ОКНА
оценки жюри
всего оценок: 3
№ 1
/ Рига / 1.08.2008, 01:06
идея (замысел, предпосылка): 5 баллов
Кафкианско-беккетовское чтиво. Думал, так уже не пишут. Могу предложить свою очень приблизительную версию. Два дома с окнами - как два мира, тот и этот или какие другие – не важно. Важно, что автор знает, о каких мирах он повествует. Это чувствуется, и это дорого. И люди между двумя мирами и переходом из одного в другой. И смерть – как главная тема «ОКОН», на мой взгляд, решена очень своеобразно и по-своему убедительно.
сюжет: 4 балла
О чем «Замок» Кафки? О чем «В ожидании Годо» Беккета? Поди разберись – у каждого своя версия. Тем они и велики. Наш автор, на мой взгляд, дышит им в затылок. И флаг ему в руки. Я бы, конечно, подсократил, но, Владимир, слушаться надо не меня, а себя и Господа Бога – больше никого. С форматом есть не большие проблемы, но для Вашей работы формат – не главное.
характеры: 4 балла
Характеры абсурдны и в своей абсурдности убедительны.
диалоги: 4 балла
Диалоги хороши изюминками юмора. Понимаешь, что за каждым из них – своя история. И что самое главное – не случайная, а работающая на идею.
постановочный потенциал: 3 балла
Не думаю, что кто-либо отважится поставить «ОКНА». А хотелось бы. На нашем конкурсе – по-видимому, Альтернативный фонд. Но... посмотрим, что скажут коллеги.
И еще. После «ОКОН» прочел, Владимир, Ваше «Море». В «МОРЕ» Вы еще и нашим и вашим, а в «ОКНАХ» – только нашим.
Успехов!
С уважением Вальдемар Микшис.
средний балл: 4
№ 2
/ 6.08.2008, 14:02
идея (замысел, предпосылка): 5 баллов
Немного театра абсурда. Здесь именно театра. Замкнутый мир, колеи каждого персонажа, окна - как смерть или же выход. В таких работах, конечно же, трудно выделить ту самую сверхидею, но на то это и абсурд.
сюжет: 4 балла
Ничего не выпирает. Заявленные линии доведены до конца. Кажется, это заверщённая работа.
характеры: 5 баллов
Разумеется, назвать персонажей живыми клавиатура не поднимается. Оно каждый в своём маленьком мире. При столкновении с другими мирами они могут и умереть. Здесь автору удалось каждого удержать в своей колее. Оставить их именно такими, какие они поредстали.
диалоги: 4 балла
Несмотря на театр абсурда, лишнего нет. Говорят свою идею.
постановочный потенциал: 4 балла
Сценарий сам по себе готов. Точнее, пьеса. Будут это снимать или нет, другой вопрос, здесь мы не это обсуждаем.
Автору предложил бы пройтись по тексту, вычистить его, пропылесоисить, выскоблить, чтоб не было ошибок, ляпов, несуразностей.
средний балл: 4.4
№ 3
/ 12.03.2009, 17:17
идея (замысел, предпосылка): 5 баллов
Да уж, в банальности автора не упрекнёшь! Насколько люди замкнуты в своем мирке, настолько же они глухи и к другим. Сходят с ума от одиночества, но в то же время ничего не делают, чтобы это изменить. Сидят и ждут, когда кто-то услышит ЕГО крик. «Это бы ничего... что не выберусь... какая разница... здесь - там... И однако это хорошо, когда есть выбор. По крайней мере, внушает иллюзию другой свободы» - вот и вся философия, которая ведёт к миру, нарисованному автором. Классическая идея абсурдистской драмы: осознание бессмысленности своего существования, ставящее перед героями дилемму: либо осознать абсурдность мира и на что-то все-таки надеяться, либо покончить жизнь самоубийством.
...за всё время! за всё! никто из жителей не умер какой-нибудь...
иной смертью. Никто не был убит. Никто не был похоронен. Все! решительно все и каждый выпрыгивают из окон!
сюжет: 4 балла
Сюжет, характерный для драмы абсурда: драматическая непоследовательность действий, неопределённое место и время:
Месяц назад мой муж... нет, это было два или три года назад... мой муж... он выбросился из окна...
Бессмысленные интриги, как например, попытка Лизы соблазнить мужчину. Трагический оптимизм, выраженный черз попытку Женщины выбраться из этого мира в другой.
характеры: 4 балла
Для драмы абсурда характерна "обесчеловеченность", т.е. герои не только имеют человечности, но и сами становяттся настолько безликими, что даже не имеют имен. Даже у Лизы имя - не свое собственное.
Бесконечное одиночество героев:
ХОЗЯЙКА
(за дверью, в отчаянье)
Я не могу выйти!.. Закрыла дверь с внутренней стороны, а ключ потеряла.
Апокалипсический страх, ощущение покинутости, одиночества:
ХОЗЯЙКА
Доктор! Не оставляйте меня! Я боюсь, что сотворю с собой нечто противоестественное!
Лучше буду говорить... О чем?.. Конечно, о ней. О той, которая скрашивала эти вечера... Или дни?.. Или не скрашивала?.. Или не о той, а о какой-нибудь другой?.. Она тоже ушла?.. Конечно! Куда ей еще деваться! Тут места хватит только на одного. А там?..
Не понимающие как самих себя, так и других, люди разобщены и одиноки, в отношениях между ними царит жестокая бессмысленность:
ШЛЯПА
Она страдает...
ПЛАЩ
Как и все мы.
ШЛЯПА
Да, но если не мы, то кто? Кроме нас ведь никого нет.
ХОЗЯЙКА
Простите, ничего не выйдет. У меня кончились... фрикадельки.
ШЛЯПА
(в чувствах)
Ну так убейтесь, в самом деле! От вас всё равно никакого проку.
ХОЗЯЙКА
(в ужасе)
Какие страшные слова!
ШЛЯПА
Ваш муж поступил мудро. Последуйте его примеру.
МУЖЧИНА
(Шляпа)
Берём его.
ШЛЯПА
Я что-то брезгую.
МУЖЧИНА
Это же ваш друг!
ШЛЯПА
И в самом деле.
Глухость к другим:
Идут дальше. Раздаётся крик
КРИК
(далекий, приглушенный)
Помогите!
Они ничего не слышат, продолжают идти.
ПЛАЩ
Проклятая тишина! У меня от неё уши закладывает
»
диалоги: 4 балла
Согласно закону жанра, диалог максимально заменяется неинформативными репликами и информативными паузами. Например:
ХОЗЯЙКА
(задумчиво)
Простите меня... что-то со мной не ладится сегодня. Я думала, что сижу на берегу моря... на корточках... руку опустив в теплую воду.
Хозяйка смотрит на ладонь той руки, которой она гладила Плаща. Пауза.
ХОЗЯЙКА
...в тёплую воду... Больше этого нет.
(С чувством)
Я такая несчастная! Закрыла себя в комнате и думала, что уже не выберусь.
ЛИЗА
(прижимаясь к Старухе, тихим голосом)
Никуда я тебя не отпущу. Мы будем вместе. До конца времен... Нет, время уже кончилось. Надо сказать так: мы были вместе... Мы были вместе, и мы были счастливы. Ты да я... счастливы... как рыбы в океане.
Глухота ко всем, кроме себя:
ПЛАЩ
(громко)
Вспомни! В каком номере его больше нет?
Пауза. Шляпа не оборачивается, продолжает идти.
ПЛАЩ
(громче)
В каком номере его больше нет?
Шляпа делает несколько шагов, останавливается, поворачивается так же, как до этого поворачивался Плащ.
ШЛЯПА
(громко)
Чего?
ПЛАЩ
(громко)
В каком... номере... его... больше... нет?
Пауза.
постановочный потенциал: 3 балла
Фильм был бы не кассовый, это точно. Довольно тяжелый жанр для широких масс. Подавляющее большинство не поймет идеи, а люди с больной психикой могут понять неправильно. Предложу в Альтернативный фонд.
средний балл: 4