Здравствуйте, Йосси!
Прочитал ваш чудесный детский рассказ. Даже, скорее, не рассказ, а маленькую зарисовку. И всё было бы хорошо, и довольно читабельное описание, и хорошая задумка, и приятное восприятие читаемого, если бы вы не предложили ваше писание в качестве сценария.
Дело, видите ли, в том, что сценарии пишутся по определённым правилам. Вы практически все эти правила, либо нарушили, либо игнорировали.
Нарушения сценарных правил могут простить маститым сценаристам: Люку Бессону, Квентину Тарантино, Вуди Алену, но, увы, никак не нам начинающим сценаристам. Выход у нас один – соблюдать правила. И эти правила для нас очень хорошо расписали нам наши успешные собратья по творчеству: Александр Митта, Александр Червинский, Роберт Макки и многие другие. Их литература представлена на этом сайте. Но вы их либо не читали, либо читали не очень внимательно.
Чтобы не быть голословным, некоторые ваши ошибки я постараюсь показать. Конечно не все, но, надеюсь, другие комментаторы вашего творчества, меня дополнят, а возможно и поправят.
А для начала, хотел бы обратить ваше внимание на сложившуюся практику на ресурсе «Сценарист». Для сравнения загляните в комментарии к сценариям, которые давно находятся на этом сайте. Авторы, не бессловесно вычитывают то, что им пишут. Авторы спорят, авторы в чём-то соглашаются, а в чём-то и нет с комментаторами. Иногда даже доходит до словесных баталий, правда всё идёт в уважительном друг к другу тоне. При всём при этом, так здесь принято, людям, которые потрудились прочитать сценарий, и не сочли за большое одолжение высказать сценаристу своё мнение, обычно говорят «Спасибо!». Я не себе выпрашиваю благодарность, боже меня упаси, но 14.03.19 вам написала Ольга Кочетова, а вы её не поблагодарили. Видимо просто не знали, что на этом ресурсе так принято.
Итак:
1. Сценарий имеет определённый каркас. Такой каркас годен практически для любого фильма. И большинство фильмов ему следуют. Можете пересмотреть любимый ваш фильм и этот каркас там найти. Каркас очень прост. Я, извините, не буду копировать его у мэтров, а постараюсь изобразить своими словами:
- Вводная часть. Ничего не случается. Эта часть призвана познакомить зрителя с местом и временем действия истории.
- Переломный момент. Что-то случается, и герой начинает действовать. Или принимает решение, что надо действовать.
Иногда фильм начинается именно с этой части, минуя вводную часть. Ошибкой это не является, но требует от автора большого таланта.
- Борьба героя. Иногда это называют перипетии. В этой части у героя постоянно меняется ситуация. То, он побеждает и находится на верху блаженства, То он проигрывает и находится в полной прострации. И снова – победа. И опять поражение. Сцены должны содержать постоянные конфликты. Долой нейтральные описательные сцены. Конфликты должны менять друг друга. И, лучше всего, когда они идут именно в последовательности: плохо-хорошо-плохо-хорошо…
- Новый переломный момент. Случается что-то более ужасное, чем первоначальная неприятность и герой скользит в пропасть.
- Снова борьба героя, но уже в более жёсткой, жестокой и стремительной форме. Зрителю должно казаться, что спасения герою нет. Но, он всё же выныривает.
- Так называемая «обязательная сцена». В этой сцене герой сражается с антагонистом не на жизнь, а насмерть. И вот: тут автор волен присудить герою победу или поражение. Что требует история.
-Финал. Герой празднует победу (если автор решил, что победу герой заслужил). Или можно сделать грустную концовку и похоронить героя.
Вот таков каркас. И такой каркас подходит и для фильма о Терминаторе, и для фильма о Буратино. Разница только в накале страстей.
Теперь вернёмся к вашему сценарию.
У вас:
ИНТ. ШКОЛА. КЛАСС МУЗЫКИ – УТРО
В классе около двадцати УЧЕНИКОВ (9-10 лет). Они стоят в ряд перед учительницей музыки, которая играет долгое вступление на расстроенном пианино.
Среди них щуплый МАЛЬЧИК (9), рядом с ним его ДРУГ (9), с краю крупный ХУЛИГАН (10).
Несколько отличниц стоят спокойно, остальные заняты кто чем – кто жует жвачку, кто подсматривает в телефон.
Друг незаметно показывает Мальчику фигурку фантастического воина в воинственной позе с мечом. Мальчик в восхищении копирует выражение лица воина.
Хулиган обращает внимание на фигурку, ухмыляется. Учительница, закончив вступление, кивает головой.
Вступление – так себе. А если честно, то просто плохое.
Во-первых, «учительница … играет долгое вступление на расстроенном пианино». Для книги это может быть хорошо, а для фильма – кошмар! Интересно, как долго зритель готов смотреть на учительницу и слушать долгое вступление, да ещё и на расстроенном пианино? Затем зритель должен будет смотреть, как мальчики рассматривают фигурку и строят рожи. А за ними наблюдает ещё один мальчик, который «ухмыляется». Вы написали ХУЛИГАН и читатели понимают, что он и есть антагонист. А зрители как об этом догадаются? Они ведь сценарий не читали. Просто ухмыляющийся мальчик. В общем, всё грустно.
Поскольку это КМ, всё надо показывать быстро, без торможений. Сравните:
ИНТ – ШКОЛА – КЛАСС МУЗЫКИ – УТРО
В классе около двадцати УЧЕНИКОВ (9-10). Они стоят в ряд перед УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ музыки (40). Среди учеников щуплый МАЛЬЧИК (9), а рядом его ДРУГ (9). Несколько девочек (мы ведь так и не узнаем, что они отличницы, так зачем это писать?) стоят спокойно, остальные ученики занимаются кто – чем. Кто-то жуёт жвачку, кто-то подсматривает в телефон. Друг показывает Мальчику фигурку воина с мечом. Оба улыбаются.
Открывается дверь и в класс входит крупный, с наглой ухмылкой ХУЛИГАН (10).
УЧИТЕЛЬНИЦА
Ложкин, опять опаздываешь?! Быстро становись в ряд!
Хулиган не спеша, осматривает ряд, расталкивая ребят, становится между Мальчиком и Другом, у которых улыбки сходят с лиц и на них проявляется испуг.
Учительница идёт к пианино, садится перед ним на стульчик, заносит руки над клавишами, начинает играть вступление.
У меня, конечно же, не идеальный вариант, но мой вариант показывает предысторию. Здесь видно, что ХУЛИГАН – действительно хулиган. Здесь видно, что Мальчика и Друга, Хулиган уже достал, и они его просто бояться. Здесь видно, что остальные ребята, расталкиваемые Хулиганом, тоже его побаиваются. Здесь видно, что Хулиган достал и учительницу. А то совершенно непонятно, почему за одно простое баловство, что в школах не редкость, учительница сразу вызывает отца Хулигана в школу. У неё должно было уже «накипеть». И самое главное, у меня нет никаких «долгих вступлений на расстроенном пианино». То, что пианино расстроено, никакой роли для вашей истории не играет. А, что касается слова «долго» - никогда не пишите его в своих сценариях. Это слово для сценариев – слово паразит. Постарайтесь все свои сценки проигрывать с секундомером в руках. Слово «долго» - это плевок в лицо режиссёру. Он и только он имеет право решать, как долго герой висит над пропастью, как долго солдат удирает от танка, и как долго обжора чавкает за столом.
И раз мы уже разбираем ваше вступление, то несколько слов по оформлению.
- Слово учительница вы видимо забыли написать прописными буквами – УЧИТЕЛЬНИЦА.
- Указывая возраст не пишут (9-10 лет), а пишут (9-10). Исключение, если вы пишите к примеру о младенце (9 месяцев).
-Сценарий пишется исключительно в настоящем времени. У вас здесь, да и дальше в сценарии проскакивает прошедшее время.
У вас:
Учительница, закончив вступление, кивает головой.
Правильно: «Учительница заканчивает вступление…».
Йосси! Я сегодня и так много написал, поэтому закругляюсь. Возможно, если будет у меня настроение, а у вас желание читать мои разглагольствования, то позже мы продолжим обсуждение вашего сценария.
Удачи!
Виктор.