответа.
ГОЛОС ОПЕРАТОРА
Або-бо бе-бе-бо бе-бо-бу-бен! Бо-бо-би-бе бо-бо-бе…
Ипполит прерывает свой вызов, быстро обувается и открывает входную дверь. На пороге задувает свечку.
Слышится звук захлопывающейся двери.
НАТ. МОСТ НАД РЕКОЮ – НОЧЬ
По мосту бредёт сгорбленная фигура Ипполита. Его обгоняют такие же одинокие силуэты. Он смотрит вслед одному из них, затем наваливается на ограду моста и всматривается в воду.
На поверхности реки мелкая рябь и отсвет месяца. О воду разбивается упавшая с моста капля: то ли слеза, то ли плевок.
Уголки рта Ипполита ползут вниз. Он плюёт на воду и украдкой вытирает один глаз.
Позади его мелькает силуэт влюблённой парочки. Ипполит оглядывается, затем решительно влезает на парапет. Постояв секунду, глядя перед собой, Ипполит «солдатиком» прыгает в воду. Слышится всплеск.
НАТ. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ УЛИЦЫ И МОСТА – НОЧЬ
На мост поворачивает компания из пяти матросов. Они пьяны и шумны. За кадром звучит залихватская тема «Яблочка».
Первый из компании, ЛИХОЙ МАТРОС, взойдя на мост, замечает прыжок Ипполита. Подбежав к парапету, он смотрит вниз. Затем оборачивается к друзьям.
ЛИХОЙ МАТРОС
Ой-ёй!
«Яблочко» прерывается. Лихой, перемахнув через парапет, ныряет в реку. За ним без колебаний прыгает вся разбитная компания.
НАТ. ПОБЕРЕЖЬЕ РЕКИ – НОЧЬ
Из воды поодиночке выходят три матроса. Ещё двое за ними, в том числе Лихой, тащат под руки Ипполита. Гармонь за кадром вновь наяривает «Яблочко».
На берегу Ипполита за шкирку как щенка встряхивает КОРЕНАСТЫЙ МАТРОС. Самоубийца-неудачник, приоткрыв глаза, оглядывается вокруг себя.
КОРЕНАСТЫЙ МАТРОС
Ну?
Ипполит дерзко вскидывает глаза на вопрошающего.
Тот бережно опускает его на землю и вся компания, улыбаясь, по-доброму вполсилы «метелит» Ипполита руками по голове и туловищу.
Затем Коренастый вновь поднимает его за шиворот и все с интересом разглядывают воспитуемого.
КОРЕНАСТЫЙ МАТРОС
Ну?
Ипполит наклоняет голову ниже и тяжело вздыхает. В этом вздохе – усталость и раскаянье.
Обняв Ипполита за плечи и покачиваясь на ходу, матросы заводят его в ближайший кабак с музыкой и танцами.
ИНТ. ГОСТИННАЯ КВАРТИРЫ ИППОЛИТА - ДЕНЬ
За окном светит солнце и что-то рассказывают птицы. В квартиру дают свет и телевизор включается. Ипполит, проснувшись от шума, с трудом приподнимает голову.
ГОЛОС ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА
Вы не опупели с «Опупеи»?! «Опупея» опупела с Вас!!!
Ипполит со стоном отключает голос пультом от телевизора. У него всклоченный вид и безумные глаза.
Он тянется к бутылке с водой на полу и пьёт из неё. Затем опять падает в кровать. Полежав, поднимается и, качаясь, бредёт по комнате.
Ипполит берёт из угла мольберт. С карандашом в руке тупо смотрит на лист бумаги, после чего ставит обратно. Включает магнитофон – начало менуэта, который он играл вчера.
Ипполит садится на кровать и некоторое время слушает. Потом закрывает лицо руками и падает навзничь на постель. Его голова беззвучно трясётся.
ИНТ. ГОСТИННАЯ КВАРТИРЫ ИППОЛИТА – ВЕЧЕР
За окном квартиры включаются звёзды. Ипполит вскакивает с постели и нервно ходит по комнате.
Остановившись, достаёт верёвку с повязанной петлёй и, став на стул, крепит за ввинченную в потолок люстру.
Поколебавшись на стуле с наброшенной на себя удавкой, откидывает его в сторону и повисает на секунду в воздухе.
Его лицо жалобно искажается, но крепление люстры к потолку не выдерживает и Ипполит с грохотом падает на пол, люстра - ему на голову.
ИНТ. КОРИДОР КВАРТИРЫ ИППОЛИТА – ВЕЧЕР
Громкий, очень агрессивный стук в дверь. К ней, пошатываясь, подходит Ипполит и щёлкает замком.
Распахнувшись, дверь обнажает огромную сутулую фигуру. Это сосед снизу, ЧЕЛОВЕК-ШКАФ. Его лицо мрачно, малоподвижно, а рот устрашающе полуоткрыт.
ЧЕЛОВЕК-ШКАФ
Ню-на-ню-на?! Ню-на?!
Ипполит испуганно вертит головой, показывая что, не понимает, о чём речь.
Человек-Шкаф хватает Ипполита за шиворот и, не глядя, тащит за собой на лестничную площадку.
ИНТ. ПОДЪЕЗД ДОМА ИППОЛИТА – ВЕЧЕР
Тяжёлым шагом вразвалочку, волоча за собой не сопротивляющегося Ипполита, сосед спускается по лестнице на этаж ниже. Открывает дверь квартиры под Ипполитом и втаскивает его за собой. Вслед за Ипполитом на верёвке в квартиру проникает оторвавшаяся люстра.
ИНТ. КВАРТИРА ЧЕЛОВЕКА-ШКАФА - ВЕЧЕР
Сосед проходит в гостиную и подтаскивает Ипполита к лежащей на полу своей люстре. Он показывает жестом, что она упала и разбилась из-за того, что Ипполит сильно ударил чем-то сверху.
Ипполит кивает головой и показывает руками, что всё признаёт и исправит.
Человек-шкаф наклоняется к Ипполиту ближе и видит, что у того петля на шее. Сосед брезгливо берёт её рукой и медленно подтягивает второй конец верёвки.
Из-за спины Ипполита показывается люстра, волочившаяся всё это время за хозяином.
Сосед внимательно осматривает её, устанавливает факт исправности и одобрительно кивает Ипполиту головой.
Отцепив от него и люстры верёвку с петлёй, Человек-шкаф быстро прячет светильник в шкафчик, а удавку возвращает Ипполиту.
Затем решительно за плечи выставляет его из квартиры.
ИНТ. ПОДЪЕЗД ДОМА ИППОЛИТА – ВЕЧЕР
Ипполит стоит под дверью соседа с верёвкой в руках и в задумчивости смотрит на неё.
ИНТ. КВАРТИРА ЧЕЛОВЕКА-ШКАФА - ВЕЧЕР
Сосед, закрыв за Ипполитом дверь, стоит в своей прихожей и пытается осмыслить увиденное. В движениях его бровей и глаз читается мучительная работа мысли. Внезапно сосед прищуриваются – его явно озарило.
Человек-шкаф резко распахивает дверь, выхватывает из рук всё так же неподвижного Ипполита верёвку и тут же закрывается в своей квартире.
ИНТ. ПОМЕЩЕНИЕ ПОДЪЕЗДА – ВЕЧЕР
Ипполит стоит под дверью, вытянув перед собой пустую руку. Он смотрит на неё и как будто не замечает потерю.
ИНТ. КВАРТИРА ЧЕЛОВЕКА-ШКАФА – ВЕЧЕР
Человек-шкаф, осмотрев и понюхав зачем-то верёвку, развязывает на ней петлю и, неожиданно для своих габаритов, начинает резво прыгать через неё словно через скакалку.
ЧЕЛОВЕК-ШКАФ
Гычь! Гычь! Гычь! Гычь! Гычь! Гычь!
ИНТ. ГОСТИННАЯ КВАРТИРЫ ИППОЛИТА – ВЕЧЕР
Ипполит ложится на свою постель, но почти сразу вскакивает от звука доносящейся с улицы сигнализации машины.
Он параноидально шагает по комнате, затем, не выдержав, выскакивает из квартиры. Звучит знакомый хлопок двери.
ИНТ. ПРОЛЁТЫ ПОДЪЕЗДА – ВЕЧЕР
Спотыкаясь и задыхаясь, Ипполит взбегает по лестнице.
Добежав до верхнего этажа, он натыкается на дверь, ведущую на крышу. Она закрыта на навесной замок.
По-прежнему в состоянии исступления, тщедушный Ипполит ударом ноги вышибает металлическую дверь и выскакивает на крышу.
НАТ. КРЫША ДОМА ИППОЛИТА – ВЕЧЕР
Ипполиту открывается доселе невиданная картина. Он на мгновение замирает. Забыв, зачем он здесь, Ипполит присаживается на карниз и, подперев голову рукой, в лирическом настроении рассматривает огни родного города.
Вспарывая тишину, звучит мелодия входящего на его мобильный. Ипполит видит имя вызывающего и словно ломается в своих суставах. Он принимает вызов.
Из трубки звучит женский голос, произносящий нечто неразборчивое, но явно оскорбительное в его адрес.
Ипполит слушает обвинения и прикладывает руку к сердцу, словно собираясь немедленно оправдаться.
Не дожидаясь объяснений, абонент прерывает связь. Ипполит в расстройстве смотрит на свой мобильный, затем в сердцах бросает его с крыши. В ту же секунду хватается за голову и испуганно глядит вниз, высматривая - не попал ли им в кого.
Облегчённо выдохнув, садится на поверхность крыши. Прикурив сигарету и, затянувшись два раз, Ипполит резко становится на карниз и делает шаг вперёд.
НАТ. ВОЗЛЕ ДОМА ИППОЛИТА - ВЕЧЕР
Вверху фигура Ипполита кажется игрушечным солдатиком. Но, по мере приближения к земле, она стремительно увеличивается.
Когда лицо Ипполита предстаёт во весь экран, его движение вперёд останавливается и Ипполита тут же отбрасывает назад. Затем он вновь приближается и снова удаляется, но уже с меньшей амплитудой.
Когда Ипполит замирает, становится видно, что он упал на ряды бельевой проволоки балкона второго этажа.
НАТ. У ПОДЪЕЗДА ДОМА ИППОЛИТА – ВЕЧЕР
Под Ипполитом, лежащим без сознания на сушилке белья, стоят человек 15 жильцов дома и прохожих.
Они громко обсуждают происшествие и показывают руками на окна квартиры, к которой относится бельевая проволока. В этих окнах темно.
Какой-то ШУСТРЫЙ ПАРЕНЁК приносит длинную швабру и с её помощью соседи сбивают Ипполита с проволоки вниз. Поймав Ипполита у самой земли на руки, толпа несёт его домой.
НАТ. ПОДЪЕЗД ДОМА ИППОЛИТА – ВЕЧЕР
Шествие движется по лестнице с помпой, возгласами и песней. Толпа поёт «Всё выше! И Выше! И выше!». Возглавляет ход старичок ТИПИЧНАЯ СВОЛОЧЬ. Он размахивает руками, дирижируя хором.
Возле двери своей квартиры Ипполит приходит в себя. Его опускают на землю и он открывает ключом дверь. Вся толпа вваливается к нему домой. Ипполит заходит последним.
НАТ. ГОСТИННАЯ КВАРТИРЫ ИППОЛИТА – ВЕЧЕР
Ипполита почти насильно укладывают на кровать и компания деловито хлопочет у одра «спасённого». Шустрый паренёк капается в серванте, Типичная сволочь – в рисунках, на кухне хозяйничает Человек-шкаф.
Ипполит не выдерживает и взрывается. Держась руками за голову, он расстроено воет. Типичная сволочь быстро прячет рисунки и машет на компанию руками.
ТИПИЧНАЯ СВОЛОЧЬ
Да-да, де-ду-да-да до-до-дуть…
Все по одному выходят из квартиры. Остаётся лишь одна девушка, НЕЖНОЕ СОЗДАНИЕ. Она скромно сидит на табуретке возле кровати и вопросительно смотрит на Ипполита.
Тот, по-прежнему маясь, не знает - куда девать свои глаза. Наконец, не выдержав, берёт её за руку и невежливо выпроваживает из квартиры.
Оставшись один, Ипполит достаёт свой блокнот и в озлоблении рисует в нём карикатуры на Типичную сволочь, Человека-Шкафа, Шустрого паренька и других.
Сунув записную книжку в карман, выбегает из квартиры. Слышен всё тот же хлопок закрывающейся двери.
НАТ. МОСТ НАД РЕКОЮ – НОЧЬ
На этот раз мост безлюден. Уже привычным движением Ипполит вскакивает на парапет и, настраиваясь, стоит над водой. Сзади звучит голос невесть откуда взявшегося человека.
ЛИХОЙ МАТРОС
Опа!
Чьи-то руки хватают его за щиколотки ног и стягивают с парапета. Перед Ипполитом возникает лицо обладателя голоса. Это Лихой матрос, а вместе с ним всё та же компания моряков.
НАТ. У ПОДЪЕЗДА ДОМА ИППОЛИТА – РАССВЕТ
Ипполита держат за руки двое матросов. К нему обращается Коренастый и показывает рукой на дом.
КОРЕНАСТЫЙ МАТРОС
До-дой?
Ипполит сокрушённо кивает головой. Коренастый матрос монотонно бьёт железкой по металлической скамейке возле подъезда. В окнах дома загорается свет.
На улицу выглядывают заспанные лица жильцов дома. Коренастый поднимет Ипполита на руки и, как ребёнка, показывает жильцам.
НАТ. У ПОДЪЕЗДА ДОМА ИППОЛИТА – УТРО
На улице вокруг моряков и Ипполита толпятся жильцы дома – соседи по подъезду. Их человек 20. Все смотрят на Коренастого.
Тот объясняет им жестами – Ипполит дважды пытался утопиться, но они его спасли.
Из толпы высовывается Человек-шкаф. Подтверждая тезис Коренастого, он мычит и жестом показывает, что вчера Ипполит пытался повеситься, но он его спас. В качестве резюме крутит указательным пальцем у виска.
ЧЕЛОВЕК-ШКАФ
Да-дем ду-да!
От толпы отделяется Типичная сволочь. Он с апломбом жмёт руки морякам, прижимая вторую руку к сердцу и часто кивая головой, словно говоря: ничего-ничего, мы теперь за ним присмотрим.
Толпа одобрительно гудит и в такт движеньям вожака кивает головами. Все окружают Типичную сволочь и начинают шепотом советоваться.
Человек-шкаф в стороне держит Ипполита за руку. Он свойски подмигивает ему, отчего Ипполит с тоской отворачивается.
Компания матросов, обнявшись, размашисто уходят восвояси.
В толпе советующихся Типичная сволочь, заговорщицки ухмыляясь, неразборчиво шепчет и усиленно подмигивает собравшимся, намекая на одно очень хитрое средство.
Толпа, не сразу оценив перспективность предложения, постепенно в полном составе соглашается. От неё отделяется Шустрый паренёк и забегает в дверь подъезда.
Каждый из жильцов соседей по очереди подходит к Ипполиту и жмёт ему руку, произнося при этом какое-то односложное словосочетание. Ипполит не понимающе смотрит на них и оглядывается на матросов. Те уже скрылись за углом.
Из дверей дома выскакивает Шустрый паренёк и, подбежав к Типичной сволочи, отдаёт ему какой-то свёрток. Тот, значительно держа осанку, подходит к дереву и делает взмах рукой. В воздухе мелькает верёвка.
НАТ. ПАРК ГОРОДА – ВЕЧЕР, ВОСПОМИНАНИЕ ИППОЛИТА
Ипполит идёт с девушкой по аллее парка. Он что-то вдохновенно изображает руками. У неё в руках цветы.
Конец воспоминания.
НАТ. У ПОДЪЕЗДА ДОМА ИППОЛИТА - УТРО
Перед лицом Ипполита покачивается петля. Его недоумение сменяется жалкой растерянной улыбкой. Его за руки подводят к дереву, через ветку которого переброшена удавка.
Ипполит по очереди заглядывает в глаза своим палачам, желая разглядеть в них признаки весёлого розыгрыша. Но их лица непроницаемы.
К Ипполиту подходит Человек-шкаф и, по-бабьи всхлипывая, лезет к нему обниматься, после чего звонко чмокает в щёку. Разом утратив к Ипполиту интерес, он берёт его одной рукой за шиворот и подносит того головой поближе к петле.
Из кармана Ипполита выпадает записная книжка. Типичная сволочь поднимает её и видит в раскрывшемся блокноте карикатуры. Всмотревшись в них, узнаёт себя, а также других жильцов.
Старичок потрясает блокнотом над головой и показывает его всем остальным.
ТИПИЧНАЯ СВОЛОЧЬ
Да за-на-на-на-на-на-на-на-нал уже!!!
ТОЛПА
За-на-нал!!!
Шустрый паренёк одевает на шею Ипполита удавку, но тот нервно сдёргивает её и дико озирается на Человека-шкафа. Тот лицемерно вздыхает и разводит руками.
Шустрый парень вновь набрасывает на Ипполита петлю - он вновь её сдирает. Сжав зубы, Ипполит протестующе воет.
К трепыхающемуся в руках Человека-шкафа Ипполиту подходит старичок-сволочь.
ТИПИЧНАЯ СВОЛОЧЬ
Не до-дешь? А? Бо-бо-на…
Шустрый паренёк вновь хочет одеть Ипполиту удавку, но тот ловко выворачивается и лягает его ногой в живот, от чего паренёк тут же скрючивается. Покачиваясь в воздухе, Ипполит разворачивается и бьёт коленом в пах держащего его за шиворот Человека-шкафа. Тот сразу его отпускает.
Вокруг Ипполита образуется кольцо из людей. Заметавшись на месте, он бежит прямо на Типичную сволочь. Ударив его кулаком, Ипполит прорывается сквозь строй и выскакивает на проезжую часть. Толпа, изумлённо выдохнув, устремляется за ним.
НАТ. ДОРОГА ЗА ОКРАИНУ ГОРОДА – УТРО
По дороге мчится Ипполит. Его движения красивы, слажены, в нём чувствуется биение сердца.
За ним попятам гонится толпа возбуждённых линчевателей, впереди всех разъярённый Старичок.
Запыхавшись, Ипполит останавливается и лезет на очень высокое дерево.
НАТ. НА ВЕРХУШКЕ ОЧЕНЬ ВЫСОКОГО ДЕРЕВА – УТРО
Ипполит вскарабкивается на самый его верх и усаживается на большую ветку.
Он смотрит вниз на галдящую толпу людей. Они кричат и потрясают в его сторону руками.
Ипполит рубящим движением ладони одной руки бьёт по плечу другой, в победно-неприличном жесте показывая им всю степень своего презрения.
ИППОЛИТ
Ха!!!
Он вертит головой по сторонам, осматривая такой новый для него город. Он кажется ему цветным и нарядным.
Ипполит закидывает голову вверх и замечает, что солнце бушует яркими красками и от этого он кричит, в восторге раскачиваясь на ветке.
ИППОЛИТ
Э-ге-гей!!!
Взяв сильную амплитуду, Ипполит слышит под собой хруст ветки и тут же замирает. Его лицо вытягивается, а глаза, застыв, лезут из орбит. Он ждёт падения.
Через секунду, осмелев, проводит зрачками туда-сюда. Потом слегка копошится на ветке. Не услышав прежнего хруста, Ипполит дёргается посильнее – опять тихо.
Он смотрит вниз – Шустрый паренёк подносит старичку топор. Тот недовольно вертит головой и показывает жестом, что тут нужна большая пила. Разведя руками - найти такую будет нелегко – паренёк бежит за ней.
Ипполит насмешливо фыркает, что означает: «Пусть бежит, когда он её ещё найдёт!». Сидя на той же ветке, он опять начинает покачиваться, но уже на порядок осторожнее, чем в начале.
Ипполит рассматривает окружающее его пространство и прислушивается к доносящимся звукам: пению птиц, голосам людей, рёву автомашин.
Он бросает взгляд вниз, где по-прежнему стоит и гудит толпа, и расплывается в детской довольной улыбке. Достав из кармана штанов трубу, кладёт её себе на колени.
НАТ. ГОРОДСКОЕ НЕБО – ДЕНЬ
Что-то невидимое летит над городом. Его улицы и площади видны с высоты птичьего полёта. Звучит Менуэт-скерцо из сюиты си-минор И.С.Баха, её вторая часть - жизнелюбивое Скерцо. Кто-то исполняет его на трубе.
Конец