Сценарист.РУ

информация

ШАПОКЛЯК
автор: Светлана Бондарь
...Одинокая, маниакально чистоплотная Пенсионерка, уверена, что в её квартире поселилась Крыса. Чтобы окончательно не сойти с ума, её необходимо поймать, для чего тихая пенсионерка начинает жестокую охоту...
опубликован: 01.11.14 / 24.05.16
жанр: притча
формат: короткометражный
раздел: Конкурс
Предварительное голосование
Оценки жюри
рейтинг
3.9
голосов
2
Оценки читателей
рейтинг
4.071
голосов
14
Читательское голосование
Обсуждение
комментариев
69
Статистика скачиваний
.html
136
Текст сценария
рейтинг популярности
85

конкурс сценариев

Постоянный фонд
полнометражные
13
короткометражные
10
сериалы
2
Конкурс
полнометражные
14
короткометражные
26
сериалы
3
Новые сценарии
полнометражные
22
короткометражные
88
сериалы
13
Альтернативный фонд
полнометражные
4
короткометражные
3
Черновики
полнометражные
7
короткометражные
33
сериалы
2
В производстве
полнометражные
2
короткометражные
1
Производство завершено
полнометражные
2
короткометражные
4

библиотека

Как прислать сценарий на конкурс
Ошибки начинающих сценаристов
Сценарный формат
Логлайн
Защита авторских прав
Личные неимущественные права
Режиссерский сценарий
А судьи кто?
Дорога в Голливуд
Критерии отбора сценария
Развернутая смета на создание кино-видео продукции
Энциклопедия киношаблонов
Твой первый фильм
Перлы
Спасите котика!
Учебники по драматургии
Сценарии российских фильмов
Сценарии советских фильмов
Сценарии иностранных фильмов

Вход для жюри

Логин: 
Пароль: 
запомнить

новое сообщение

Фамилия, имя: 
Город: 
E-mail: 
Сообщение: 


обсуждение

#54   / Киев / читатель
20 Фев. 17 12:58
Сценарий читается легко, оставляет место для личных размышлений. Есть легкая недосказанность, которую каждый читатель понимает по-своему. Правда, крыса в холодильнике - это уж как-то слишком неправдоподобно. Тема одиночества прописана довольно ярко, она читается в мелочах. А это всегда позитивно сказывается на общей визуальной картинке. В целом, сценарий воспринимается картинками, а для меня это правильный показатель. довольно образно прописаны диалоги. с названием принципиально не согласна. Оно мне даже мешало при прочтении. Пришлось от него абстрагироваться. История понравилась. Автору спасибо за хорошую работу!
#53   / Ставрополь / читатель
9 Фев. 17 22:43
“Мышиная охота”. Рецензия на сценарий Светланы Бондарь “Шапокляк.

Мне нравятся сценарии написанные коротко и емко, где не только действие и интересные персонажи, а еще много новой и интересной информации (написанной по делу). “Шапокляк” Светланы Бондарь один из таких. Умело описывая детали характерные для города, автор бережно переносит в свое произведение атмосферу дождливого Петербурга. Светлана внимательно подошла к изучению своего материала и заслуженно оказалась в лидерах конкурса. А День Корюшки, я и сам захотел посетить.

Сценарий повествует о вечной борьбе человека со страхом. О том, как принять себя и других; не пытаться менять людей, а пересмотреть свои ценности, которые не всегда представляют смысл.

Главная героиня, страдает синдромом навязчивых состояний: она любит чистоту и поддерживает ее в квартире круглые сутки. Героиня напомнила мне человека-перфекциониста, который пытается сделать все идеально, а в итоге топчется на месте: то момент не тот, то настроение не такое, Юпитер не в том положении и так далее. Когда в ее жизни случается стресс (завелся грызун), она всеми силами цепляется за прошлое и совсем не хочет меняться. До последнего неизвестно: является ли крыса воображение героини или действительно существует? Начинается травля грызуна (рассыпан яд, в местах “преступлений” (в том числе и на блюдце с печеньем)).

Дочь Героини понимает ситуацию иначе: она не принимает болезнь матери и пытается направить ее на лечение. Вероятно, она стесняется мать, ведь в обществе, к которому стремиться Дочь, такие родственники не приветствуются. Ей не удается измениться и перестроить свое внутреннее Я. От этого грустно.

Благодаря крысе героиня изменилась: посмотрела в глаза своему страху и приняла его. Все остались живы (или нет? героиня надкусывает печенье, где был крысиный яд или это было другое печенье не указано). Крыса и крыса...подумаешь. Понять героине, что можно жить в гармонии с собой и природой, помогает пример мальчика из соседнего дома: она наблюдала за ним в окно (как он играл со своей белой кошкой). И крыса в конце измазанная в белой краске символизирует свободу и начало чего-то нового.

Сценарий понравился, понравился и монтаж “Рембо” при охоте на грызуна. Автор молодец: прописаны все детали, текст читается легко. Может тема не нова, но и прочтение Светланы Бондарь показалось мне уместным. Спасибо за Ваш труд!
#52   / читатель
4 Фев. 17 17:59
Отличный сценарий, который я прочитала на одном дыхании. Очень мастерски, понятно и зрительно описаны сцены и самые мелкие детали, которые в этой истории играют важную роль.
Помешательство героини на чистоте, является лишь поверхностной проблемой между ней и дочерью, которая не хочет принять, а главное понять мамины тревоги и необратимые проблемы.
Финальная сцена побега дочери, как финальная точка пожилой женщины принятия своего мира и своего одиночества, вместе с недавним врагом, а теперь и единственным другом - крысой.
Наверное, каждый по-своему поймет, была ли эта крыса плодом воображения, или абсолютно живым существом, главное, то, что нас, читателей это точно заинтриговало…
#51   / Тула / читатель
23 Янв. 17 12:26
Отличная история. Замечательный сценарий. Затрагивается важная проблема. Вы смогли показать отношение современных детей к родителям. Прекрасный образ старушки, которая со временем понимает, что чистота в жизни не главное.
Хотелось бы, чтобы в мире было как можно меньше таких семей! Надеюсь, что посмотрев такую картину на экране, многие по-другому начнут относиться к своим пожилым родственникам.
#50   / читатель
7 Янв. 17 17:02
Драма одинокого, замкнувшего себя в ограниченном пространстве человека... В маниакальном желании отмывать, отчищать (чистый пол после посещения соседки) говорит о нежелании контакта с внешним миром - он грязный, нечистоплотный, не вписывающийся в её рамки (мальчик гладящий кота). Тоска, редкие встречи с единственно близким человеком - дочерью, изоляция, где имитацией жизни служат картины родного города, неестественные звуки, напоминающие жизнь, приводят к сумасшествию, поиску источника страданий. Спасибо, мне понравилось произведение.
#49   / Санкт-Петербург / читатель
7 Янв. 17 06:29
Светлана,добрый день.Очень заинтересовал Ваш сценарий.Я учусь на режиссера в СпбГиКиТ.Сейчас ищу сценарий на преддиплом и диплом.Если Вам интересна реализация Вашей истории,то хотелось пообщаться по этому поводу.Я видела в комментариях,что Вам уже писали режиссеры.Но даже если эту историю уже экранизировали,все равно,была бы рада с Вами познакомиться и пообщаться.Спасибо большое.Буду ждать весточки на почту:maksimenko-91@mail.ru
#48   / Челябинск / читатель
15 Дек. 16 19:07
Здравствуйте, Светлана!
Хорошая, крепкая история у Вас получилась. И главная, короткая. За те несколько страниц, что понадобились сценарию, Вы успели донести и раскрыть очень важную идею: «Дела делами, жизнь жизнью, но не следует забывать о тех, кто когда-то дал нам эту жизнь». Это что касается драматической идеи. Если же говорить о самой сути притчи, ради обсуждения которой, мы тут, собственно, и собрались, то тут места разбежаться побольше: и «присмотрись к врагу», и «все хотят быть кому-то нужными»… Можно углубляться всё дальше в тему и формулировать новые мысли. И даёт нам эту пищу для размышлений, как ни странно, крыса, мечтающая быть похожей на белоснежную кошку в доме напротив, которую любят.

Итак, с идеями понятно, теперь о теме. Вся история со своей идеей строится на фоне темы взаимоотношений детей и родителей, которая, кстати, довольна ярка. Поясню: дочь не верит байкам матери о гигантской крысе, затем подозревает, а потом открыто заявляет героине о её ненормальности. Взаимоотношения родителей и детей не стоят на месте, поэтому тема не просто освещена, она участвует в развитии истории. Статичной остаётся тут тема старческих психических болезней, а именно одержимости героини мыть и драить всё подряд.

Герои. Что ж, за такой непродолжительный промежуток времени художественный образ главной героини довольно чётко представляется. Характеру дочери, на мой взгляд, не хватило немного жёсткости. А а что? Она не видит мать подолгу, а тут ещё и вовсе собралась уезжать навсегда, к тому же мать со своими вымышленными по мнению дочери крысами бегает и нарочно портит картины. Раз уж сделали дочку антагонистом, то сорваться и накричать на пенсионерку в таком случае было бы логично.

Мотивации героини избавиться от крысы предельно ясны и продиктованы её навязчивым состоянием необходимости постоянного блеска чистоты в доме. Мотивации дочери (сплавить мать к психиатру, не вникая в её внутренние проблемы, появившиеся, возможно, как раз от вечного одиночества) тоже понятны.

И, как это и должно быть, разнонаправленность интересов порождает межличностный внешний конфликт, в результате которого дочь оскорбляет своей выходкой мать, за что оказывается за дверью.

Я не знаю, может быть это уже освещалось ранее в комментариях, но мне показалось очень примечательно то, что в названии скрыт ответ на вопрос «а чем же всё закончилось?» Почему Шапокляк? Ведь та героиня из «Крокодила Гены» была с крысой не разлей вода. Поэтому будем и мы надеяться, что они подружились =)

Успехов Вам, Светлана!
#47   / Екатерина / читатель
10 Дек. 16 21:29
Героиня растила дочь, скорее всего, одна, без мужа. Привыкла заботиться о ней. По крайней мере о её быте. Но духовную связь установить не удалось. Дочка выросла, перестала от мамы зависеть и отдалилась. Дети должны взрослеть и улетать из родительского гнезда. Это нормально. А у родителей должна быть своя жизнь. Насыщенная, интересная. Тогда не будет обид на детей.
#46   / Челябинск / читатель
30 Нояб. 16 20:41
Здравствуйте, Светлана!

Уж чем-чем, а притчами данный раздел сайта точно не изобилует. Но что есть притча? Мы знаем, что это повествовательное произведение, содержащее в себе мораль в назидание читающим её. Но стойте, в чём тогда отличие от обычной драмы, ведь и в драме есть мораль, и называется она идеей? Идея идеей, а в притче она должна преподноситься обязательно в иносказательном смысле. И мало того, что выбранную мораль автор должен тщательно «зашить» в аллегорию, так ещё и законы драматургии никто не отменял. Возможно, это и есть причина такого дефицита притчей не только на сайте, но и вообще в искусстве.
Говоря о работе «Шапокляк», не могу не отметить, что оба вышеперечисленных условия соблюдены здесь довольно неплохо. История работает. «Присмотрись к своему врагу: возможно, между вами много общего», или «Страх одиночества объединяет даже непримиримых»… Пища для размышлений тут есть.

Тема взаимоотношений родителей и детей также никогда не потеряет своей актуальности, и, хоть она и не является здесь замаскированной в притчу, тем не менее имеет место быть. Вообще, если разбирать драматургию, то стоит сказать, что в сценарии есть кое-какие недочёты. Они уже разобраны в нижеприведённых комментариях, и не согласиться с тем, например, что затянуто начало и встречаются кое-где указания съёмочной группе, нельзя. Однако, я думаю, что люди зря выгоняют из Вашей истории такого персонажа, как соседка. В данном контексте, она возможна, и лишняя, но, держа в уме тот факт, что каждое действие и каждая реплика должны помогать развитию истории и характеристике персонажа, можно было бы сделать следующее: героиня подсматривает в глазок, как соседка шастает по квартирам в поисках той же соли, и на чьё-то предложение обратиться в квартиру героини соседка даёт нам эту самую характеристику, называя её психически ненормальной, странной и прочее. Процесс нашего знакомства с героиней запущен, а дальше, чтобы слова соседки не выглядели голословными, Вы подтверждаете сказанное о героине её действиями и навязчивыми мыслями о чистоте и крысе.

Вывод: мне понравилась Ваша история, она по праву занимает высокое место на конкурсе. Всего хорошего!
#45   / минск / читатель
24 Нояб. 16 17:36
Прочитал Вашу «Шапокляк», больше, конечно, не из-за названия, а за отмеченный жанр – притча. Мне понравилась задумка, но реализация не очень. Крыса как символ увядания, разрухи, прошедшего времени – есть символ разлада отношений с дочерью, утратой чего-то близкого. В тоже время довольно светлая концовка наталкивает на мысль о том, что жизнь продолжается. Как мне кажется, сильно перегружен блок «описание действия», плюс подсказки оператору/режиссеру тоже не красят текст. Сценарий как и сам фильм должно быть интересно читать/смотреть. Опять же аннотация к сценарию немного вводит в заблуждение насчет содержания. Еще не очень понял мотивировку дочери главной героини, из-за чего персонаж немного выпадает из логики повествования. Диалогами сценарий не перегружен, да в таком жанре они, в принципе излишни. Вообщем, спасибо и удачи.
#44   / Москва / читатель
21 Нояб. 16 14:57
Очень эмоциональное произведение, вызывает трогательное чувство. Видно. что автор писала с душой. Однако, искусственно затянутое начало. Но в общем, сценарий гармоничен, легко запоминается. Мнения разделились насчёт крысы, дискуссия - признак востребованности. Я для себя поняла, что крыса - это иллюзия; у старушки поехала крыша. Почему дочь ушла - не суть важно, это короткометражка, а, значит, не требует доскональных деталей для развития сюжета.
#43   / Владимир / читатель
25 Окт. 16 23:46
Здравствуйте, Светлана! Трогательная и красивая история у Вас получилась. Признаюсь, что оставляю свой комментарий после прочтения всех уже написанных отзывов. Вы, действительно, не даете поработать режиссеру и оператору, но зато - какое поле для размышлений и ассоциаций зрителю! Прочитала сценарий 2 раза, пытаясь понять - реальна ли крыса? Если честно, думала, что нет. И только из Ваших комментариев узнала, что в конце крыса настоящая! Тогда и название стало понятным. Шапокляк - символ дружбы старушки с крысой. Ведь в финале - заявка на их дружбу: крыса перестала прятаться и подошла к пенсионерке, а та (не побрезговав!) стала отмывать ее от краски. И соседка, на мой взгляд, очень кстати, она открывает такую черту ГГ, как брезгливость, отсюда ее нежелание угоститься рыбой, постоянное мытье рук и т.д. И в конце (а финал лично для меня очень неожиданный!) - преодоление этой гиперчистоплотной женщиной брезгливости. Я не брезгливый человек, но представляю крысу и сразу передергивает: мерзкое создание! А ГГ не просто трогает ее, а отмывает тряпкой. Заботиться о кошке - каждый сможет, а ты попробуй - с крысой подружись! Как здорово, что крыса оказалась настоящей! Спасибо Вам за такую необычную историю с неожиданным концом!
#42   / Одинцово / читатель
20 Окт. 16 12:06
Жизненная вещь, но депрессивная. Дочь показана не с лучшей стороны. Вместо того, чтобы попытаться понять и помочь родной матери, она убегает.
#41   / читатель
2 Окт. 16 09:35
Сценарий показался интересным, неплохие диалоги, достоверно передано гнетущее одиночество пожилого человека , смысл жизни которого – в редких встречах с единственной дочерью. Финальная сцена получилась достаточно неожиданной – крыса перестает быть врагом, это уже, скорее, - близкая сущность, которая не прочь занять место дочери в сердце старушки (и даже готова перекраситься в белый цвет – чтобы ее полюбили так же, как белую кошку из окна напротив).
И если это притча, какое же резюме приходит тут на ум: если твой друг покинул/предал тебя -присмотрись к своему ближайшему врагу - ведь может он заменит тебе потерянного друга ?
И если после прочтения финальной сцене остаются вопросы – возможно, это еще одно достоинство данного сюжета, ведь каждый волен толковать ее по своему ?
#40  Максим Утесов / читатель
20 Сент. 16 08:31
Неплохая работа. Не очень понятно, почему дочь так не верила матери и так была убеждена, что мать больна. Вроде мать как сумасшедшая себя и не вела, не чудила особо.
Рейтинг@Mail.ru