ШАПОКЛЯК
обсуждение

всего сообщений: 73

№ 1   Кира Константинова  /   2.11.2014, 14:56
Очень милая история с забавным концом. Мне нравится, с удовольствием бы посмотрела на экране.
№ 2   Ксения Личная  / Россия /   10.11.2014, 18:50
Здравствуйте, Светлана
В углу мелькает неразличимая тень
Как может мелькать, если она неразлечимая?
Из любопытства, а что за поступок у вас в логлайне?
Забавная история, мне понравилось. Думаю, неплохой вариант для начинающего режиссера. Очень экономично, не считая визуализации крысы, потому как видится, как комедия. Что-то не пойму, почему вы анонсируете, как притчу
№ 3     / Краснодар /   10.11.2014, 19:51
Кира, благодарю! :)
Ксения, и Вас тоже :)
Касательно тени: "неразличимая" - значит, невозможно различить, кому она принадлежит.
Далее: каждый имеет право на своё восприятие. Для меня описываемая жизненная ситуация героини - скорее трагична. Она почти сходит с ума, её бросает дочь... Почему притча? - в реальной жизни вряд ли крыса будет вымазываться белой краской, чтобы стать для кого-то "белой и пушистой". Это аллегория. В истории-притче о том, что в любви и живом тепле нуждается любое существо. :)
№ 4     / ЛЮБЕРЦЫ /   12.11.2014, 17:15
Светлана, здравствуйте. Интересный сценарий. Хотя логлайн притянут за уши.
Такие истории мне нравятся. Это для меня тот самый случай, когда не хочется разбирать, что здесь плохо, а что хорошо. Главное - автору удалось создать целостное впечатление и заставить задуматься. Удачи Вам
№ 5     / новосибирск /   14.11.2014, 21:42
Не плохая задумка, но конец можно было сделать по интересней. И можно еще сказать возраст героев.
№ 6     / Нижний Новгород /   16.11.2014, 18:22
Добрый день, Светлана.
Понравилось. Но:
-Логлайн, на самом деле, не совсем соответствует сценарию. Жестокая охота - это "Мышиная охота". Хотя бы.
-Слишком долгая завязка/экспозиция, почти треть сценария мы наблюдаем, как Героиня протирает разные вещи и разговаривает по телефону. Я думаю, что можно одновременно разговаривать по телефону, протирать и замечать, что что-то не то (просыпанные баночки, следы и т.п.). Крысу можно и не скрывать до финала, просто кроме ГГ Крыса никому не показывается.
-Много "панорам". Это уже работа оператора. Задача сценариста грамотно описать без упоминания планов, панорам и камер.
И может дать Героине имя? Так из абстрактной героини она превратится в живого человека.
№ 7     / Краснодар /   22.11.2014, 12:07
Спасибо за справедливые замечания.
Илья, крысу мы не показываем до финала именно потому, что до самого финала зритель должен сомневаться - существует ли Крыса вообще, или она - плод воображения сходящей с ума женщины, которая сама подстраивает себе все эти крысиные происки, либо дорисовывает их мысленно. К этому подталкивает нас и дочь, уверенная, что мать сама порвала сумку. И только в финале появляется подтверждение, что гг не сошла с ума и крыса - реальна.
№ 8     /   22.11.2014, 12:28
И только в финале появляется подтверждение, что гг не сошла с ума и крыса - реальна.
Я был уверен, что наоборот.
Крыса, словно почувствовав, что ей ничего больше не угрожает, подходит к Героине.
Та, не торопясь, по-житейски обстоятельно, начинает тряпкой стирать с Крысы краску.
Вы нас дурите? Где здесь реальность? Показали крысу, значит она существует?
№ 9     /   22.11.2014, 12:29
Илья, крысу мы не показываем до финала именно потому, что до самого финала зритель должен сомневаться - существует ли Крыса вообще, или она - плод воображения сходящей с ума женщины,
Вы любите мистические триллеры?
Пересмотрите.
№ 10     /   22.11.2014, 12:47
в реальной жизни вряд ли крыса будет вымазываться белой краской, чтобы стать для кого-то "белой и пушистой"
И только в финале появляется подтверждение, что гг не сошла с ума и крыса - реальна
С ума сошла "огромная серая помойная крыса"
Вы объяснили и мы теперь знаем, кто из них двоих сошел с ума.
А вот как знать смотря кино, а не читая ваши объяснения - сообщение со стороны.
Соседи потеряли домашнюю крысу. Кто-то из соседей тоже её видел.

Ваш финал лучше. Действительно, бабка сошла с ума.
Только драматизма маловато. Дочка уехала за границу - можно принять. Но нужны трагические последствия этого отъезда. Что угрожает героине в связи с отъездом?
Почему у неё едет крыша? Не важно, едет ли она действительно или это обманка. Убедите зрителя. Меня не убедили.
СОСЕДКА
Здравствуйте, с праздничком Вас! С днём Корюшки! Я, вот, нажарила…
Соседи есть. Дружелюбны. Сама Шапокляк не дружелюбна?
№ 11     / Санкт-Петербург /   22.11.2015, 16:31
Светлана, мне очень понравился Ваш сценарий, пожалуйста напишите мне на почту lemmyphoto@mail.ru
№ 12     / Санкт-Петербург /   16.03.2016, 02:57
Светлана, студенты-режиссеры при Ленфильме ищут сценарий для коротышки. Свяжитесь. yurting@mail.ru
№ 13     / Екатеринбург /   25.05.2016, 06:59
Ура! Поздравляю! Я первая оценила эту работу и не понимала, почему её обходят жюристы. Очень хорошая работа, из лучших.
№ 14     /   25.05.2016, 11:32
Здравствуйте, Светлана!
Вы определили жанр как притчу.
В истории-притче о том, что в любви и живом тепле нуждается любое существо. :)
Если бы вы не написали сами, подобный вывод вряд ли можно сделать, читая ваш сценарий. Мальчик любит кошку, пенсионерка любит чистоту и не хочет заводить животных, полностью с ней солидарна. Проблема Героини, что дочь не верит в крысу.

Я бы сказала, что здесь драма пожилого человека, которого родная дочь считает сумасшедшей. Чтобы сделать притчу про нуждающихся в любви живых существах, нужно рассказать историю как-то иначе. У вас сделан акцент на отношениях мать-дочь.
№ 15     / Люберцы /   25.05.2016, 18:44
Хороший сценарий! Почти, как у Стивена Кинга в "Куджо" - то ли есть в шкафу чудовище, то ли его нет, но что-то страшное, дурнопахнущее, незримо присутствует и нависает над своими жертвами. Будь моя воля, я бы так и оставил крысу аллегорией. Но воля не моя.
Проблема одиноких родителей, и их взрослых детей, вынужденных метаться перед выбором между сыновним долгом, и попытками чего-то достичь в жизни, догнать, уходящий поезд - это не надуманная проблема, и она заслуживает того, чтобы к ее обсуждению возвращались и творчески осмысливали художники и писатели.
Автору - удачи!
№ 16     / Саратов. /   25.05.2016, 19:08
Здравствуйте, Светлана.
Прочитал ваш сценарий и на этот счёт у меня имеются мысли. Героиня(почему собственно её так назвали? Можно было СТАРУШКА или ПЕНСИОНЕРКАА как в логлайне)маниакально честолюбивая женщина, Её антагонист- крыса тут тоже всё в порядке- правда мы практически до самого конца её не видим. Можно было её уже показать чуть раньше. Например в то время когда её дочь была у неё в гостях (кстати говоря почему дочь главной героини вы назвали ДОЧЬ? Нельзя было ей придумать имя? Конца как такового нет. Нету чёткого развития события здесь.
№ 17   Цверкунов.Антон  /   26.05.2016, 13:28
Прочитал сценарий и совсем непонятна простая вещь, дочери ведь должно быть все равно есть крыса или нет. Мы отчётливо понимаем, что перед нами больной человек. В связи с этим поведение дочери знающей про болезнь вызывает серьёзные сомнения. Получается, что дочь просто хочет бросить больную мать. Но если убрать такую маниакальную чистоплотность то проблем не возникнет. Назвать сценарий шапокляк по-моему не уместно настраивает на хулиганских лад, а тут серьёзная драма.
№ 18     / Краснодар /   28.05.2016, 00:33
Забавное "всплытие" почти забытого сценария. Благодарю всех, нажимавших на кнопки в этой теме. Внимание и время - самое ценное, что может дать читатель. И неважно - "плюс" это или "минус". :) Всем - добра. :)
Кира, Игорь - спасибо!
№ 19     / Москва /   28.05.2016, 14:16
В дополнение к оценке.
Есть несколько ляпов, которые неплохо было бы убрать:
1. Картины принадлежат "перу автора" - перу может принадлежать литературное произведение, картина - только кисти.
2. "Параллельно этой панораме, раздаётся звонок в дверь" - странновато выглядящее описание. Как может параллельно визуальному описанию идти описание действия? два разных функционала. Понятно, что вы хотели сказать, что пока камера "скользит" вдоль картинки (панорамы), раздается звонок в дверь. Но вышло очень коряво. И потом: здесь Вы пытается уже делать работу оператора. а зачем?
3. "щёлканье отмыкаемой двери" - тоже очень коряво. Лучше: звук открываемой двери.
4. "Панорамой проходит устрашающая по своим размерам «батарея» различных бутылок и флакончиков" - очень-очень коряво. гораздо проще и понятней: Камера движется вдоль "батареи" и т.д.
5. "потрясённо распахивает рот" - рот вряд ли распахивается)) скорее открывается.но лучше и проще: потрясенно смотрит, раскрыв рот.
№ 20   Чвиров  /   29.05.2016, 09:59
Здравствуйте, Светлана. В сценарии есть интрига и это большой плюс. Немножко неправдоподобно. И это маленький минус. Что же неправдаподобного? Например, что крыса пробралась в холодильник. С этого момента начал думать, что пенсионерка сошла с ума. Все-таки не так просто даже умной крысе незаметно влезть в холодильник и незаметно из него выбраться. Поэтому то, что крыса все же имелась в наличии для меня послужило неожиданностью. Второй момент, который показался нераскрытым - это дочь. Вообще именно дочь героини и просится на главную роль. Потенциально это у нее основная проблема: помогать матери или выстраивать свою карьеру. Она выбирает второе, хотя лично я так и не понял, поверила ли она в существование крысы или осталась при мнении, что мать все придумала (спятила)? Дочь обвиняет мать, что та сама испортила ей сумку, но мы не знаем, была ли у той возможность это осуществить? Так же не понятен характер повреждения сумки или картины? Все-таки достаточно легко понять по испорченному предмету прошлись ли по нему чьи-то зубки или наждачная бумага? Пока такие вот мыслишки. Главное, что думает и что поняла дочь - для меня осталось за кадром.
№ 21     / Москва /   29.05.2016, 23:23
Уважаемая Светлана! Сценарий прописан хорошо. Сама история выглядит правдоподобно. Есть несколько уточнений 1.Протирать тряпкой можно только ручную крысу.2.Она все понимает... Не совсем понятно о ком идет речь, о белой кошке или хозяйке.
В остальном считаю, что при доработке из сценария может получиться неплохой фильм.
№ 22     / Краснодар /   30.05.2016, 17:46
Здравствуйте, уважаемая Светлана! Ваш сценарий мне понравился: живая история из обыденной жизни с налетом некого, как мне подумалось, мистицизма. На эту мысль наводит самое начало сценария, когда еще не совсем ясно: имеем ли мы дело с несколько душевно не здоровым человеком, или все-таки будут проделки из области эзотерики. В дальнейшем ситуация проясняется, но не могу не согласиться с предыдущим читателем, по поводу фразы: Она все понимает", так как до конца не ясно к кому именно относится эта фраз, я бы добавила помимо Героини и белой кошки, еще и саму Крысу. Ясно одно, кто-то один из них, что-то для себя понял. Хочется добавить о дочери Героини, лично мне было не совсем понятно Ваше отношение к этому персонажу, вроде бы дочь искренне любит Героиню, но в то же время она несколько отстранена от нее, будто бы некий наблюдатель. Мне все-таки не хватило определенности в связке Героиня-дочь. В целом, сценарий небанальный, думаю, такое кино было бы интересно широкому кругу зрителей.
№ 23   Александр Игнатов  /   30.05.2016, 21:08
белой кошки
Вот оно что! Белую кошку я и не приметил.
Это все меняет. Беру половину своих слов о "с какого перепугу крыса решила, что понравится бабке белой?" назад. Но только половину. Потому что:
Несколько раз видела: сидит на подоконнике, и смотрит на мальчишку с кошкой.
А продукты она жрёт в основном белые! Рис, манку…
Это плохо. Это разговоры героини со зрителем. Это огородами. Жрет манку и постепенно шерсть сменит окрас? Так думает крыса? Не нравится краска. Пусть крыса обваляется в муке. Это проще и гармоничнее.
И нет смысла городить огороды с мальчиком. Это испорченный телефон. Вторые руки.
Бабка подкармливает белого кота во дворе, и, о ужас, возможно и гладит. Хотя и моет руки с мылом по приходу домой. Крыса это видела. Мальчик - лишнее звено.
Понятно, что нужно не показывать крысу до поры ...
Но
и даже обнюхивает подоконник
- тоже не вариант.
№ 24     / Москва /   2.06.2016, 13:21
А я чёт не въехал... Почему крыса настоящая? Это вполне может быть и глюк. Ведь кроме бабки её никто не видит. Я так и считал, что она осталась одна, всеми брошенная с воображаемой крысой.

И главное не въехал, в чем сама история. Дочь как забивала на мать в начале, так и забила окончательно в конце.

Почему Героиня приняла крысу? О чём это в целом? Для меня это бы работало, если б Героиня постоянно боролась с крысой, дочь бы ей никогда не верила. Приехала, и только в конце рассказала, что уезжает навсегда. После чего Героиня приняла крысу, потому что она остаётся одна, и ей нужен хоть кто-то.

Пока всё на слишком тонком метафизическом уровне, что не всегда хорошо для кино.

Еще ждал объяснения, почему Героиня превратилась в затворницу. Хотя бы намёк. Фото умершего мужа, или что-то такое.

Вот. Может что пригодится.
№ 25     / Омск /   11.06.2016, 20:54
Здравствуйте, Светлана! Несмотря на все огрехи, всё равно понравилось. Наверное, дело в самой истории: в заданных предлагаемых обстоятельствах и ГГ - она интересна. И история цепляет. По крайней мере, меня.
Что не получилось, на мой взгляд?...Здесь уже упоминали о том, что отношения с дочерью - остались каким-то сырым и не логичным куском. А ведь именно в них кроется, как мне кажется, корень драмы, разворачивающийся на наших глазах. Почему ГГ такая? Что случилось в её жизни такое, после чего её желание быть "белой и пушистой" приобрело патологическую форму? Дочь всегда была такой холодной неблагодарной тварью, которая осознанно дистанцируется от матери? Или, всё таки, мамин "таракан" в её голове возник уже настолько давно, что не возможно понять когда всё началось и, понятно только,что дочь потому и стала избегать мамы, что оказалась бессильна в попытках "вытравить" его?? Мне кажется, что пока эти вопросы для себя не решены - останется не понятным о чём же всё таки эта история?

"Для меня описываемая жизненная ситуация героини - скорее трагична. Она почти сходит с ума, её бросает дочь..."

Так почему для ГГ это не просто грустный момент, когда Дочь выросла и готова выпорхнуть из "гнезда" (хотя, я так поняла, Дочь у неё не домашняя девочка, а активно путешествует по миру), а именно трагедия - как будто ситуация из прошлого: одного члена семьи выпустили за бугор, а другого - нет, и всем понятно, что они разлучены навсегда. Почему ГГ не может принять отъезд Дочери?
№ 26     / Омск /   11.06.2016, 21:22
"Это аллегория... о том, что в любви и живом тепле нуждается любое существо. :)"

Лично мне показалось, что Дочь продемонстрировала, что ей глубоко не безразлична Мать, её состояние. Мне не верится, что она ею как-то жёстко пренебрегала и никогда не проявляла особой любви. Честно говоря, я здесь увидела трагедию не в том, что ГГ хочет любви и тепла от бесчувственной Дочери, а в том, что мама-эгоистка, раскидывающаяся людьми налево-направо (видно из общения с доброжелательными соседями), которая не желает отпускать от себя Дочь, которая любит мать, пытается ей помочь решить её проблему. И вся беда в том, что чем сильнее ГГ старается быть "белой и пушистой" и создать идеальное, стерильное пространство для дочери, тем больше вязнет в своей паранойе, чем лишь отталкивает Дочь. Но это лишь мною додумано. И лишь потому, что в рассказанной Вами истории не увидела той логики, которую сами Вы резюмировали.
Крыса - да, аллегория в стиле суфистов. Но...
В общем, с учётом всех ляпов и нестыковок, на которые Вам уже указали, мне кажется - требуется доработка. С учётом того, что не смотря ни на что, история цепляет - довести работу до ума - Ваша святая обязанность:) В общем, удачи Вам!
№ 27     / новосибирск /   14.06.2016, 21:21
Уважаемая Светлана! Сценарий понравился, интригует, но есть несколько ляпов. Допустим, как крыса забралась в холодильник? Картина может принадлежать кисти автора.
В остальном считаю, что при устранении недостатков сценария может получиться достойный фильм.
№ 28     / Калининград /   21.06.2016, 13:38
Светлана, здравствуйте!

Однозначно, что эта вещь исключительно философская. Хотели Вы этого или нет.

С полной уверенностью нельзя сказать, что изначально психика Героини нормальна.
Если вы знаете, как:
1. грохочет Крыса, когда она переворачивает банки с крупами и почему Героиня, у которой вполне хороший слух не слышит этого;
2. Крыса открывает балкон (наверняка у Героини он постоянно закрыт, даже в жару) и выдвигает ящик «овощехранилища», а потом все это делает «как было»;
3. Крыса может открыть холодильник, а потом, попив молока, закрыть его;
4. нормальному человеку может показаться, что кошка из окна напротив может оказаться на подоконнике у него самого;
5. и т.д.
то вам нужно задуматься о нормальности своей психики.

С другой стороны, если предположить, что психика у Героини абсолютно нормальна, то, или Крыса очень умная, или ненормальная психика у ее Дочери, которая не видит своей изгрызенной крысой холщОвой сумки. А, может быть, Дочь все это устроила сама, чтобы упечь мать в психушку законным образом?

В любом случае, все меняется с появлением Крысы.

Ненормальность Героини превращается в нормальность. Мы увидели не мелькнувшую неразличимую тень в углу, а настоящую Крысу.

А, если, Героиня была изначально нормальной, то стала ненормальной, и теперь будет жить со своей воображаемой Крысой.

Но, так или иначе, место в сердце и мозгу Героини, которое раньше было занято Дочерью, теперь будет занимать Крыса. Она уже вытесняет Дочь из памяти матери, которая, протирая испачканную краской мордочку Крысы, вспоминает при этом Дочь с перепачканным красками лицом на фотографии в рамке. Не случайно на рамке треснуло стекло во время телефонного разговора, когда мать услышала от Дочери чуть не убившую ее новость. И именно Крыса не дала Героине отравиться таблетками.

«Героиня снова глядит на Крысу. Теперь это осмысленный и спокойный взгляд здорового, вменяемого человека.

Крыса, словно почувствовав, что ей ничего больше не угрожает, подходит к Героине.

Та, не торопясь, по-житейски обстоятельно, начинает тряпкой стирать с Крысы краску.

КОНЕЦ»

Мне не понятен такой конец:

«Теперь это осмысленный и спокойный взгляд здорового, вменяемого человека».

Чем была больна Героиня? Чистоплотностью, затворничеством? Я понимаю, что это неочевидный диагноз.

«не торопясь, по-житейски обстоятельно, начинает тряпкой стирать с Крысы краску».

Мне кажется, что это более «болезненный» диагноз. Я не могу себе это представить.

Мне кажется нужно более явно и ярко показать доводы за нормальность и ненормальность персонажей. Чтобы цепляли сразу. Я задумался на этим сценарием только после второго прочтения.

В конце еще раз нужно выделить два возможных варианта развязки. И оставить читателю (или зрителю) решать самому о возможности каждого из них. Тогда зацепит. Захочется прочитать второй раз. Подумать. И дать возможность подумать зрителю.

И еще. Очень много всяческих неточностей и ошибок.

ПРИТЧА УДАЛАСЬ!
№ 29     / Кёльн /   4.07.2016, 20:14
Хороший язык, интересная, трогательная история, яркая ГГ.
Совершенно не поняла дочку. Ладно бы мама твердила про динозавра или инопланетянина. Почему сообщение о крысе вызвало такую реакцию? Почему, даже увидев изгрызанную сумку не верит?
Если дочка действительно просто ищет повод отправить мать в психушку, зачем вдруг эти нежности?
Ну, и очень затянуто начало.
Но замысел интересный.
Удачи!
№ 30     / Шимановск /   9.07.2016, 20:49
Шапокляк - история об одиночестве. Не понятно как крыса оказалась в холодильнике и выбралась из него. Отсюда возникает сомнение в реальности крысы в последней сцене. Если крыса реальна, то необходимо подтверждение от какого-нибудь персонажа (Героиня с крысой смотрят телевизор и едят белую рисовую кашу, входит соседка...) Если крыса всё же является бредом старушки, то хотелось бы видеть доведение ситуации до абсурда (Крыса приносит Героине средство для чистки пола, затем забирается в кресло и начинает вышивать на черном лоскуте белую кошку...)
№ 31     / Новокузнецк /   13.07.2016, 10:13
Здравствуйте. В начале сц. о героев необходимо представить, а потом диалог. А вообще зачем нужна была соседка? Чтобы показать какие-то качества героини? Если так ничего не показала. Диалог не завершенный. На мой взгляд разговор с дочерью должен был быть одним из ключевых, чтоб показать пропасть между ними и как факт-одиночество. Этого нет. И почему дочь так уверена в психическом расстройстве матери по диалогам не понятно. Есть некоторые ошибки по оформлению. Еще согласен с некоторыми доводами Спиридонова Сергея
№ 32     / Волгоград /   25.07.2016, 12:31
Здравствуйте Светлана!История особенно ее мысль мне очень понравилась.А в некоторых местах просто супер!Например "Героиня, потрясённо глядя на Крысу, переводит взгляд на окно с белой кошкой. Она всё понимает".
или ремарка "автоматически уточняет"Так и вижу другие сцены ссоры,которые тут не описанны.Они ведь происходили много раз не правда ли?Это касается мысли вашей.Но вот подача? Мне кажется вы стараетесь все сделать сами....Не даете поработать режиссеру а оператора и вовсе отталкиваете,выхватывая у него камеру.Выбор локаций,количество лиц и диалоги таковы,что можно запросто взять и снять все это одним махом.Но вот переписать описания я думаю не помешает.
Для меня эта история о женщине,которая вложила все свои физические и душевные силы для того,чтобы ее дочь стала художницей.Это говорят и красные руки,и картины дочери,и стремление к идеалу.Вся жизнь героини строилась вокруг ее дочери.И поездка дочери за границу говорит,что не зря были потраченны силы.
Но вот меняются времена.Магазинчик "художник" стал частью "арт-квартала" Дочь меняется,взрослеет, уезжает из дому все чаще и дальше.И наконец собирается уезжать насовсем.Это шок для героини.
Крыса символизирует время..и одиночество.Когда дочь собирается уезжать насовсем то героиня не хочет жить.Но крыса ее отвлекает .После беседы героиня понимает,что дочь ее уже давно самостоятельная.Ее пугает это.После своего глухого и сурового "УХОДИ" она все понимает и сближается с крысой.То есть принимает все как есть.По моему так....
Кстати чисто из любопытства хочеться знать кого автор больше понимает лучше из своих героинь? Название сценария относится к главной героине и это по моему не справедливо....Удачи вам!
№ 33     / Белая Церковь /   4.08.2016, 18:59
Сначала немного нудноват, а потом уже интереснее. Особенно последние абзацы описания действий.
№ 34   Андрей Швайков  /   6.08.2016, 05:31
Никогда не понимал, чем может быть навеяно подобное произведение. Любовь здесь омрачённая безумством, принципиальность доведённая до абсурда... Героиня выгоняет дочь, но грустит над её следом. Героиня пытается убить крысу, но смывает с неё краску. Так она безумна потому, что крыса это её галлюцинация, или потому, что крыса это её питомец и она об этом временами забывает? Не понимаю. Не понятно на что вообще тут автор делал ставку. Какие чувства должны накапливать силу давления по ходу сюжета и высвободиться в его конце?
№ 35     / Москва /   17.08.2016, 10:01
История о том, как одиночество приходит к тем, кто не смог дать любви своим близким (дочери). Жуткое замещение, когда героиня в финале начинает заботиться о крысе, это свидетельство, что женщина так ничего и не поняла о своей жизни. Дочь, видимо, всегда была эпизодом. А любить и холить воображаемую (для героини - вполне реальную) крысу гораздо менее "затратно" для души. Печальная вещь. Если немного подправить, фильм получился бы интересный.
№ 36     / Астрахань/Николаев /   28.08.2016, 22:19
Красивая история. Да, мотивы дочери немного странные, но и таких дочерей видел. Плохо, что крыса оказалась реальной - мне, как читателю, такую не надо - пусть я буду в догадках. И соседка в начале, она к чему? Что героиня нелюдимая? Тогда дочь-то об этом знает, мама же, но с какой тогда она соседкой договорилась о еде? Сама история хорошая. Спасибо, автор
№ 37     / Алапаевск /   2.09.2016, 10:42
Грустная история. Настоящая драма. Таких людей очень много на самом деле!
№ 38     / Североморск /   3.09.2016, 17:47
Здравствуйте Светлана! Читал с интересом. Пишете, что крыса реальна, а мне казалось, учитывая холодильник, что крыса была лишь в бреду ГГ. А вот в конце, когда терять нечего, ушли страхи и пришла реальная крыса-подружка)...

Интересно вышло, каждый может по-своему увидеть историю...
№ 39     / Серпухов /   7.09.2016, 16:32
Удивительно легко "смотрится" текст! Сюжет затягивает! Но, есть замечания.

Название "Шапокляк" сразу же ассоциируется со злой старухой, но героиня вовсе не злая.

Персонаж СОСЕДКА появляется всего на пару секунд (пусть и за кадром, но это персонаж). Стоит ли вводить его в таком случае. Мне кажется, что, если уж, персонаж вводится (при том, что их всего четыре), то стоит предоставить ему чуточку большего влияния на сюжет.

В развязке, хотелось бы понимать, что не только мать, но и дочь начнёт пересматривать своё понимание ситуации. А так - очень грустно...

Не принимайте, как серьёзную критику. Удачи!
№ 40   Максим Утесов  /   20.09.2016, 08:31
Неплохая работа. Не очень понятно, почему дочь так не верила матери и так была убеждена, что мать больна. Вроде мать как сумасшедшая себя и не вела, не чудила особо.
№ 41     /   2.10.2016, 09:35
Сценарий показался интересным, неплохие диалоги, достоверно передано гнетущее одиночество пожилого человека , смысл жизни которого – в редких встречах с единственной дочерью. Финальная сцена получилась достаточно неожиданной – крыса перестает быть врагом, это уже, скорее, - близкая сущность, которая не прочь занять место дочери в сердце старушки (и даже готова перекраситься в белый цвет – чтобы ее полюбили так же, как белую кошку из окна напротив).
И если это притча, какое же резюме приходит тут на ум: если твой друг покинул/предал тебя -присмотрись к своему ближайшему врагу - ведь может он заменит тебе потерянного друга ?
И если после прочтения финальной сцене остаются вопросы – возможно, это еще одно достоинство данного сюжета, ведь каждый волен толковать ее по своему ?
№ 42     / Одинцово /   20.10.2016, 12:06
Жизненная вещь, но депрессивная. Дочь показана не с лучшей стороны. Вместо того, чтобы попытаться понять и помочь родной матери, она убегает.
№ 43     / Владимир /   25.10.2016, 23:46
Здравствуйте, Светлана! Трогательная и красивая история у Вас получилась. Признаюсь, что оставляю свой комментарий после прочтения всех уже написанных отзывов. Вы, действительно, не даете поработать режиссеру и оператору, но зато - какое поле для размышлений и ассоциаций зрителю! Прочитала сценарий 2 раза, пытаясь понять - реальна ли крыса? Если честно, думала, что нет. И только из Ваших комментариев узнала, что в конце крыса настоящая! Тогда и название стало понятным. Шапокляк - символ дружбы старушки с крысой. Ведь в финале - заявка на их дружбу: крыса перестала прятаться и подошла к пенсионерке, а та (не побрезговав!) стала отмывать ее от краски. И соседка, на мой взгляд, очень кстати, она открывает такую черту ГГ, как брезгливость, отсюда ее нежелание угоститься рыбой, постоянное мытье рук и т.д. И в конце (а финал лично для меня очень неожиданный!) - преодоление этой гиперчистоплотной женщиной брезгливости. Я не брезгливый человек, но представляю крысу и сразу передергивает: мерзкое создание! А ГГ не просто трогает ее, а отмывает тряпкой. Заботиться о кошке - каждый сможет, а ты попробуй - с крысой подружись! Как здорово, что крыса оказалась настоящей! Спасибо Вам за такую необычную историю с неожиданным концом!
№ 44     / Москва /   21.11.2016, 14:57
Очень эмоциональное произведение, вызывает трогательное чувство. Видно. что автор писала с душой. Однако, искусственно затянутое начало. Но в общем, сценарий гармоничен, легко запоминается. Мнения разделились насчёт крысы, дискуссия - признак востребованности. Я для себя поняла, что крыса - это иллюзия; у старушки поехала крыша. Почему дочь ушла - не суть важно, это короткометражка, а, значит, не требует доскональных деталей для развития сюжета.
№ 45     / минск /   24.11.2016, 17:36
Прочитал Вашу «Шапокляк», больше, конечно, не из-за названия, а за отмеченный жанр – притча. Мне понравилась задумка, но реализация не очень. Крыса как символ увядания, разрухи, прошедшего времени – есть символ разлада отношений с дочерью, утратой чего-то близкого. В тоже время довольно светлая концовка наталкивает на мысль о том, что жизнь продолжается. Как мне кажется, сильно перегружен блок «описание действия», плюс подсказки оператору/режиссеру тоже не красят текст. Сценарий как и сам фильм должно быть интересно читать/смотреть. Опять же аннотация к сценарию немного вводит в заблуждение насчет содержания. Еще не очень понял мотивировку дочери главной героини, из-за чего персонаж немного выпадает из логики повествования. Диалогами сценарий не перегружен, да в таком жанре они, в принципе излишни. Вообщем, спасибо и удачи.
№ 46     / Челябинск /   30.11.2016, 20:41
Здравствуйте, Светлана!

Уж чем-чем, а притчами данный раздел сайта точно не изобилует. Но что есть притча? Мы знаем, что это повествовательное произведение, содержащее в себе мораль в назидание читающим её. Но стойте, в чём тогда отличие от обычной драмы, ведь и в драме есть мораль, и называется она идеей? Идея идеей, а в притче она должна преподноситься обязательно в иносказательном смысле. И мало того, что выбранную мораль автор должен тщательно «зашить» в аллегорию, так ещё и законы драматургии никто не отменял. Возможно, это и есть причина такого дефицита притчей не только на сайте, но и вообще в искусстве.
Говоря о работе «Шапокляк», не могу не отметить, что оба вышеперечисленных условия соблюдены здесь довольно неплохо. История работает. «Присмотрись к своему врагу: возможно, между вами много общего», или «Страх одиночества объединяет даже непримиримых»… Пища для размышлений тут есть.

Тема взаимоотношений родителей и детей также никогда не потеряет своей актуальности, и, хоть она и не является здесь замаскированной в притчу, тем не менее имеет место быть. Вообще, если разбирать драматургию, то стоит сказать, что в сценарии есть кое-какие недочёты. Они уже разобраны в нижеприведённых комментариях, и не согласиться с тем, например, что затянуто начало и встречаются кое-где указания съёмочной группе, нельзя. Однако, я думаю, что люди зря выгоняют из Вашей истории такого персонажа, как соседка. В данном контексте, она возможна, и лишняя, но, держа в уме тот факт, что каждое действие и каждая реплика должны помогать развитию истории и характеристике персонажа, можно было бы сделать следующее: героиня подсматривает в глазок, как соседка шастает по квартирам в поисках той же соли, и на чьё-то предложение обратиться в квартиру героини соседка даёт нам эту самую характеристику, называя её психически ненормальной, странной и прочее. Процесс нашего знакомства с героиней запущен, а дальше, чтобы слова соседки не выглядели голословными, Вы подтверждаете сказанное о героине её действиями и навязчивыми мыслями о чистоте и крысе.

Вывод: мне понравилась Ваша история, она по праву занимает высокое место на конкурсе. Всего хорошего!
№ 47     / Екатерина /   10.12.2016, 21:29
Героиня растила дочь, скорее всего, одна, без мужа. Привыкла заботиться о ней. По крайней мере о её быте. Но духовную связь установить не удалось. Дочка выросла, перестала от мамы зависеть и отдалилась. Дети должны взрослеть и улетать из родительского гнезда. Это нормально. А у родителей должна быть своя жизнь. Насыщенная, интересная. Тогда не будет обид на детей.
№ 48     / Челябинск /   15.12.2016, 19:07
Здравствуйте, Светлана!
Хорошая, крепкая история у Вас получилась. И главная, короткая. За те несколько страниц, что понадобились сценарию, Вы успели донести и раскрыть очень важную идею: «Дела делами, жизнь жизнью, но не следует забывать о тех, кто когда-то дал нам эту жизнь». Это что касается драматической идеи. Если же говорить о самой сути притчи, ради обсуждения которой, мы тут, собственно, и собрались, то тут места разбежаться побольше: и «присмотрись к врагу», и «все хотят быть кому-то нужными»… Можно углубляться всё дальше в тему и формулировать новые мысли. И даёт нам эту пищу для размышлений, как ни странно, крыса, мечтающая быть похожей на белоснежную кошку в доме напротив, которую любят.

Итак, с идеями понятно, теперь о теме. Вся история со своей идеей строится на фоне темы взаимоотношений детей и родителей, которая, кстати, довольна ярка. Поясню: дочь не верит байкам матери о гигантской крысе, затем подозревает, а потом открыто заявляет героине о её ненормальности. Взаимоотношения родителей и детей не стоят на месте, поэтому тема не просто освещена, она участвует в развитии истории. Статичной остаётся тут тема старческих психических болезней, а именно одержимости героини мыть и драить всё подряд.

Герои. Что ж, за такой непродолжительный промежуток времени художественный образ главной героини довольно чётко представляется. Характеру дочери, на мой взгляд, не хватило немного жёсткости. А а что? Она не видит мать подолгу, а тут ещё и вовсе собралась уезжать навсегда, к тому же мать со своими вымышленными по мнению дочери крысами бегает и нарочно портит картины. Раз уж сделали дочку антагонистом, то сорваться и накричать на пенсионерку в таком случае было бы логично.

Мотивации героини избавиться от крысы предельно ясны и продиктованы её навязчивым состоянием необходимости постоянного блеска чистоты в доме. Мотивации дочери (сплавить мать к психиатру, не вникая в её внутренние проблемы, появившиеся, возможно, как раз от вечного одиночества) тоже понятны.

И, как это и должно быть, разнонаправленность интересов порождает межличностный внешний конфликт, в результате которого дочь оскорбляет своей выходкой мать, за что оказывается за дверью.

Я не знаю, может быть это уже освещалось ранее в комментариях, но мне показалось очень примечательно то, что в названии скрыт ответ на вопрос «а чем же всё закончилось?» Почему Шапокляк? Ведь та героиня из «Крокодила Гены» была с крысой не разлей вода. Поэтому будем и мы надеяться, что они подружились =)

Успехов Вам, Светлана!
№ 49     / Санкт-Петербург /   7.01.2017, 06:29
Светлана,добрый день.Очень заинтересовал Ваш сценарий.Я учусь на режиссера в СпбГиКиТ.Сейчас ищу сценарий на преддиплом и диплом.Если Вам интересна реализация Вашей истории,то хотелось пообщаться по этому поводу.Я видела в комментариях,что Вам уже писали режиссеры.Но даже если эту историю уже экранизировали,все равно,была бы рада с Вами познакомиться и пообщаться.Спасибо большое.Буду ждать весточки на почту:maksimenko-91@mail.ru
№ 50     /   7.01.2017, 17:02
Драма одинокого, замкнувшего себя в ограниченном пространстве человека... В маниакальном желании отмывать, отчищать (чистый пол после посещения соседки) говорит о нежелании контакта с внешним миром - он грязный, нечистоплотный, не вписывающийся в её рамки (мальчик гладящий кота). Тоска, редкие встречи с единственно близким человеком - дочерью, изоляция, где имитацией жизни служат картины родного города, неестественные звуки, напоминающие жизнь, приводят к сумасшествию, поиску источника страданий. Спасибо, мне понравилось произведение.
№ 51     / Тула /   23.01.2017, 12:26
Отличная история. Замечательный сценарий. Затрагивается важная проблема. Вы смогли показать отношение современных детей к родителям. Прекрасный образ старушки, которая со временем понимает, что чистота в жизни не главное.
Хотелось бы, чтобы в мире было как можно меньше таких семей! Надеюсь, что посмотрев такую картину на экране, многие по-другому начнут относиться к своим пожилым родственникам.
№ 52     /   4.02.2017, 17:59
Отличный сценарий, который я прочитала на одном дыхании. Очень мастерски, понятно и зрительно описаны сцены и самые мелкие детали, которые в этой истории играют важную роль.
Помешательство героини на чистоте, является лишь поверхностной проблемой между ней и дочерью, которая не хочет принять, а главное понять мамины тревоги и необратимые проблемы.
Финальная сцена побега дочери, как финальная точка пожилой женщины принятия своего мира и своего одиночества, вместе с недавним врагом, а теперь и единственным другом - крысой.
Наверное, каждый по-своему поймет, была ли эта крыса плодом воображения, или абсолютно живым существом, главное, то, что нас, читателей это точно заинтриговало…
№ 53     / Ставрополь /   9.02.2017, 22:43
“Мышиная охота”. Рецензия на сценарий Светланы Бондарь “Шапокляк.

Мне нравятся сценарии написанные коротко и емко, где не только действие и интересные персонажи, а еще много новой и интересной информации (написанной по делу). “Шапокляк” Светланы Бондарь один из таких. Умело описывая детали характерные для города, автор бережно переносит в свое произведение атмосферу дождливого Петербурга. Светлана внимательно подошла к изучению своего материала и заслуженно оказалась в лидерах конкурса. А День Корюшки, я и сам захотел посетить.

Сценарий повествует о вечной борьбе человека со страхом. О том, как принять себя и других; не пытаться менять людей, а пересмотреть свои ценности, которые не всегда представляют смысл.

Главная героиня, страдает синдромом навязчивых состояний: она любит чистоту и поддерживает ее в квартире круглые сутки. Героиня напомнила мне человека-перфекциониста, который пытается сделать все идеально, а в итоге топчется на месте: то момент не тот, то настроение не такое, Юпитер не в том положении и так далее. Когда в ее жизни случается стресс (завелся грызун), она всеми силами цепляется за прошлое и совсем не хочет меняться. До последнего неизвестно: является ли крыса воображение героини или действительно существует? Начинается травля грызуна (рассыпан яд, в местах “преступлений” (в том числе и на блюдце с печеньем)).

Дочь Героини понимает ситуацию иначе: она не принимает болезнь матери и пытается направить ее на лечение. Вероятно, она стесняется мать, ведь в обществе, к которому стремиться Дочь, такие родственники не приветствуются. Ей не удается измениться и перестроить свое внутреннее Я. От этого грустно.

Благодаря крысе героиня изменилась: посмотрела в глаза своему страху и приняла его. Все остались живы (или нет? героиня надкусывает печенье, где был крысиный яд или это было другое печенье не указано). Крыса и крыса...подумаешь. Понять героине, что можно жить в гармонии с собой и природой, помогает пример мальчика из соседнего дома: она наблюдала за ним в окно (как он играл со своей белой кошкой). И крыса в конце измазанная в белой краске символизирует свободу и начало чего-то нового.

Сценарий понравился, понравился и монтаж “Рембо” при охоте на грызуна. Автор молодец: прописаны все детали, текст читается легко. Может тема не нова, но и прочтение Светланы Бондарь показалось мне уместным. Спасибо за Ваш труд!
№ 54     / Киев /   20.02.2017, 12:58
Сценарий читается легко, оставляет место для личных размышлений. Есть легкая недосказанность, которую каждый читатель понимает по-своему. Правда, крыса в холодильнике - это уж как-то слишком неправдоподобно. Тема одиночества прописана довольно ярко, она читается в мелочах. А это всегда позитивно сказывается на общей визуальной картинке. В целом, сценарий воспринимается картинками, а для меня это правильный показатель. довольно образно прописаны диалоги. с названием принципиально не согласна. Оно мне даже мешало при прочтении. Пришлось от него абстрагироваться. История понравилась. Автору спасибо за хорошую работу!
№ 55     /   23.02.2017, 12:17
Ещё одна история об одиночестве, которое, как утверждают некоторые дипломированные специалисты и другие, не менее авторитетные источники, ожидает каждого. В квартире у одинокой старушки, помешанной на чистоте (как следствие того самого одиночества) и утратившей понимание со взрослой дочерью, поселяется одинокая Крыса. Знаете, наверное, эти образы (и в особенности финальная сцена) все же более уместны в анимации, где с легкостью может слагаться даже неслагаемое (к слову, можно вспомнить очаровательного Крыса-микрошефа из модного французского ресторана). Но если говорить о главном - настроении, которое передает история - то в данном случае автор, пожалуй, справился.
№ 56     / Челябинск /   1.03.2017, 11:12
Коротко: очень понравилось, ничего лишнего, всё продуманно, грамотно. Спасибо!
№ 57     / Кобрин /   1.03.2017, 14:12
Очень хороший сценарий - читается легко, интерес не пропадает ни на секунду. Задумка, на мой взгляд, оригинальная, интересная. Особенно хорошо, когда при прочтении сценария накатывают чувства - это очень сильно. В целом - задумка - хорошая, сюжетная линия - хорошая, диалоги - хорошие. Автор - молодец. Желаю дальнейших творческих работ, которые можно будет увидеть на различных конкурсах.
№ 58     / Ижевск /   19.03.2017, 18:47
Притча об одиночестве в конце жизни. После прочтения сценария задумываешься о том что же будет с тобой в старости. Примешь ли ты одиночество или будешь дальше прикрываться перед собой чистой "до одури" жилой площадью? Сможешь ли принять незванного гостя с чистым сердцем? У меня была в детстве белая крыса - нашел у подъезда. Прожила дома 5 дней. Кот съел. После несколько дней я считал себя самым одиноким человеком на свете.

По тексту: Меня немного смутил стиль действенных ремарок. Слишком большое количество описаний эмоциональных переживаний героев. Больше чем в репликах.

На мой взгляд можно было сделать ремарки более действенными в плане физических действие, нежели выражения внутренних переживаний героев и красочного описания деталей интерьера.
№ 59     / Санкт-Петербург /   6.04.2017, 05:18
Прочитал сценарий «Шапокляк». Патологический страх перед микробами это симптом душевной болезни. Узнав, что дочь скоро уедет Героиня испытывает стресс. Страх одиночества настолько силен, что превращается в Существо которое поселяется в квартире Героини. Это Существо ест и пьет, оставляет после себя беспорядок. Героиня называет его крысой. Страх как крыса живет в Героине, питается ею. Бороться –бесполезно. Это- часть ее самой. Страх толкает ее на странные поступки, возможно она сама не контролирует себя в эти моменты (Такие случаи известны в психиатрии).
Мне кажется, если обрубить «ненужные ветви», развить психологическую составляющую, тело сценария станет более мускулистым. Это мое личное мнение, могу ошибаться. Вам удачи!
№ 60     / Омск /   17.04.2017, 14:18
Сильно. Есть над чем подумать. Грамотные детали помогают погрузиться в атмосферу. Лично мне понравилось. Спасибо.
№ 61     / Москва /   28.04.2017, 22:57
Начну с одной фразы, которая меня кольнула в самом начале: "питерские пейзажи, явно принадлежащие перу одного автора" - скорее, всё-таки, кисти, а не перу.
А что касается самого сценария - понравилось, что коротко, не размазано. Над диалогами я бы ещё поработала, не хватает, на мой взгляд, остроты. Автору респект за труд.
№ 62     / Новосибирск /   1.05.2017, 01:06
Хороший сценарий. Без лишних атрибутов.Одиночество.
№ 63     / Минск /   13.05.2017, 22:53
Однозначно очень крутая работа. Если честно мне особо то и добавить нечего. Крутая идея, крутой персонаж и крутой "экшен", если так можно назвать охоту на крыс!

Быть может хотелось бы узнать больше об окружении героини, но это я уже высасываю из пальца.
№ 64     / Санкт-Петербург /   28.05.2017, 12:34
Добрый день, Светлана!
Ваша идея показалась мне настолько интересной, что я не могла не обратить на нее внимание. В ней есть что-то "жизненное" и при этом что-то очень необычное. Но это исключительно мои чувства и они могут отличаться от мнения других, конечно же.
Я испытывала жалость - ту же, что и дочь к героине. Отличная история персонажа в одном помещении. Она сама себя загнала в коробку своей квартиры. Страшно представить, чтобы с ней стало если бы она вышла на улицу и лицом к лицу столкнулась с грязью и пылью. Жаль эту женщину которая откровенно боится выйти в мир. Она будто уже закрыла себя в "коробке" - готовясь к концу своей жизни. Увы, идеальная чистота от неизбежного ее не спасет.

Немного по самому тексту.
"Слышится даже плеск волн, однако это журчит вода в ванной" - мне кажется, что в сценарии такие вещи как частица "даже" и наречие "однако" - не совсем уместно. Мы же не увидим их на экране.

"Панорама позволяет увидеть и другие картины, которыми увешаны стены старомодно обставленной квартиры: это всё питерские пейзажи, явно принадлежащие перу одного автора" - тоже очень много лишнего текста и это описание можно было бы уместить в более емкий формат. И картины рисуют кистью. Но это незначительная придирка.
№ 65     / Чебоксары /   5.06.2017, 13:11
Круто. очень интересно.
№ 66     / Курск /   11.08.2017, 12:56
Очень интересная история и потрясающая концовка.
№ 67     / Киев /   1.09.2017, 17:51
Я понял историю, как напоминание молодым людям о внимании, которое они задолжали своим родителям. Напоминание получилось, убеждает. Достаточно трогательно и в тоже время – лаконично. Удачи автору.
№ 68     / Санкт-Петербург /   8.10.2017, 19:47
Не понимаю неоправданного надрыва всей истории. Дочери судя по всему не больше сорока следовательно "старушке" не больше шестидесяти. И какие такие трагедии происходили в её похоже вполне благополучной жизни, что она сходит с ума? И почему отъезд дочери в Италию на пмж такая драмма? Написано хорошо, но трагедия надуманна.
№ 69     / Москва /   11.10.2017, 08:57
Очень жизненно и захватывающе. Тема общения в семье актуальная и задевает за живое. Благодарю
№ 70     / Выкса /   28.10.2017, 07:42
История хороша, но не до конца мне понятна, уж извините. Начну с первой сцены. Героиня с соседкой в кадре или нет? Из диалога мне это не понятно. Из описания действия оговаривается, что " слышится". Разве потом не нужно писать (ЗК)?
ГЕРОИНЯ
Да. Несколько раз видела: сидит на подоконнике, и смотрит на мальчишку с кошкой.
Не поняла здесь: кто и на кого смотрит?
Еще один момент мне не понятен, когда Героиня смотрит на Крысу и ей становится все понятно. Что понятно? Разве автор мне, зрителю, не должен объяснить, что должно стать понятным?
№ 71     / Можайск /   5.11.2017, 20:59
Краткость-то, она, конечно, сестра таланта, но... А что если эту Крысу сделать более антропоморфной? В холодильник же залезает? Чтобы нагло прохаживалась по квартире на задних лапах, делала что хотела и к тому же высказывала бы Героине претензии по поводу прожитой жизни.
Как бы разговор душевнобольного со своей болезнью. Шизофренический бред в попытке понять - почему же я так одинока? А вообще концовка не понятна, конечно. Кто смотрит на мальчика с котом? Крыса тоже хочет быть белой, как кот?
№ 72     / Ростов-на-Дону /   21.11.2017, 11:40
История захватывающая, читается на одном дыхании. Но остаются вопросы.

Как-то сразу чувствуется авторская позиция - крыса чудится старушке. А что если добавить интриги? Мы не сразу понимаем, что крыса - это видение, и добавить тот самый момент, когда становится ясно - а ведь точно, это сама старушка куролесит.
Как вариант, старушка не ладит с соседкой, и вначале думает, что крысу подкинула она. А дочка приходит с кошкой, вначале веря матери, но потом случается нечто, что дочь все понимает...

Сама тема безумия от одиночества подана очень интересно, желаю вам снять этот фильм!

И техническое замечание - некоторые сцены заканчиваются репликами, нужно открытые реплики закрывать описанием действия.
№ 73   Валентин Шишкин  /   23.11.2017, 15:30
Светлана, здравствуйте. Я учусь на режиссера в СПбГИ­КиТ. Очень заинтересовал Ваш сценарий, хотел бы взять его в качестве курсовой работы. Свяжитесь со мной: vally_1986@inbox.ru


Комментарии посетителей сайта Сценарист.РУ    
Полная версия обсуждения находится здесь