Сценарист.РУ

информация

ШАПОКЛЯК
автор: Светлана Бондарь
...Одинокая, маниакально чистоплотная Пенсионерка, уверена, что в её квартире поселилась Крыса. Чтобы окончательно не сойти с ума, её необходимо поймать, для чего тихая пенсионерка начинает жестокую охоту...
опубликован: 01.11.14 / 24.05.16
жанр: притча
формат: короткометражный
раздел: Конкурс
Предварительное голосование
Оценки жюри
рейтинг
4
голосов
1
Оценки читателей
рейтинг
4.071
голосов
14
Читательское голосование
Обсуждение
комментариев
60
Статистика скачиваний
.html
118
Текст сценария
рейтинг популярности
80

конкурс сценариев

Постоянный фонд
полнометражные
13
короткометражные
10
сериалы
2
Конкурс
полнометражные
13
короткометражные
27
сериалы
3
Новые сценарии
полнометражные
22
короткометражные
85
сериалы
13
Альтернативный фонд
полнометражные
4
короткометражные
3
Черновики
полнометражные
7
короткометражные
30
сериалы
2
В производстве
полнометражные
2
короткометражные
1
Производство завершено
полнометражные
2
короткометражные
4

библиотека

Как прислать сценарий на конкурс
Ошибки начинающих сценаристов
Сценарный формат
Логлайн
Защита авторских прав
Личные неимущественные права
Режиссерский сценарий
А судьи кто?
Дорога в Голливуд
Критерии отбора сценария
Развернутая смета на создание кино-видео продукции
Энциклопедия киношаблонов
Твой первый фильм
Перлы
Спасите котика!
Учебники по драматургии
Сценарии российских фильмов
Сценарии советских фильмов
Сценарии иностранных фильмов

Вход для жюри

Логин: 
Пароль: 
запомнить

новое сообщение

Фамилия, имя: 
Город: 
E-mail: 
Сообщение: 


обсуждение

#60   / Омск / читатель
17 Апр. 17 14:18
Сильно. Есть над чем подумать. Грамотные детали помогают погрузиться в атмосферу. Лично мне понравилось. Спасибо.
#59   / Санкт-Петербург / читатель
6 Апр. 17 05:18
Прочитал сценарий «Шапокляк». Патологический страх перед микробами это симптом душевной болезни. Узнав, что дочь скоро уедет Героиня испытывает стресс. Страх одиночества настолько силен, что превращается в Существо которое поселяется в квартире Героини. Это Существо ест и пьет, оставляет после себя беспорядок. Героиня называет его крысой. Страх как крыса живет в Героине, питается ею. Бороться –бесполезно. Это- часть ее самой. Страх толкает ее на странные поступки, возможно она сама не контролирует себя в эти моменты (Такие случаи известны в психиатрии).
Мне кажется, если обрубить «ненужные ветви», развить психологическую составляющую, тело сценария станет более мускулистым. Это мое личное мнение, могу ошибаться. Вам удачи!
#58   / Ижевск / читатель
19 Марта 17 18:47
Притча об одиночестве в конце жизни. После прочтения сценария задумываешься о том что же будет с тобой в старости. Примешь ли ты одиночество или будешь дальше прикрываться перед собой чистой "до одури" жилой площадью? Сможешь ли принять незванного гостя с чистым сердцем? У меня была в детстве белая крыса - нашел у подъезда. Прожила дома 5 дней. Кот съел. После несколько дней я считал себя самым одиноким человеком на свете.

По тексту: Меня немного смутил стиль действенных ремарок. Слишком большое количество описаний эмоциональных переживаний героев. Больше чем в репликах.

На мой взгляд можно было сделать ремарки более действенными в плане физических действие, нежели выражения внутренних переживаний героев и красочного описания деталей интерьера.
#57   / Кобрин / читатель
1 Марта 17 14:12
Очень хороший сценарий - читается легко, интерес не пропадает ни на секунду. Задумка, на мой взгляд, оригинальная, интересная. Особенно хорошо, когда при прочтении сценария накатывают чувства - это очень сильно. В целом - задумка - хорошая, сюжетная линия - хорошая, диалоги - хорошие. Автор - молодец. Желаю дальнейших творческих работ, которые можно будет увидеть на различных конкурсах.
#56   / Челябинск / читатель
1 Марта 17 11:12
Коротко: очень понравилось, ничего лишнего, всё продуманно, грамотно. Спасибо!
#55   / читатель
23 Фев. 17 12:17
Ещё одна история об одиночестве, которое, как утверждают некоторые дипломированные специалисты и другие, не менее авторитетные источники, ожидает каждого. В квартире у одинокой старушки, помешанной на чистоте (как следствие того самого одиночества) и утратившей понимание со взрослой дочерью, поселяется одинокая Крыса. Знаете, наверное, эти образы (и в особенности финальная сцена) все же более уместны в анимации, где с легкостью может слагаться даже неслагаемое (к слову, можно вспомнить очаровательного Крыса-микрошефа из модного французского ресторана). Но если говорить о главном - настроении, которое передает история - то в данном случае автор, пожалуй, справился.
#54   / Киев / читатель
20 Фев. 17 12:58
Сценарий читается легко, оставляет место для личных размышлений. Есть легкая недосказанность, которую каждый читатель понимает по-своему. Правда, крыса в холодильнике - это уж как-то слишком неправдоподобно. Тема одиночества прописана довольно ярко, она читается в мелочах. А это всегда позитивно сказывается на общей визуальной картинке. В целом, сценарий воспринимается картинками, а для меня это правильный показатель. довольно образно прописаны диалоги. с названием принципиально не согласна. Оно мне даже мешало при прочтении. Пришлось от него абстрагироваться. История понравилась. Автору спасибо за хорошую работу!
#53   / Ставрополь / читатель
9 Фев. 17 22:43
“Мышиная охота”. Рецензия на сценарий Светланы Бондарь “Шапокляк.

Мне нравятся сценарии написанные коротко и емко, где не только действие и интересные персонажи, а еще много новой и интересной информации (написанной по делу). “Шапокляк” Светланы Бондарь один из таких. Умело описывая детали характерные для города, автор бережно переносит в свое произведение атмосферу дождливого Петербурга. Светлана внимательно подошла к изучению своего материала и заслуженно оказалась в лидерах конкурса. А День Корюшки, я и сам захотел посетить.

Сценарий повествует о вечной борьбе человека со страхом. О том, как принять себя и других; не пытаться менять людей, а пересмотреть свои ценности, которые не всегда представляют смысл.

Главная героиня, страдает синдромом навязчивых состояний: она любит чистоту и поддерживает ее в квартире круглые сутки. Героиня напомнила мне человека-перфекциониста, который пытается сделать все идеально, а в итоге топчется на месте: то момент не тот, то настроение не такое, Юпитер не в том положении и так далее. Когда в ее жизни случается стресс (завелся грызун), она всеми силами цепляется за прошлое и совсем не хочет меняться. До последнего неизвестно: является ли крыса воображение героини или действительно существует? Начинается травля грызуна (рассыпан яд, в местах “преступлений” (в том числе и на блюдце с печеньем)).

Дочь Героини понимает ситуацию иначе: она не принимает болезнь матери и пытается направить ее на лечение. Вероятно, она стесняется мать, ведь в обществе, к которому стремиться Дочь, такие родственники не приветствуются. Ей не удается измениться и перестроить свое внутреннее Я. От этого грустно.

Благодаря крысе героиня изменилась: посмотрела в глаза своему страху и приняла его. Все остались живы (или нет? героиня надкусывает печенье, где был крысиный яд или это было другое печенье не указано). Крыса и крыса...подумаешь. Понять героине, что можно жить в гармонии с собой и природой, помогает пример мальчика из соседнего дома: она наблюдала за ним в окно (как он играл со своей белой кошкой). И крыса в конце измазанная в белой краске символизирует свободу и начало чего-то нового.

Сценарий понравился, понравился и монтаж “Рембо” при охоте на грызуна. Автор молодец: прописаны все детали, текст читается легко. Может тема не нова, но и прочтение Светланы Бондарь показалось мне уместным. Спасибо за Ваш труд!
#52   / читатель
4 Фев. 17 17:59
Отличный сценарий, который я прочитала на одном дыхании. Очень мастерски, понятно и зрительно описаны сцены и самые мелкие детали, которые в этой истории играют важную роль.
Помешательство героини на чистоте, является лишь поверхностной проблемой между ней и дочерью, которая не хочет принять, а главное понять мамины тревоги и необратимые проблемы.
Финальная сцена побега дочери, как финальная точка пожилой женщины принятия своего мира и своего одиночества, вместе с недавним врагом, а теперь и единственным другом - крысой.
Наверное, каждый по-своему поймет, была ли эта крыса плодом воображения, или абсолютно живым существом, главное, то, что нас, читателей это точно заинтриговало…
#51   / Тула / читатель
23 Янв. 17 12:26
Отличная история. Замечательный сценарий. Затрагивается важная проблема. Вы смогли показать отношение современных детей к родителям. Прекрасный образ старушки, которая со временем понимает, что чистота в жизни не главное.
Хотелось бы, чтобы в мире было как можно меньше таких семей! Надеюсь, что посмотрев такую картину на экране, многие по-другому начнут относиться к своим пожилым родственникам.
#50   / читатель
7 Янв. 17 17:02
Драма одинокого, замкнувшего себя в ограниченном пространстве человека... В маниакальном желании отмывать, отчищать (чистый пол после посещения соседки) говорит о нежелании контакта с внешним миром - он грязный, нечистоплотный, не вписывающийся в её рамки (мальчик гладящий кота). Тоска, редкие встречи с единственно близким человеком - дочерью, изоляция, где имитацией жизни служат картины родного города, неестественные звуки, напоминающие жизнь, приводят к сумасшествию, поиску источника страданий. Спасибо, мне понравилось произведение.
#49   / Санкт-Петербург / читатель
7 Янв. 17 06:29
Светлана,добрый день.Очень заинтересовал Ваш сценарий.Я учусь на режиссера в СпбГиКиТ.Сейчас ищу сценарий на преддиплом и диплом.Если Вам интересна реализация Вашей истории,то хотелось пообщаться по этому поводу.Я видела в комментариях,что Вам уже писали режиссеры.Но даже если эту историю уже экранизировали,все равно,была бы рада с Вами познакомиться и пообщаться.Спасибо большое.Буду ждать весточки на почту:maksimenko-91@mail.ru
#48   / Челябинск / читатель
15 Дек. 16 19:07
Здравствуйте, Светлана!
Хорошая, крепкая история у Вас получилась. И главная, короткая. За те несколько страниц, что понадобились сценарию, Вы успели донести и раскрыть очень важную идею: «Дела делами, жизнь жизнью, но не следует забывать о тех, кто когда-то дал нам эту жизнь». Это что касается драматической идеи. Если же говорить о самой сути притчи, ради обсуждения которой, мы тут, собственно, и собрались, то тут места разбежаться побольше: и «присмотрись к врагу», и «все хотят быть кому-то нужными»… Можно углубляться всё дальше в тему и формулировать новые мысли. И даёт нам эту пищу для размышлений, как ни странно, крыса, мечтающая быть похожей на белоснежную кошку в доме напротив, которую любят.

Итак, с идеями понятно, теперь о теме. Вся история со своей идеей строится на фоне темы взаимоотношений детей и родителей, которая, кстати, довольна ярка. Поясню: дочь не верит байкам матери о гигантской крысе, затем подозревает, а потом открыто заявляет героине о её ненормальности. Взаимоотношения родителей и детей не стоят на месте, поэтому тема не просто освещена, она участвует в развитии истории. Статичной остаётся тут тема старческих психических болезней, а именно одержимости героини мыть и драить всё подряд.

Герои. Что ж, за такой непродолжительный промежуток времени художественный образ главной героини довольно чётко представляется. Характеру дочери, на мой взгляд, не хватило немного жёсткости. А а что? Она не видит мать подолгу, а тут ещё и вовсе собралась уезжать навсегда, к тому же мать со своими вымышленными по мнению дочери крысами бегает и нарочно портит картины. Раз уж сделали дочку антагонистом, то сорваться и накричать на пенсионерку в таком случае было бы логично.

Мотивации героини избавиться от крысы предельно ясны и продиктованы её навязчивым состоянием необходимости постоянного блеска чистоты в доме. Мотивации дочери (сплавить мать к психиатру, не вникая в её внутренние проблемы, появившиеся, возможно, как раз от вечного одиночества) тоже понятны.

И, как это и должно быть, разнонаправленность интересов порождает межличностный внешний конфликт, в результате которого дочь оскорбляет своей выходкой мать, за что оказывается за дверью.

Я не знаю, может быть это уже освещалось ранее в комментариях, но мне показалось очень примечательно то, что в названии скрыт ответ на вопрос «а чем же всё закончилось?» Почему Шапокляк? Ведь та героиня из «Крокодила Гены» была с крысой не разлей вода. Поэтому будем и мы надеяться, что они подружились =)

Успехов Вам, Светлана!
#47   / Екатерина / читатель
10 Дек. 16 21:29
Героиня растила дочь, скорее всего, одна, без мужа. Привыкла заботиться о ней. По крайней мере о её быте. Но духовную связь установить не удалось. Дочка выросла, перестала от мамы зависеть и отдалилась. Дети должны взрослеть и улетать из родительского гнезда. Это нормально. А у родителей должна быть своя жизнь. Насыщенная, интересная. Тогда не будет обид на детей.
#46   / Челябинск / читатель
30 Нояб. 16 20:41
Здравствуйте, Светлана!

Уж чем-чем, а притчами данный раздел сайта точно не изобилует. Но что есть притча? Мы знаем, что это повествовательное произведение, содержащее в себе мораль в назидание читающим её. Но стойте, в чём тогда отличие от обычной драмы, ведь и в драме есть мораль, и называется она идеей? Идея идеей, а в притче она должна преподноситься обязательно в иносказательном смысле. И мало того, что выбранную мораль автор должен тщательно «зашить» в аллегорию, так ещё и законы драматургии никто не отменял. Возможно, это и есть причина такого дефицита притчей не только на сайте, но и вообще в искусстве.
Говоря о работе «Шапокляк», не могу не отметить, что оба вышеперечисленных условия соблюдены здесь довольно неплохо. История работает. «Присмотрись к своему врагу: возможно, между вами много общего», или «Страх одиночества объединяет даже непримиримых»… Пища для размышлений тут есть.

Тема взаимоотношений родителей и детей также никогда не потеряет своей актуальности, и, хоть она и не является здесь замаскированной в притчу, тем не менее имеет место быть. Вообще, если разбирать драматургию, то стоит сказать, что в сценарии есть кое-какие недочёты. Они уже разобраны в нижеприведённых комментариях, и не согласиться с тем, например, что затянуто начало и встречаются кое-где указания съёмочной группе, нельзя. Однако, я думаю, что люди зря выгоняют из Вашей истории такого персонажа, как соседка. В данном контексте, она возможна, и лишняя, но, держа в уме тот факт, что каждое действие и каждая реплика должны помогать развитию истории и характеристике персонажа, можно было бы сделать следующее: героиня подсматривает в глазок, как соседка шастает по квартирам в поисках той же соли, и на чьё-то предложение обратиться в квартиру героини соседка даёт нам эту самую характеристику, называя её психически ненормальной, странной и прочее. Процесс нашего знакомства с героиней запущен, а дальше, чтобы слова соседки не выглядели голословными, Вы подтверждаете сказанное о героине её действиями и навязчивыми мыслями о чистоте и крысе.

Вывод: мне понравилась Ваша история, она по праву занимает высокое место на конкурсе. Всего хорошего!
Рейтинг@Mail.ru