КАК БАИР ОБМАНУТЫМ ПОМОГАЛ
обсуждение

всего сообщений: 21

№ 1     / Владимир /   5.06.2018, 00:24
Здравствуйте, Владимир! Мне понравилась Ваша работа. Только, конец, на мой взгляд, немного смазан: если в начале Бай импульсивен - дико кричит, шпорит лошадь, бьет жену нагайкой, то в конце как-то сдулся. Но, возможно, я не права. Повторюсь, что сценарий интересный. Удачи!
№ 2     / с.Сухобузимское, Красноярского края /   5.06.2018, 09:53
Спасибо, Наталья, за такой добрый отзыв. Я тоже задумывался над концовкой. Почему такая вышла? Все дело в обычаях, в их силе, в силе предков, им покоряется даже всемогущий бай, и не только - хитрость Баира - перед ней его отец пасует. А если дать гнев бая в конце, то все как бы становится на свои места, не о чем задуматься.
№ 3     / с.Сухобузимское, Красноярского края /   5.06.2018, 09:55
Мне на почту выслали комментарий Елены Деминой, но почему-то в обсуждении его нет?
№ 4   Шмаков Сергей  / Петрозаводск /   5.06.2018, 11:27
Здравствуйте.

Крепко надо поработать над оформлением. Сказка уж очень похожа на народную, нежели на авторскую. Да и финал не "зашел", даже если учесть все этнические особенности и обычаи, то Баиру и девяти тройных палок было бы мало, за его глупость, неосведомленность в обычаях и за причиненный ущерб.
№ 5     / Красноярск /   5.06.2018, 11:39
С удовольствием прочёл сценарий. Сразу же навеяло воспоминания о Ходже Насредине... Знать обычаи, а особенно восточные совсем не просто. А мы свои то обычаи забываем и не соблюдаем. А ведь кроме обычаев есть и веками живет кодекс чести славян, заповеди. И спасибо Владимиру Нестеренко, писателю напоминающему чем и как должны жить нации и народы на земле...
№ 6     / Владимир /   5.06.2018, 14:33
И всё же над финалом надо поработать, если Вы и сами об этом задумывались, и Сергей Шмаков на это внимание обратил. Бай не может нарушить обычаев и не нарушит их, но гнев на сына, по-моему, самая первая и закономерная реакция. И этот гнев должен получить выход!!! А как это сделать - Вам лучше знать, как знатоку обычаев и характеров данного народа. И только потом, успокоившись, осознав неизбежность произошедшего, он требует музыки. Кстати, то, что в конце Бай просит сына поиграть ему, здорово. Только, как мне кажется, музыке, умиротворению, должен предшествовать какой-то гневный эпизод.
№ 7     / с.Сухобузимское, Красноярского края /   5.06.2018, 16:23
Сергею Шмакову. Вы пишите, "то Баиру и девяти тройных палок было бы мало, за его глупость, неосведомленность в обычаях и за причиненный ущерб". О какой глупости, о каком ущербе вы говорите, о какой неосведомленности в обычаях? Он их знает прекрасно и притворившись не знающим ничего благодаря обычаям вернул аратам отобранный скот отцом. Разве этого не видно по тексту? Другим видно. Конечно, над концовкой я подумаю. И это необходимо, коль уже пишут об этом двое читателей. Спасибо
№ 8   Шмаков Сергей  / Петрозаводск /   5.06.2018, 16:31
Я говорю, что с точки зрения бая Баир глуп, я не вижу очевидности того, что бай понял, что его провели.
№ 9   Шмаков Сергей  / Петрозаводск /   5.06.2018, 16:37
Будто не хватает фрагмента, предшествующего умиротворению и осознанию. Бай - жадный, злой, жену бъет. Сына считает глупым. Не хватает такого "изюма", чтобы бай задумался над своей жадностью.
№ 10     / с.Сухобузимское, Красноярского края /   5.06.2018, 16:47
Сергей, разве может жадный и богатый человек задуматься над своим характером. Возьмите наших олигархов, кто-нибудь стал разговаривать со своей совестью, считать себя не правым в ограблении нашего народа, и с жаждой поделиться? Хотя бы подоходным налогом! Нет таких. И бай, убейте. меня никогда не согласится стать более щедрым, это реальность. другое дело выход его гнева - да. но и прощение сыну, признавшему, что жизнь штука трудная, и чтобы раскусить ее, нужны волчьи зубы.
№ 11   Шмаков Сергей  / Петрозаводск /   5.06.2018, 16:54
разве может жадный и богатый человек задуматься над своим характером
К примеру на смертном одре, или в страхе потерять что-то более ценное.
№ 12     / с.Сухобузимское, Красноярского края /   6.06.2018, 06:01
Сашко мне пишет, минус за оформление. Все я читал, и оформил, точнее отформатировал. как требуют правила,но при размещении на конкурсе строки поехали, причину я не знаю, а отформарировать ошибки не дает конкурсная программа.
№ 13   Сашко  /   6.06.2018, 09:04
Все я читал, и оформил, точнее отформатировал. как требуют правила,но при размещении на конкурсе строки поехали

Дело не в строках. Если вы читали, то хотелось бы, чтобы вы сами поняли свою ошибку.
№ 14   Шмаков Сергей  /   6.06.2018, 09:05
То что съехало — это ерунда. У Вас говорят персонажи, которые ранее не обозначены.
НАТ. СЛУГИ НА СТОЙБИЩАХ – ДЕНЬ

Слуги на лошадях, люди у юрт слушают слуг.

СЛУГИ
Бай Ажынчак дает скот взаймы каждому, кто терпит нужду. Приходите и просите.

ПОЖИЛОЙ ЧАБАН
Здесь какая-то хитрость. Не разорит ли нас бай?

СЛУГИ
Кто боится, пусть голодует, кто смел – тот два съел. Не бойтесь.

ОНДАР
Я, пожалуй, попытаю счастья.

Нат. Стойбище день

СЛУГИ топчутся и судачат, среди них ПОЖИЛОЙ ЧАБАН и ОНДАР (25) — примерно так.

Есть местами действия в прошедшем времени.
№ 15     / с.Сухобузимское, Красноярского края /   7.06.2018, 13:30
Здравствуйте, Сергей! Большое спасибо за подробный анализ сценария и подсказку в оформлении.
№ 16   Сашко  /   7.06.2018, 17:33
Здравствуйте, Сергей! Большое спасибо за подробный анализ сценария и подсказку в оформлении.

Вы же писали:

Все я читал, и оформил, точнее отформатировал. как требуют правила

Или в правилах написано:

НАТ. СЛУГИ НА СТОЙБИЩАХ – ДЕНЬ

Место - слуги на стойбищах? Главное при написании сценария - думать. Вы думали, что слуги на стойбищах - это место действия? Ну вот как так? Или в пособии по форматированию так и советуют: писать героев в блок места и времени?

Или будете продолжать спорить?
№ 17     / с.Сухобузимское, Красноярского края /   8.06.2018, 08:14
Здравствуйте, Сашко!
Нет, спорить я не буду, Вы верно подметили очевидное, это от рассеянности. Исправлю, еще раз внимательно прочитаю. Спасибо!
№ 18   Александр Грин  /   11.06.2018, 19:08
Да, согласен с замечанием по финалу. Немного не доработан. Чуть подвело оформление. Но в целом впечатление положительное.
№ 19     / с.Сухобузимское, Красноярского края /   11.06.2018, 19:15
Здравствуйте, Александр, спасибо за участие в обсуждении. Замечания по финалу учел, а также по оформлению, доработал. Поставлю доработанную версию.
№ 20   Виктор Гусак  / Тамбов /   11.06.2018, 21:38
Здравствуйте, Владимир!
Прочитал ваш сценарий. Я люблю добрые фильмы, сказки в частности, но, увы, от вашего сценария в восторг не пришёл. И вот почему:
1. У вас жанром заявлена сказка, но ничего сказочного или свойственного сказке, я не обнаружил. Скорее, ваше произведение ближе к эпосу.
2. Раз ваш сценарий сказка, то видимо, страна здесь тоже сказочная. Видимо, именно поэтому вы намешали в сценарии слов из истории и традиций многих народностей?
Надо ли этот пункт уточнять?
3. В вашем сценарии есть грамматические ошибки, видимо вы поленились отредактировать ваш сценарий или сделали это небрежно. Помните, наличие ошибок в литературном произведении, убивает читательский интерес. Указывать их я не буду, это может легко сделать редактор на вашем ПК.
4. Ещё больше в вашем сценарии ошибок синтаксических. Увы, программный редактор их вам не покажет, поэтому я приведу несколько примеров. Но, весь сценарий, на их наличие редактировать не буду. Сами, батенька, внимательно его перечитайте.
По цветущим холмистым пастбищам чабаны прогоняют отары овец, гурты лошадей, табуны яков и ко[/quote]ров.
- показать много пастбищ в одной сцене нереально, пастбище здесь одно.
- можно написать, что уже прогнали отары, но, когда это действие выполняется здесь и сейчас, то пишут «гонят отары».
- гурт – это стадо крупного рогатого скота. В отношении лошадей, лучше применить слово табуны, а вот яки и коровы хороши в гуртах.
[quote]Верхом на лошадях в дорогой упряжи за работой наблюдают бай АЖЫНЧАК* (40) и его сын БАИР (18).
Предложение можно понимать двояко. Как знаменитое: «Казнить нельзя помиловать». У вас совершенно непонятно, кто находится в дорогой упряжи. Толи лошади, толи бай с сыном.
Видишь, Баир, сколько нарастил скота твой отец? Учись у меня, пока я жив.
Скот можно вырастить, а не нарастить.
Но я вспомнил притчу. Не часто, но встречается:
О притчах так не говорят «не часто, но встречается». Где встречается? Можно написать не часто встречается в книгах. Или не часто её можно услышать. Или её знают немногие.
Слуги на лошадях, люди у юрт слушают слуг.
Это предложение лучше разделить на два. Или, во всяком случае, хотя бы не применять два одинаковых существительных в одном предложении. Скажем так: Слуги сидят на лошадях, а люди стоят возле юрт и их слушают.
И таких примеров в вашем сценарии не один десяток. Может, это и мелочь, но в исправленном варианте, всё же учтите.
5. Сценарий пишется для специалистов, которые должны понимать всё чётко, ясно и не заглядывая в словари. Но, при чтении вашего сценария, возникает ощущение, что вы просто пытаетесь поразить читателей своей эрудицией.
У вас:
Бай грузный, одет в дорогую расшитую национальным орнаментом куртку-хурме*, на нем многослойный пояс, подчеркивающий богатство, юноша строен, подтянут, на нем яркий светлый костюм расшитый бисером.
Куртку-хурме я при всём желании, за 10 минут поиска в Инете не нашёл. Искать больше времени не счёл разумным.
Чтобы определить национальный орнамент, нужно хотя бы знать национальность ваших героев. Тоже касается и костюма вашего юноши.
При поисках остальных атрибутов, на какие вы ссылаетесь, а также исторических и религиозных действиях, предположил, что место действия вашей истории, скорее всего Монголия. Но, полностью в этом не уверен.
6. А теперь позволю себе немного дополнить тех комментаторов, которые вам уже пеняли на не везде правильное оформление, и, извините, если повторю уже высказанные вам претензии.
Во-первых, я уже неоднократно встречал на этом сайте сценарии, в которых выползали неведомые знаки, о которых, автор до публикации и не догадывался. Во всех случаях, эти сценарии отправлялись с помощью планшетов. Что-то, именно в планшетах не стыкуется с сайтом. Сам я четырежды отправлял на «Сценарист» свои работы, делал это с ПК и ни разу не появилось ни одной бякости. Но, это не ваша вина, а скорее ваша беда.
У вас:
ИЗ ЗТМ
На мой вкус – лишнее.
У вас:
НАТ. ГОРНЫЕ ПАСТБИЩА – ДЕНЬ
Вы хоть представляете размеры пастбищ? А горные вообще можно показать только одно, остальные скрыты горами.
У вас:
НАТ. СЛУГИ НА СТОЙБИЩАХ – ДЕНЬ
Об этом вам написал Сашко, но рядом:
НАТ. СТОЙБИЩЕ, ГРУППА АРАТОВ – ДЕНЬ
Правильно:
НАТ. СТОЙБИЩЕ – ДЕНЬ
Стоит группа аратов.
У вас:
НАТ. БОГАТАЯ ЮРТА – ДЕНЬ
Перед юртой, драпированная белым войлоком, на ковре опершись о мягкие подушки сидят, сложив ноги калачиком бай и Баир.
Правильно:
НАТ. ВОЗЛЕ БОГАТОЙ ЮРТЫ – ДЕНЬ
У вас:
НАТ. ЮРТА БАЯ – ДЕНЬ
Тут я не понял, это та же самая БОГАТАЯ ЮРТА или другая, если другая, то правильно:
НАТ. ВОЗЛЕ ЮРТЫ БАЯ – ДЕНЬ, а если та же самая, то снова НАТ. ВОЗЛЕ БОГАТОЙ ЮРТЫ – ДЕНЬ
У вас:
ИНТ. БЕДНАЯ ЮРТА ПАСТУХА - УТРО
Вообще-то описывать бедность или богатство юрт следует отдельно и конкретно, а не давать в локации. А у вас там этих бедных юрт ещё куча.
У вас:
УПРАВЛЯЮЩИЙ(45)
Всемогущий бай
Вы должны были представить УПРАВЛЯЮЩЕГО (45) в блоке «Описание действия». Типа: К Баю подходит УПРАВЛЯЮЩИЙ (45).
Таких ошибок у вас много, перечислять не буду.
У вас:
БАИР
Ты великий скотовод, отец. Но у нашего соседа ОНДАРА (50) всего два десятка овец, а детей, с которыми я играл в детстве, полная юрта.
В репликах героев тоже не представляют. Нового персонажа представляют только в тот момент, когда он появляется на экране. Это необходимо киношникам, чтобы знать когда, какой герой впервые появляется в кадре. Заранее представлять героя нельзя. Такая ошибка у вас тоже не одна.
У вас:
БАИР
Зачем нам столько скота? Поделись богатством, чабан будет за нас молиться.
Тут я не понял. Вы написали в самом начале, что чабанов много. Какой из них будет молиться? Тот, которого оставят или те, которых переведут на другие работы?
У вас:
Бай дико кричит, шпорит коня и скачет к своей богатой юрте.
Бай в гневе спешивается, влетает в юрту, бьет нагайкой ЖЕНУ (30).
Здесь, между двумя предложениями следует вставить блок «Место действия»: ИНТ. ЮРТА БАЯ – ДЕНЬ. Ведь здесь меняется локация с НАТ на ИНТ.
У вас:
СЛУГИ
Бай Ажынчак дает скот взаймы каждому, кто терпит нужду. Приходите и просите.
Вы не указали сколько слуг. Они что, говорят это все вместе? Тогда это следовало пояснить «Блоком ремарка»:
СЛУГИ
(все вместе)
У вас:
Перед ковром упал на колени Ондар.
Сценарий пишется только в настоящем времени. Правильно: Перед ковром падает на колени Ондар.
У вас:
ОНДАР
(УМОЛЯЮЩЕ)
«Блок ремарка» пишется строчными буквами.
У вас:
БАЙ
(с добротой)
Видимо «добродушно»
У вас:
Араты в волнении.
Сценарий не книга, здесь полагается показывать те действия, которые происходят. Правильно: Араты волнуются.
У вас:
Бай с многочисленной свитой едет к стойбищу, чтобы собрать преждевременный долг.
И тут же:
Палач привязывает к коновязи Ондара, срывает со спины одежду, тут же наказывает под плач женщин и детей чабана.
Но, ведь они только едут, вы должны были показать, что они доехали, что палач, которого вы, кстати, не представили, спешился. И желательно писать не «под плач…», а «Женщины и дети плачут».
Я бы мог привести ещё примеры, но и так затянул.
В заключение выскажу несколько пожеланий, а принять их к сведению или игнорировать – на ваш выбор.
- Я бы посоветовал в сценарий вставить хоть немного сказочного. Это должно добавить привлекательности истории.
- Действия ГГ, на мой вкус, нуждаются в сложностях. Уж больно он у вас просто раздарил отцовское имущество. Он почти не преодолевал ни опасностей, ни трудностей. И раздарил совсем не всем нуждающимся.
- У вас очень слабо выражен конфликт между ГГ и антагонистом. Даже для сказки конфликт должен быть более серьёзным.
- Победа ГГ над антагонистом совершенно не видна. Хотите их примирить? Да ради бога! Но, дайте хоть переживания антагониста.
Структурирован ваш сценарий, довольно таки слабенько. Отсутствуют ярко выраженные переходы между частями.
Удачи!
Виктор.
№ 21     / с.Сухобузимское, Красноярского края /   12.06.2018, 18:03
Здравствуйте, Виктор. Задали вы мне трепку, и по делу. Возразить вам можно только в одном:все обычаи показанные в сценарии - это обычаи урянхов - современных тувинцев. Они их не забыли, я их собирал, когда жил и работал в Туве. Моя ошибка в том, что не обозначил местность, скажем, верховье Енисея.Так же в конце сценария я давал пояснения к словам, подчеркивающие национальность. Но они почему-то не показаны. Словом, спасибо, буду работать и думать, как сделать сценарий конфликтным.


Комментарии посетителей сайта Сценарист.РУ    
Полная версия обсуждения находится здесь